Дело № 2-2283/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи ДВИРНЫК Н.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по противодействию коррупции Республики Крым о взыскании задолженности по заработной плате, доплате за совмещение должностей, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат и возмещении морального вреда, признании неправомерными действий, признании недействительными приказов, понуждении ответчика к определенным действиям, восстановления прав на получение дополнительных выплат к денежному содержанию,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 77-рг «Об утверждении структуры и штатного расписания Комитета по противодействию коррупции Республики Крым» утверждены структура и штатное расписание ответчика в количестве 15 штатных единиц. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приказом № принят на государственную гражданскую службу Республики Крым на должность заместителя начальника управления – заведующим отделом по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по антикоррупционным проверкам Комитета по противодействию коррупции Республики Крым. Данная должность, согласно Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ЗРК «О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым», относится к главной группе должностей категории «руководитель». Прием на службу ФИО2 оформлен ДД.ММ.ГГГГ срочным служебным контрактом № 3-СК сроком на 3 года, что предусмотрено ч.2ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с приказом ФИО1 Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания, должностных регламентов государственных гражданских служащих Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, и перечня должностей, по которым предусматривается заключение срочных служебных контрактов». На момент принятия истца на государственную гражданскую службу Республики Крым и назначении на соответствующую должность действовал Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым», в соответствии с которым истцу установлен должностной оклад в размере 19439,00 руб. (ст. 2 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ №12-ЗРК с учетом изменений ст. 6 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ № 23-ЗРК).
Пунктом 9 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № 3-СК, заключенного с ответчиком, предусматривается, что денежное содержание определяется и устанавливается в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Республики Крым. Размер должностного оклада, рассчитанный на основании Закона № 12-ЗРК, указан в приказе о принятии на работу от ДД.ММ.ГГГГ № и в личной карточке (форма Т-2), о чем истец был ознакомлен под роспись, согласившись при приеме на данные условия труда. Все дополнительные выплаты, установленные истцу при приеме на работу, рассчитывались на основании установленного оклада в порядке, установленном Законом № 12-ЗРК.
Со вступлением в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 39-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Крым, а также государственных гражданских служащих Республики Крым» заработная плата истца снизилась практически в 2 раза, что привело к существенным ухудшениям условий труда, с которыми истец не согласился. Своего письменного согласия на внесение соответствующих изменений в служебный контракт истец не давал, о чем свидетельствует отсутствие оформленного надлежащим образом дополнительного соглашения. С внутренними локальными актами относительно изменений по заработной плате письменно не ознакамливался, о чем свидетельствует отсутствие подписей истца об ознакомлении в соответствующих приказах и листах согласования.
В связи с тем, что ответчиком не соблюден срок и порядок уведомления гражданского служащего об изменении существенных условий служебного контракта, предусмотренные ст. 74 Трудового кодекса РФ и ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отсчет двухмесячного срока начался с момента вступления Закона № 39-ЗРК в законную силу. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисление и выплата заработной платы по основным и дополнительным выплатам должна осуществляться по нормам Закона № 12-ЗРК, а не по коэффициентам Закона № 39-ЗРК.
Расчет денежного содержания по должности, предоставленный ответчиком в суд, составлен недостоверно. Кроме того, в нарушение п. 4-5 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 6.7.-6.8. Служебного распорядка государственных гражданских служащих в Комитете по противодействию коррупции Республики Крым, утвержденного приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № 1/1, и п. 10 Служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № 3-СК при расчете отпускных ответчиком не учтены дни положенного истцу дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день.
На момент принятия истца на государственную гражданскую службу Республики Крым стаж государственной службы составил 4 года 04 месяца 09 дней, что обозначено в приказе о принятии на работу от ДД.ММ.ГГГГ № и в личной карточке (форма Т-2). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №12-ЗРК при стаже государственной гражданской службы Республики Крым от 1 года до 5 лет устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 10 процентов должностного оклада, что составляет 1943,90 руб.
