Дело № 2-166/2017
Решение в окончательной форме
изготовлено 23 июня 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2017 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Иноземцевой И.С.,
при секретаре Павловой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Митасовой ФИО16, Синицына ФИО17, Ерофеева ФИО18, Козаченко ФИО19, Федорова ФИО20, Маслина ФИО21, Давыдова ФИО22, действующих через представителя ФИО8, к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, администрации г.Алейска Алтайского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома,
УСТАНОВИЛ
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома. В обосновании своих требований указали, что они являются собственниками квартир в жилом многоквартирном <адрес> ответчики являются наймодателем и собственником жилого многоквартирного дома. В силу ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. За бывшим наймодателем сохраняет обязанность производить капитальный ремонт и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Согласно приложениям № и № Ведомственных строительных норм (ВСН) 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий с каменными стенами, со стенами из кирпича и железобетонными п5ерекрытиями составляет 15-20 лет, продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем здания составляет 10-40 лет. Таким образом, продолжительность эксплуатации жилого дома без прове6дения капитального ремонта превышает сроки, предусмотренные указанными приложениями № и №. Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). С момента ввода вышеуказанного дома в 1988 году в эксплуатацию его капитальный ремонт не проводился, до настоящего времени дом в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда не включен, в связи с чем, ранее возникшее у его жителей дома право требования проведения капитального ремонта сохранено, поэтому обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, лежит на ответчиках. Согласно акту № от 22 сентября 2010 года о приеме-передаче жилого <адрес> в г.Алейске, состояние кровли неудовлетворительное требующее капитального ремонта площадь кровли 1341 кв.м., электрические сети требующие замены 11070 м., трубопроводы теплоснабжения требующие замены 203 м, количество требующих замены задвижек и кранов на системе теплоснабжения 18 и 26 соответственно, радиаторы требующие замены 206 штук и 20 конвекторов, трубопроводы холодного водоснабжения требующие замены 938 метров, трубопроводы горячего водоснабжения требующие замены 959 метров, задвижки на системе водоснабжения требующие замены 8 штук и вентили 384 штуки, трубопроводы канализации чугунные требующие замены 1052 метра, 38 метров асбестоцементные, а также другое оборудование, находящееся в неудовлетворительном состоянии и требующее ремонта. Действиями ответчиков связанными с непроведением капитального ремонта жилого дома истцам причинен моральный вред, который они оценивают в сумме 10 000 рублей каждому. Просят обязать ответчиков исполнить обязательство и произвести работы по капитальному ремонту жилого многоквартирного <адрес> за счет собственных средств в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчиков в пользу каждого истца компенсацию морального вреда по 10 000 рублей.
Истцы Митасова Р.Н., Синицын В.А., Ерофеев Н.В., Козаченко М.А., Федоров В.В., Маслин Н.И., Давыдов Г.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Митасовой Р.Н., Синицына В.А., Ерофеева Н.В., Козаченко М.А., Федорова В.В., Маслина Н.И., Давыдова Г.А. – ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать надлежащего ответчика произвести капитальный ремонт крыши, крылец, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы отопления, системы внутреннего организованного водостока, системы электроснабжения, необходимость ремонта которых установлена заключением экспертизы и требовалась на момент приватизации квартир истцами, а также взыскать в пользу каждого истца компенсацию морального вреда. Дополнительно пояснил, что собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома не проводилось, решение о проведении капитального ремонта не принималось. К ответчикам с заявлениями о проведении капитального ремонта истцы не обращались. Имелись обращения жильцов дома к старшему дома ФИО7, который обращался в обособленное подразделение Барнаульский с заявлением о проведении ремонта крыши. Однако результата нет.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, администрации г.Алейска Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц ООО «<данные изъяты>», обособленного подразделения «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителя истцов ФИО8, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя истцов ФИО8, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, истец Митасова Р.Н. является собственником <адрес> на праве собственности, общей площадью 47,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 22 августа 2013 года.
Истец Козаченко М.А. является собственником <адрес> на праве общей долевой собственности, общей площадью 59,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 25 февраля 2015 года.
