Дело № 2 - 3657 (2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2015 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Лучиной Н.Б..,
с участием пом. прокурора – Малышкина А.П.,
истицы Герман Ю.А.,
при секретаре Подрезовой Л.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайпрокурора в интересах Герман Ю.А. к Администрации Ачинского района о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Ачинский межрайпрокурор обратился в суд с иском в интересах Герман Ю.А к Администрации Ачинского района о предоставлении на территории Ачинского района жилого помещения специализированного жилого фонда, мотивируя свои исковые требования тем, что она являлась лицом из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать – Г Н.В. умерла 06 марта 2000 года, сведения об отце ребенка были внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. В связи с чем, 21 сентября 2000 года Герман Ю.А. на основании постановления Ачинского района была передана под опеку Г.М.А., с которой она стала проживать в доме по ул.. 15 сентября 2006 года на основании Постанолвнеия Администрации Ачинского района опекун Г.М.А. была отстранена от исполнения обязанностей попечителя и попечителем несовершеннолетней был назначен АС.И., с которым она проживает по адресу –по настоящее время. С 01 сентября 2012 года Герман Ю.А. обучалась в КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж», в котором окончила обучение в июне 2015 года. 24 июня 2014 года Герман Ю.А. включена в список Министерства образования и науки Красноярского края на обеспечение жильем. До настоящего времени Герман Ю.А. жильем не обеспечена. (л.д. 2-4).
В судебном заседании Помощник Ачинского межрайпрокурора Малышкин А.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Герман Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, при этом суду пояснила о том, что она родилась года. Сведения об ее отце в свидетельстве о рождении были указаны со слов ее мамы. Она отца своего не знает и никогда не видела. Ранее она с мамой проживала у бабушки в области. 06 марта 2000 года ее мама Г.Н.В. – умерла. После смерти мамы, она переехала жить к родному дяде в п., ее опекуном была назначена его жена – Г.М.А., но в связи с тем, что она не справлялась с исполнением опекунских обязанностей, Г. М.А. была от них отстранена и опекуном был назначен ее дядя А.С.И., с которым она живет до настоящего времени в его квартире в п.а. После окончания школы, она поступила в сельскохозяйственный техникум, а затем в педколледж в 2012 года, в котором обучение окончила в июне 2015 года. В 2014 году ей сообщили из Администрации Ачинского района о том, что она поставлена на учет в Министерстве науки и образования Красноярского края на получение жилья. Однако жильем она до настоящего времени не обеспечена.
Представитель ответчика администрации Ачинского района - Шарапов А.И, будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, представил письменный отзыв, согласно которого против иска не возражал, поскольку требования истцов соответствуют требованиям действующего законодательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в установленном порядке.
Представитель органа опеки и попечительства УО Администрации Ачинского района - Вантеева А.П., будучи извещенной надлежащим образом, в суд не явилась, представив письменный отзыв, согласно которого против иска не возражала, поскольку Герман Ю.А. поставлен на учет в Министерство науки и образования Красноярского края на получение жилья.
Представитель Министерства науки и образования Красноярского края, будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, возражений по иску не представил.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Ачинского межрайпрокурора в интересах Герман Ю.А. по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) решение о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
В силу положений ст.17 п.11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа во внеочередном порядке действующим жилищным законодательством не предусмотрено (ст.57 Жилищного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Как установлено по делу, Герман Ю.А. года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении и справки о рождении, мать истицы - Г.Н.В., отец – Г.А.Н., сведения об отце внесены со слов матери (л.д. 23-24 ).
18 февраля 2000 года мать истицы Г.Н.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. ( л.д. 22).
На основании Постановления Администрации Ачинского района № 344-П от 21.09.2000 года, над несовершеннолетней Герман Ю.А. была назначена опекуном Г. М.А. ( л.д.20).
На основании Постановления Администрации Ачинского района № 235-П от 15 сентября 2006 года, Г.М.А. была отстранена от исполнения опекунских обязанностей в отношении Герман Ю.А. и опекуном назначен А. С.И.
Ранее за несовершеннолетней Герман Ю.А. закреплено было жилое помещение по адресу матери - с., ул.. ( л.д.10). Между тем, согласно заключения межведомственной комиссии Теренсайского сельсовета от 27 июня 2013 года, вышеуказанная квартира была признана не пригодной для проживания и на основании распоряжения Администрации муниципального образования Теренсайского сельсовета Адамовского района Оренбургской области от 23 октября 2013 года, пункт о закреплении жилого помещения за Герман Ю.А. был признан утратившим. ( л.д.6, 12).
Какого либо жилья на праве собственности, либо праве пользования истица Герман Ю.А. не имеет.
16 декабря 2013 года, Герман Ю.А. обратилась с письменным заявлением в Министерство науки и образования Красноярского края, где в 2014 году была поставлена на учет нуждающейся в получении жилого помещения ( л.д. 26).
До настоящего времени истцу жилое помещение ответчиком не предоставлено.
В настоящее время истица имеет регистрацию в квартире опекуна по адресу – пос. ( л.д. 25 ).
Таким образом, истица ни на правах социального найма, ни на праве собственности в настоящее время жилья не имеет, равно как и закрепленного за ней жилья.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 01 января 2013 года, предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для данной категории граждан. До принятия этого Закона дети-сироты, не успевшие до достижения 23-летнего возраста заявить о нуждаемости в жилье (встать на учет в качестве нуждающихся в жилье), теряли право получить его вне очереди. В связи с принятием Закона № 15-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ, касающиеся дополнения видов жилых помещений специализированного фонда (ч.1 ст.92), а также назначения этого вида (ст.98.1), предоставления жилых помещений названным категориям лиц (ст.109.1) и невозможности выселения детей сирот из специализированного фонда без предоставления другого благоустроенного жилого помещения (п.5 ст.103).
Согласно постановлений Администрации Ачинского района истица является ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства она отнесена к категории лиц, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеуказанными законами. В ходе судебного заседания установлено, что истица приобрела право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
До настоящего времени жилое помещение как для временного проживания, так и жилого помещения специализированного жилищного фонда уполномоченным государственным органом Герман Ю.А. не предоставлено, что не отрицалось сторонами.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истцов являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайпрокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Ачинского района Красноярского края предоставить Герман Ю.А. изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ачинского района Красноярского края, соответствующее норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам, исходя из общей площади 33 кв. метра, с допусками установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Федеральный судья: Лучина Н.Б.