Право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет подтверждают соответствующие записи, внесенные в трудовую книжку истца на предыдущих местах работы, где он проходил государственную службу. Копия трудовой книжки находится в сформированном личном деле, которое находится у ответчика. Там же находился и оригинал трудовой книжки до момента увольнения истца.
В соответствии с п. 16 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае дополнительной необходимости проверки сведений, подтверждающих право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, ответчик имел возможность инициировать запрос по предыдущим местам работы с целью подтверждения стажа государственной службы. Кроме этого, у ответчика была и есть до сегодняшнего дня возможность ознакомиться с оригиналом трудовой книжки в судебном заседании. Однако в целях уклонения от выплаты причитающихся истцу сумм заработной платы, никаких действий по проверки сведений о стаже государственной службы ответчиком не предпринято.
В связи с чем, основания для невыплаты истцу ежемесячной надбавки за выслугу лет, изложенные в возражениях ответчика, являются необоснованными. Отмена ответчиком пунктов приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатного расписания» и приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда» является неправомерной.
На момент принятия истца на государственную гражданскую службу Республики Крым и назначении на соответствующую должность в соответствии п. 2 ст. 4 Закона № 12-ЗРК ответчиком установлена ему ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия в размере 150% должностного оклада, что составляет 29158,50 руб. Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия определен по соответствующей группе должностей гражданской службы и четко обозначен в приказе о принятии на работу от ДД.ММ.ГГГГ № и в личной карточке (форма Т-2), о чем истец ознакомлен под роспись.
Кроме того, данная надбавка была установлена с обязательным учетом сложности, напряженности службы и иных особых условий в соответствии с должностным регламентом. В подтверждение сложности и напряженности службы свидетельствует установленный истцу ненормированный рабочий день, который определен в п. 10 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № 3-СК, и перечень выполняемых должностных обязанностей, обусловленных должностным регламентом. Кроме этого, выплата данной надбавки определена п. 9 служебного контракта, заключенного с ответчиком и закреплена в соответствующем приказе.
При этом вся нагрузка работы Комитета распределялась на фактическую штатную численность, которая за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла 7 человек из 15 штатных единиц. В связи с чем, государственные служащие Комитета вынуждены были нести двойную нагрузку, в том числе нагрузку по своим непосредственным должностным обязанностям, а также по обязанностям специалистов, чьи должности на тот момент были вакантны, что обосновывает необходимость и рациональность, а также соблюдение действующего законодательства, при установке работающим сотрудникам ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия.
В связи с чем оснований для невыплаты истцу ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия, не имеется. Отмена ответчиком пунктов приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда» является незаконной. Трудовой кодекс Российской Федерации не предоставляет работодателю право совершать юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены (Определение № 46-В05-44, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 г., Бюллетень Верховного Суда РФ № года).
Кроме того, за весь период работы в Комитете на истца были временно возложены обязанности консультанта отдела организации и нормативно-правового обеспечения Комитета в части организации и ведения бухгалтерского и кадрового учета, составления соответствующей отчетности и предоставления ее в контролирующие органы без освобождения от основной работы и в одно и то же рабочее время, что подтверждается приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № 10. Задолженность по выплате заработной платы за совмещение должностей ответчиком также не выплачена.
В связи с тем, что ответчик является самостоятельным юридическим лицом, на него возложены все основные права и обязанности работодателя, предусмотренные ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации, в том числе поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
В целях установления единых условий и порядка премирования, выплаты единовременного денежного поощрения, материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим на основании норм ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 24 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» и ст. 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым» в Комитете разработано Положение о премировании, порядке выплаты единовременного денежного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Республики Крым и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым, Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, утвержденное Приказом Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение) (прилагается).