Истец Синицын В.А. является нанимателем <адрес> общей площадью 49,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, предоставленной в связи с прохождением военной службы на состав семьи: жена ФИО10, дочь жены ФИО11, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения № от 09 декабря 2011 года.
Истец ФИО5 является собственником <адрес> на праве общей долевой собственности, общей площадью 75,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 29 мая 2013 года.
Истец Ерофеев Н.В. является нанимателем квартиры №№, общей площадью 38,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером № от 16 июня 2001 года.
Истец Давыдов Г.А. является собственником <адрес> на праве общей совместной собственности, общей площадью 61,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 29 мая 2013 года.
Истец Маслин Н.И. является собственником <адрес> на праве общей совместной собственности, общей площадью 77,9 кв.м., расположенной по адресу: Россия<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 25 марта 2013 года.
Согласно приказа Министра обороны РФ №508 от 09 марта 2012 года в собственность муниципального образования <адрес> передано недвижимое имущество, указанное в приложении к приказу.
В приложении к приказу Министра обороны РФ № указан перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования г.Алейск Алтайского края, согласно которому передан земельный участок общей площадью 12000 кв.м.кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (участок находится примерно в 1,25 км по направлению на северо-запад от ориентира – здание администрации г.Алейска, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>); здание жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (в/г №), <адрес>, за исключением служебных квартир 2№.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г.Алейск Алтайского края», ФГКУ «Сибирское ТУИО» МОРФ произвело передачу технической документации, а муниципальное образование г.Алейск Алтайского края приняло документы на земельный участок общей площадью 12000 кв.м.кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, (участок находится примерно в 1,25 км по направлению на северо-запад от ориентира – здание администрации г№, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>); здание жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (в/г №), <адрес>, за исключением служебных квартир №.
Согласно актам о приеме передачи здания (сооружения) № от 12 декабря 2012 года ФГКУ «Сибирское ТУИО» передало, муниципальное образование <адрес> Алтайского края приняло <адрес>,63,66,84 расположенные в <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственниками квартир в многоквартирном доме являются Министерство обороны РФ, с 2012 года муниципальное образование г.Алейска Алтайского края, с 2013 года истцы Митасов Р.Н., Федоров В.В.Давыдов Г.А., Маслин Н.И., с 2015 года истец Козаченко М.А.
Согласно протоколу № от 17 июня 2015 года общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в\г №, <адрес>, ООО «<данные изъяты>» избрано управляющей организацией данного дома.
03 августа 2015 года по акту приема-передачи многоквартирного дома в управление № АО «<данные изъяты>» сдало, управляющая компания ООО «<данные изъяты>» приняло в управление многоквартирный жилой дом по <адрес>, 1988 года постройки. Капитальный ремонт жилого дома не проводился, зафиксировано состояние жилого дома.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 312, под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Пунктом 2.2 ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
В соответствии с Приложением 2 к ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации в отношении полносборных, крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилых домов, а также зданий с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) до постановки на капитальный ремонт установлена 15-20 лет.
Согласно Приложению 3 к ВСН 58-88 (р) срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации для стеновых блоков составляет 50 лет, для кровли из рулонных материалов - 10 лет; для трубопроводов холодного водоснабжения и газовых черных труб - 15 лет; для трубопроводов холодного водоснабжения из оцинкованных труб -30 лет; для трубопроводов горячего водоснабжения из оцинкованных труб (газовых черных труб) при открытой схеме теплоснабжения - 30 лет; для трубопроводов канализации из чугунных труб - 40 лет; для трубопроводов центрального отопления из газовых черных труб при открытой схеме - 30 лет; для внутридомовых магистралей системы электроснабжения с распределительными щитками - 20 лет.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
В силу ст. 6, 7 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Согласно акту № от 22 сентября 2010 года следует, что ОАО «<данные изъяты>» принят в управление от Алейской квартирно-эксплуатационной части многоквартирный <адрес> года постройки, капитальный ремонт не проводился. Санитарное состояние технического подвала с проходящими коммуникациями: трубопровод отопления, трубопровод холодного и горячего водоснабжения, трубопровод канализации, узел управления, неудовлетворительное. Необходимость замены трубопровод отопления 100%, трубопровод холодного и горячего водоснабжения 100%, трубопровод канализации 100%. Состояние кровли неудовлетворительное, площадь кровли, требующей капитальный ремонт 1341 кв.м.