Согласно п. 1 Положения премии гражданским служащим и работникам Комитета выплачиваются при наличии экономии фонда оплаты труда и не являются гарантированной частью денежного содержания гражданских служащих и гарантированной частью оплаты труда работников. Пунктом 3 Положения установлено, что премирование гражданских служащих и работников в Комитете может производиться единовременно, ежемесячно, ежеквартально и по итогам года. А по результатам выполнения разовых и иных поручений гражданским служащим при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда может выплачиваться единовременная премия, что предусмотрено п. 4. Положения о премировании. При этом размер премии, выплачиваемой гражданскому служащему и работнику, определяется по результатам его деятельности с учетом фактически отработанного времени в отчетном периоде и максимальными размерами не ограничивается. Решение о выплате единовременной премии оформляется правовым актом Комитета.
На основании Распоряжения Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 77-рг «Об утверждении структуры и штатного расписания Комитета по противодействию коррупции Республики Крым» утверждена структура и штатное расписание Комитета в количестве 15 штатных единиц. На момент издания приказов о премировании сотрудников за июль 2014, август 2014, сентябрь 2014 фактическая численность Комитета составляла 7 человек, что свидетельствует о наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда Комитета. Данный факт подтверждает то, что все премиальные начисления в Комитете осуществлялись только за счет экономии фонда оплаты труда в пределах, доведенных Министерством финансов Республики Крым бюджетных ассигнований в августе 2014 года, что свидетельствует о соблюдении п. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым».
Учитывая добросовестное исполнение служебных обязанностей, соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины, своевременного выполнения сложных заданий и особо важных поручений, в целях усиления мотивации и повышения качества выполняемых задач ФИО1 Комитета принимал решение о премировании своих сотрудников с учетом показателей работы государственных гражданских служащих, предусмотренных п.3 Положения.
Кроме того, в соответствии с разделом III Примерного положения о порядке выплаты государственным гражданским служащим Республики Крым премий за выполнение особо важных и сложных заданий (Приложение 4 к Закону Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым») по результатам выполнения разовых и иных поручений гражданским служащим при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда может выплачиваться единовременная премия, решение о выплате которой оформляется правовым актом государственного органа.
За период работы истца ответчик многократно возлагал на него выполнение особо важных разовых поручений помимо повседневной работы, по результатам выполнения которых истцу начислялась единовременная премия за июль, август и сентябрь 2014 года, размер которой установлен в соответствующих приказах. Истцом осуществлялась проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Государственной службы по лекарственным средствам в Автономной <адрес>, осуществленной во исполнение распоряжения Врио Главы Республики ФИО11Аксенова от ДД.ММ.ГГГГ № 23-рг «О создании комиссии по проверке деятельности учреждений здравоохранения Республики Крым» и на основании приказа ФИО1 Министерства здравоохранения Республики ФИО12Бахарева от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки в Государственной службе по лекарственным средствам в Автономной <адрес>» (справка прилагается); проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Государственного учреждения «Крымский государственный медицинский университет имени ФИО6», осуществленная во исполнение резолюции Первого заместителя ФИО1 Республики Крым ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и на основании приказа ФИО1 Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении на проверку».
В связи с чем у ответчика имелись все законные основания для принятия решения о начислении единовременных премий за соответствующие периоды и полностью реализованы все права и обязанности как работодателя в части материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданских служащих Комитета. В связи с чем, внесенные Прокуратурой Республики Крым протесты об отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании сотрудников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за июль 2014г. и за август 2014г.» и приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании сотрудников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за сентябрь 2014г» являются неправомерными. На данные действия Прокуратуры Республики Крым в Центральный районный суд <адрес> истцом подано заявление на обжалование неправомерных действий органов государственной власти от 22.12.2014г.
Ответчик поясняет невыплату заработной платы отсутствием полностью утвержденной сметы. Однако в соответствии нормами Трудового кодекса РФ данное обстоятельство не является оправданием для неначисления ответчиком заработной платы и не освобождает его от ответственности за несвоевременность ее выплаты. Смета Комитета в октябре 2014 года утверждена и принята на обслуживание в Казначейской службе Республики Крым. Таким образом, в октябре 2014 года у ответчика имелись все условия для погашения задолженности по заработной плате. Подача искового заявления в суд о взыскании заработной платы и проверка рабочей группы, созданной на основании распоряжения Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 276-рг, не являются основанием для непогашения неоспоримой суммы заработной платы в октябре 2014 года.
Отсутствие какого-либо дохода на протяжении 5 месяцев вынудило истца на одалживание денежных средств, что для него является крайне унизительным обстоятельством и причиняет глубокие моральные страдания, поскольку одолженные денежные средства в указанные сроки не возвращались. Ответчик лишил истца практически на пол года возможности полноценно обеспечивать себя и свою семью в самых необходимых для жизни вещах (питание, одежда, лекарства, коммунальные расходы). Кроме того, в настоящее время заемщики принуждают истца отдавать занятые денежные средства с учетом уровня роста потребительских цен и инфляции.Истец также вынужден на каждом судебном заседании доказывать представителям ответчика и суду факты законности принятия истца на государственную службу, правомерности начисления денежного содержания и дополнительных выплат.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ последствием невыплаты заработной платы является право работника потребовать от работодателя компенсацию за моральный вред, причиненный ему нарушением трудового законодательства. При этом согласно п. 63 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № трудовое законодательство Российской Федерации не содержит ограничений для компенсации морального вреда, в том числе и при задержке зарплаты.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Также, в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ последствием невыплаты заработной платы является обязанность работодателя начислить работнику денежную компенсацию. Такие проценты считают в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно.
С учетом уточненного искового заявления просит: взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в сумме 278718,25 рублей, в том числе НДФЛ – 36233,00 рублей; задолженность по доплате за совмещение должностей в сумме 18378,45 рублей, в том числе НДФЛ – 2389,00 рублей; денежную компенсацию за задержку причитающихся истцу выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда; на возмещение морального вреда в размере 70000,00 рублей, а всего просит взыскать 374970,06 (Триста семьдесят четыре тысячи девятьсот семьдесят рублей 06 копеек) руб; признать неправомерными действия ответчика в части отмены пунктов приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатного расписания, должностных регламентов государственных гражданских служащих Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, и перечня должностей, по которым предусматривается заключение срочных служебных контрактов», приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатного расписания» и приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда»; признать приказы ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № 84, от ДД.ММ.ГГГГ № 85, от ДД.ММ.ГГГГ № недействительными с момента издания и обязать ФИО1 Комитета по противодействию коррупции Республики Крым отменить их; признать приказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным с момента издания и обязать ФИО1 Комитета по противодействию коррупции Республики Крым отменить его; восстановить права истца на получение дополнительных выплат к денежному содержанию; принять меры к обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество Ответчика, а именно на денежные средства, находящиеся на расчетном счете № 35411001087947, открытом в Казначейской службе Республики Крым, код банка 824026, код плательщика 90879473 – Комитет по противодействию коррупции Республики Крым; судебные расходы возложить на Ответчика.
Представителем ответчика поданы в суд письменные возражения против иска, в которых ответчик указывает следующее. Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 276-рг сформирована рабочая группа для проверки хозяйственной деятельности Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, по результатам которой установлены нарушения со стороны бывшего ФИО1 Комитета ФИО8 и заместителя начальника управления - ФИО2 Истец просит взыскать заработную плату в коэффициентах согласно Закону РК от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК, поскольку Закон РК 39-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ существенно ухудшил условия труда истца в части уменьшения заработной платы. Ответчик полагает такие требования несостоятельными, поскольку в служебном контракте в нарушение ст. 57 ТК РФ не определен размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. При таких обстоятельствах фактических изменений в служебном контракте не произошло. На момент принятия истца на работу и его увольнения план ассигнований на содержание Комитета не были согласованы и утверждены. Смета на содержание Комитета согласована и утверждена ДД.ММ.ГГГГ и взята на обслуживание только 16.0.2014 года. Кроме того, действия пунктов Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК, на основании которых истец произвел расчет заработной платы, приостановлены Законом РК 39-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем расчет денежного содержания истца необходимо производить с учетом коэффициентов, предусмотренных Законом РК 39-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ года.