Из акта от 24 апреля 2015 года следует, что комиссией в составе консультанта отдела жилищного надзора по <адрес> инспекции Алтайского края ФИО12, старшего <адрес> Давыдова Г.А., мастера по эксплуатации РЭУ № филиала «<данные изъяты>» ФИО13, помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО14 в ходе проверки жилого <адрес> установлено: ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны РФ с ОАО «Славянка» заключен договор №-УЖФ «Управление специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ», по которому Общество взяло на себя обязательства по оказанию услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, в том числе указанного жилого дома. Крыша дома: частично разрушены оголовки вентиляционных шахт, парапетные плиты имеют смещения, частично разрушены, бикрост и рубероидное покрытие имеют порывы, воздушные мешки, трещины по площади крыши, разрушены фановые трубы над подъез<адрес>, балконные плиты верхних этажей частично разрушены. Технический этаж чердака дома: разрушена кладка вентиляционной шахты № (заделан выход в чердачное помещение и на крышу дома подъезда №) над квартирой № частично отсутствует утеплитель (керамзит). В подъездах дома (с первого по седьмой) штукатурный и покрасочные слои имеют трещины и разрушения, на лестничной площадке подъезда № между 4 и 5 этажами имеется вертикальная трещина. На лестничных площадках в подъездах с первого по седьмой поэтажные электрощиты не закрыты на замок. Имеются выпадения кирпичей из стены со стороны фасада <адрес>. Имеются течи крыши в квартирах №,85, в <адрес> на лоджии в верхнем углу справа от входа имеются следы протекания, в комнате частично отклеились обои. В квартирах №№,54 и 55 на потолочных перекрытиях и стенах имеются пятна.
Необходимость и объем капитального ремонта спорного жилого помещения не может подтверждаться только истечением срока эксплуатации здания, а должна подтверждаться и техническим заключением специализированной организации.
В целях подтверждения необходимости производства капитального ремонта, определения вида работ, а также лица, обязанного провести работы по капитальному ремонту, в соответствии со ст.79 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертного заключения № от 30 мая 2017 года ООО «<данные изъяты>» установлено, что: состояние крылец, кровли, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы отопления, системы канализации, системы внутреннего организованного водостока, системы электроснабжения, исследуемого многоквартирного жилого дома на 2012 год (на 2013 год) требовало проведение капитального ремонта. При условии проведения капитальных ремонтов многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в период с ввода жилого дома в эксплуатацию жилого дома (1988 г.) до передачи его в собственность муниципального образования <адрес> (2012 г., при обеспечении удовлетворительного работоспособного состояния жилого дома), состояние жилого дома в период с 2012 г. по 2013 г. (на дату первой приватизации) не изменилось, так как разница во времени составляет 1 год.
Заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценено судом, как в отдельности, так и в совокупности с другими доказательствами. При вынесении решения суд основывает свои выводы, в том числе и на данном заключении эксперта, в правильности которого не сомневается. Кроме того, сторонами не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта.
Таким образом, техническим заключением, выполненным ООО «<данные изъяты>» подтверждается, что по состоянию на 2012 года, на момент передачи здания <адрес> в муниципальную собственность (2012 года), а также на момент приватизации квартир истцами (2013,2015 года), в многоквартирном доме требовался капитальный ремонт крылец, кровли, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы отопления, системы канализации, системы внутреннего организованного водостока, системы электроснабжения.
Как было отмечено выше, исходя из системного толкования ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что обязанность по производству капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений. Обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
По смыслу указанных положений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в определении от 01 марта 2012 г. N 389-О-О, определяя в Законе РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд РФ, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 г. N и от 14 июля 2011 г. N 886-О-О).