Незаконно установлена надбавка к должностному окладу истца за выслугу лет, поскольку Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ЗРК, регулирующий вопросы стажа государственного гражданского служащего <адрес>, вступил в силу только ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем только с указанной даты возможно начисление истцу надбавки с учетом его стажа работы.
Комитет также не соглашается с начислением истцу ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия, поскольку в нарушение ч.2 ст. 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК надбавка установлена должностям, а не конкретным государственным служащим, и не были мотивированы размеры ежемесячной надбавки.
Единовременные премии истцу также начислены с нарушением закона. Так, согласно п. 1 Положения премии гражданским служащим и работникам Комитета выплачиваются при наличии экономии фонда оплаты труда. При этом на момент издания приказов Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ "О премировании сотрудников комитета" экономии фонда оплаты труда не было в связи с отсутствием согласованной и утвержденной сметы и выделенных ассигнований на содержание Комитета.
Неправомерными ответчик считает требования истца в части взыскания оплаты за совмещение должностей, дополнительного соглашения между истцом и Комитетом об осуществлении совмещения должностей не составлялось, а кроме того, в табеле учета рабочего времени отсутствуют отметки об осуществлении ФИО2 работы по совместительству. Ответчик просит также отказать истцу в части возмещения морального вреда ввиду его необоснованности.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска с учетом уточненных требований. В части возложения обязанностей по совмещению должностей пояснил, что ошибочно не вносил в табель учета рабочего времени данные о работе по совмещенной должности.
В судебном заседании представители ответчика признали исковые требования в части выплаты заработной платы и отпускных в размере 27066,57 рублей, в иной части просили в удовлетворении иска отказать. Пояснили, что вопрос касается расходования бюджетных средств и начисление премий в размерах, установленных приказами бывшего начальника Комитета, является неправомерным, поскольку начисление таких премий имело место без утвержденной сметы и данных об экономии фонда оплаты труда, что является недопустимым. Полагали, что имело место злоупотребление правом.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 77-рг «Об утверждении структуры и штатного расписания Комитета по противодействию коррупции Республики Крым» утверждены структура и штатное расписание ответчика в количестве 15 штатных единиц. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приказом № принят на государственную гражданскую службу Республики Крым на должность заместителя начальника управления – заведующим отделом по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по антикоррупционным проверкам Комитета по противодействию коррупции Республики Крым. Данная должность, согласно Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ЗРК «О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым», относится к главной группе должностей категории «руководитель». Прием на службу ФИО2 оформлен ДД.ММ.ГГГГ срочным служебным контрактом № 3-СК сроком на 3 года, что предусмотрено ч.2ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с приказом ФИО1 Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания, должностных регламентов государственных гражданских служащих Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, и перечня должностей, по которым предусматривается заключение срочных служебных контрактов». На момент принятия истца на государственную гражданскую службу Республики Крым действовал Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым», в соответствии с которым истцу установлен должностной оклад в размере 19439,00 руб. (ст. 2 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ №12-ЗРК с учетом изменений ст. 6 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ № 23-ЗРК).
Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 276-рг сформирована рабочая группа, задачей которой являлось изучение вопроса соблюдения действующего законодательства при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности Комитета.
По результатам проведенной проверки рабочей группой составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ г., в которой установлено, что нарушения были допущены ФИО1 Комитета ФИО8 и заместителем начальника Управления - заведующим отделом по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера управления по антикоррупционным проверкам Комитета ФИО2 Согласно справки рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ в разделе IV служебного контракта истца в нарушение ст. 57 Трудового кодекса РФ не определен размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Заявления о приеме на работу, издание приказом о приеме на работу, заключение служебных контрактов, утверждение должностных регламентов проводились задними числами, ведение финансовой и хозяйственной деятельноссти в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ Комитетом не осуществлялась, документы, подтверждающие факт ведения Комитетом финансовой и хозяйственной деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, ряд приказов, изданных Комитетом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Крым.