Таким образом, до возложения бремени содержания жилых помещений на граждан, приватизировавших квартиры, муниципальное образование, как наймодатель, обязано исполнить обязанность по проведению капитального ремонта таких жилых помещений.
Исходя из изложенного правового регулирования, применительно к рассматриваемому делу юридически значимыми обстоятельствами являются установление лица, являвшегося наймодателем жилых помещений; необходимость производства капитального ремонта на момент приватизации; установление обстоятельства исполнения либо неисполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что здание многоквартирного <адрес> <адрес> включено в перечень федерального имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной части, собственником является Министерство обороны Российской Федерации согласно справке № № от 18 января 2013 года ТУ Росимущества в Алтайском крае.
Таким образом, наймодателем жилых помещений в многоквартирном <адрес> выступала Алейская квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны РФ.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной государственной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214 ГК РФ, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне").
В соответствии с Положением, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 N 75, КЭЧ отвечали за проведение текущего и капитального ремонта жилых домов Минобороны России, осуществляли прием платежей от нанимателей жилых помещений в указанных домах. КЭЧ для обслуживания жилых зданий создавали специализированные структуры - домоуправления, которые за плату нанимателей и бюджетные средства, выделяемые КЭЧ, осуществляли обслуживание жилых зданий и предоставление нанимателям коммунальных услуг.
Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г. Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №1871 от 17 декабря 2010 года.
Из передаточного Акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2011 года следует, что Алейской КЭЧ ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передано и здание общежития, в котором проживает истец по <адрес>.
Тип федерального государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012 года №.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, Приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" с 20 декабря 2010 года ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны РФ, в том числе, Алейской КЭЧ.
Из пункта 1 Устава ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, утвержденного Министром обороны РФ 25 мая 2012 года, следует, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является универсальным правопреемником прав и обязанностей присоединившихся учреждений, что предполагает переход обязанностей Алейской КЭЧ как наймодателя в части капитального ремонта к новому юридическому лицу - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ.
Согласно Уставу ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ может выступать по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министра обороны организатором конкурсов и аукционов; разрабатывать и утверждать документацию о проведении конкурсов и аукционов по согласованию с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны и иными заинтересованными органами военного управления; осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам. Учреждение имеет право с согласия собственника заключать от имени РФ государственные контракты, иные договоры, размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны (п. 20, 31 Устава).
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Согласно Уставу ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является уполномоченным лицом собственника - Минобороны РФ по управлению и распоряжению имуществом, спорный дом состоит на балансе данного ответчика, следовательно, ему делегированы не только права, но и обязанности собственника, исполнение которых возможно как самостоятельно, так и с помощью третьих лиц.
На момент передачи здания указанного многоквартирного жилого дома, за исключением ряда служебных квартир, в собственность муниципального образования <адрес> и приватизации истцами квартир в доме по <адрес>, многоквартирный жилой дом нуждался в капитальном ремонте, нуждается в нем и на данный момент, однако ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, как бывшим наймодателем обязанность по его проведению надлежащим образом не исполнена, а потому требования истцов о возложении на ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения следует признать обоснованными.
Обязательства бывшего наймодателя по капитальному ремонту жилого помещения в настоящее время сохраняются, оснований для его освобождения от таких работ и возложения обязанности по капитальному ремонту на администрацию г.Алейска Алтайского края, истцов, получивших в собственность жилые помещения в многоквартирном доме, требующем капитальный ремонт, в порядке ст. 158 Жилищного кодекса РФ, не имеется.
Поскольку в силу положений ст. 210 и п. 1 ст. 125 ГК РФ бремя содержания имущества должен нести не только собственник, но и юридические лица, которым помещение принадлежит на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление), а указанное здание многоквартирного дома по состоянию на 2012 год закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ, то суд считает возможным возложить обязанность по проведению капитального ремонта на указанное учреждение.
Согласно части 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем ремонтных работ, суд считает необходимым предоставить ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России время для исполнения решения суда - не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку срок указанный в просительной части искового заявления, - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не отвечает требованиям разумности и справедливости.
В силу абзаца первого статьи 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Жилищный кодекс РФ, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушениями прав гражданина, связанных с проведением капитального ремонта жилого помещения, в котором он проживает.
С учетом изложенного требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, поскольку не основаны на законе.
Учитывая изложенные выше обстоятельства оснований для удовлетворения требований истцов о возложении обязанности по проведению капитального ремонта на ответчика Министерство обороны РФ у суда не имеется, в связи с чем требования к указанном ответчику удовлетворению не подлежат.
В удовлетворении исковых требований истцов к ответчику администрации г.Алейска Алтайского края следует отказать поскольку на момент передачи здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, за исключением ряда служебных квартир, в муниципальную собственность, указанному многоквартирному дому требовался капитальный ремонт крылец, кровли, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы отопления, системы канализации, системы внутреннего организованного водостока, системы электроснабжения, который прежним собственником проведен не был, следовательно обязанность по осуществлению капитального ремонта указанных частей многоквартирного дома у нового собственника не возникло.
В силу положений п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, а также расходы на оплату услуг представителя.
Как усматривается из материалов гражданского дела, определением суда от 28 февраля 2017 года по настоящему делу по ходатайству стороны истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство судебной экспертизы поручено экспертам ООО «<данные изъяты>». Оплата стоимости экспертизы была возложена на истцов Митасову Р.Н., Синицына В.А., Ерофеева Н.В., Козаченко М.А., Федорова В.В., Маслина Н.И., Давыдова Г.А. в равнодолевом порядке. Согласно заявлению ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» о возмещении судебных расходов от 30 мая 2017 года указано, что стоимость экспертизы составила 45600 рублей, истцами стоимость экспертизы не оплачена, просят взыскать расходы по проведению экспертизы в размере 45600 рублей.
При разрешении по итогам рассмотрения дела вопроса о возмещении экспертному учреждению расходов на проведение экспертизы не имеет правового значения то, на кого возложены соответствующие расходы определением о назначении экспертизы, если обязанная сторона, в пользу которой состоялось решение, не произвела оплату проведения экспертизы. При этом суд должен исходить из того, в пользу какой стороны состоялось судебное решение.
Соответственно с надлежащего ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы № от 30 мая 2017 года в размере 45600 рублей.
С учетом позиции представителя истцов в судебном заседании, суд не взыскивает в пользу истцов с ответчика понесенные ими расходы по оплате госпошлины при обращении в суд с исковым заявлением.
Руководствуясь ст.194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ
Исковые требования Митасовой ФИО23, Синицына ФИО24, Ерофеева ФИО25, Козаченко ФИО26, Федорова Владимира ФИО27, Маслина ФИО28, Давыдова ФИО29 к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполнив следующие работы по капитальному ремонту:
Крыша (выпуски вентиляционных шахт и фановых труб, парапеты, кровля, помещение для выхода на кровлю):
-выполнить полную замену кровельного покрытия (включая устройство кровли над парапетами) из рулонных материалов на площади 1360,кВ.м.;
-выполнить устройство примыканий кровельного ковра к парапету, длиной 271,0 м.п.;
- выполнить устройство примыканий кровельного ковра к вертикальным поверхностям стен помещений для выхода на крышу, выпусков вентиляционных шахт с установкой фартуков из оцинкованной кровельной стали длиной 99,0 м.п.;
- выполнить устройство кровельного ковра из рулонных материалов козырьков над балконами, входами в помещения подъездов и плит покрытия лоджий, площадью 106,0 кв.м.;
- выполнить устройство примыканий кровельного ковра над болконами, входами в помещение подъездов и плит покрытия лоджий к вертикальным поверхностям стен длиной 110,0 м.п.;
Система холодного водоснабжения:
- выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) системы холодного водоснабжения включая запорную арматуру:
1) магистралей в помещениях подвала, длиной 194,0 м.п.;
2) стояков в помещениях подвала и квартир, длиной 334,0 м.п.;
3) внутриквартирная разводка трубопроводов, длиной 406,0 м.п.;
- выполнить антикоррозионную защиту трубопроводов, длиной 934,0 м.п.;
- выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов в помещениях подвала, длиной 283,0 м.п. трубопровода;
Система горячего водоснабжения:
- выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) системы горячего водоснабжения включая запорную арматуру:
1) магистралей в помещениях подвала, длиной 232,0 м.п.;
2) стояков в помещениях подвала и квартир, длиной 388,0 м.п.;
3) внутриквартирная разводка трубопроводов, длиной 343,0 м.п.;
- выполнить антикоррозионную защиту трубопроводов, длиной 963,0 м.п.;
- выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов в помещениях подвала, длиной 340,0 м.п. трубопровода;
Система отопления:
- выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) системы отопления включая запорную арматуру:
1) магистралей в помещениях подвала, длиной 525,0 м.п.;
2) стояков в помещениях подвала, квартир и подъездов (с заменой обогревающих элементов, выполненных из стальных труб), длиной 1428,0 м.п.;
3) внутриквартирная разводка трубопроводов, длиной 596,0 м.п.;
- выполнить замену элеваторных узлов, в количестве 4 шт.;
- выполнить антикоррозионную защиту трубопроводов, длиной 2549,0 м.п.;
- выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов в помещениях подвала, длиной 697,0 м.п. трубопровода;
Крыльца у входов в помещения подъездов:
- выполнить полную замену конструкций крылец у входов в помещение подъездов, в количестве 7 шт.;
Система внутреннего организованного водостока:
- выполнить полную замену стальных трубопроводов системы внутреннего организованного водостока, длиной 23,0 м.п.;
- выполнить замену водосточных воронок на кровле здания, в количестве 8 шт.;
- выполнить окраску трубопроводов (антикоррозионное покрытие), длиной 230,0 м.п.;
Система электроснабжения:
- выполнить полную замену системы электроснабжения – внутридомовых разводящих магистралей и стояков, включая освещение подъездов, помещений подвала и технического этажа, длиной 1845,0 м.п., в том числе:
1) прокладку внутридомовых разводящих магистралей системы электроснабжения в помещениях подвала выполнить в стальных трубах с разветвительными коробками, в количестве 390,0 м.п. труб и 8 шт. коробок на ответвлениях в помещения подъездов;
2) выполнить устройство освещения в помещениях подвала, прокладку выполнить открытой проводкой в гофрированных ПВХ трубах, не распространяющих горение, кабелями с медными жилами в оболочках не распространяющих горение, длиной 310,0 м.п. труб, установка светильников, в количестве 21 шт., выключателей, в количестве 10 шт.;
3) выполнить устройство освещения в помещениях технического этажа, прокладку выполнить открытой проводкой в гофрированных ПВХ трубах, не распространяющих горение, кабелями с медными жилами в оболочках не распространяющих горение, длиной 220,0 м.п. труб, установка светильников, в количестве 12 шт., выключателей в количестве 6 шт.;
- выполнить замену вводного распределительного устройства (ВРУ) в количестве 1 шт.;
- выполнить замену общедомового прибора учета в количестве 1 шт.
- выполнить окраску стальных труб прокладки системы электроснабжения (антикоррозионное покрытие) в помещение подвала, длиной 390,0 м.п.;
- выполнить замену общедомовой системы заземления в помещениях подвала, длиной 190, м.п.
В удовлетворении остальной части исковых требований Митасовой ФИО30, Синицына ФИО31, Ерофеева ФИО32, Козаченко ФИО33, Федорова ФИО34, Маслина ФИО35, Давыдова ФИО36 к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отказать.
Взыскать с Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по оплате производства судебной строительно-технической экспертизы в размере 45 600 рублей.
В удовлетворении исковых требований Митасовой ФИО37, Синицына ФИО38, Ерофеева ФИО39, Козаченко ФИО40, Федорова ФИО41, Маслина ФИО42, Давыдова ФИО43 к Министерству обороны РФ, администрации г.Алейска Алтайского края, отказать
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.
Судья И.С.Иноземцева
Решение не вступило в законную силу.