Приказом Комитета по противодействию коррупции Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ г., отменен п. 2 приказа Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду его несоответствия нормам вышеуказанных нормативных актов. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ комитета по противодействию коррупции Республики Крым отменены приказы Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 20, ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании сотрудников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за сентябрь 2014 г.» и «О премировании сотрудников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за июль 2014 г. и за август 2014 г.» ввиду их несоответствия нормам вышеуказанных нормативных правовых актов. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым отменены пункты 1, 2.6 приказа Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду их несоответствия нормам вышеуказанных нормативных правовых актов. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ отменен п.3 приказа Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (в котором утверждены размеры месячных должностных окладов и ежемесячных денежных поощрений государственных гражданских служащих Комитета) ввиду его несоответствия нормам вышеуказанных нормативных правовых актов.
Прокуратурой Республики Крым в рамках проведения проверки по коллективной жалобе ФИО9, ФИО10, ФИО2 на нарушение трудового законодательства Комитетом, ДД.ММ.ГГГГ направлены протесты на приказы № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании сотрудников Комитета» с требованиям об их отмене.
Пунктом 9 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № 3-СК, заключенного с ответчиком, предусматривается, что денежное содержание определяется и устанавливается в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Республики Крым. Размер должностного оклада, рассчитанный на основании Закона № 12-ЗРК, указан в приказе о принятии на работу от ДД.ММ.ГГГГ № и в личной карточке (форма Т-2), о чем истец ознакомлен под роспись, согласившись при приеме на данные условия труда. Все дополнительные выплаты, установленные истцу при приеме на работу, рассчитывались на основании установленного оклада в порядке, установленном Законом № 12-ЗРК.
Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 39-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Крым, а также государственных гражданских служащих Республики Крым» приостановлено действие пунктов Закона № 12-ЗРк, вследствие чего заработная плата истца уменьшилась.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен отпуск на 7 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен с занимаемой должности в связи с изменением существенных условий служебного контракта. (л.д. 46, 48).
Заработная плата и компенсация отпускных выплачена истцу в размере 27066,57 рублей ДД.ММ.ГГГГ года.
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждаются доказательствами в деле, сторонами не опровергаются.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).
Согласно ст. 27 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Согласно п.8 ч.3 ст. 24 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" одним из существенных условий контракта является условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В контракте, заключенном между ФИО2 и Комитетом, размер должностного оклада и иных надбавок указан не был.
В месте с тем, в приказе о приеме на работу ФИО2 указан должностной оклад в размере 19439,00 руб, а также надбавка за особые условия государственной гражданской службы Республики Крым в размере 29159 рублей, рассчитанные на основании Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым», с учетом изменений ст. 6 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ № 23-ЗРК. На основании ст. 7 указанного Закона, с учетом изменений ст. 6 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ № 23-ЗРК установлено ежемесячное денежное поощрение.
Согласно ст. 50 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Приказ о приеме на работу ФИО2, а также заключенный сторонами контракт никем оспорен, а также отменен не был, а сам должностной оклад, надбавка за особые условия государственной гражданской службы Республики Крым и ежемесячное денежное поощрение рассчитано с соблюдением действующего на время принятия на службу истца нормами Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым», с учетом изменений ст. 6 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ № 23-ЗРК.
На момент принятия истца на государственную гражданскую службу Республики Крым стаж государственной службы составил 4 года 04 месяца 09 дней, что обозначено в приказе о принятии на работу от ДД.ММ.ГГГГ № и в личной карточке (форма Т-2). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №12-ЗРК при стаже государственной гражданской службы Республики Крым от 1 года до 5 лет устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 10 процентов должностного оклада, что составляет у ФИО2 1943,90 руб.
Право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет подтверждают соответствующие записи, внесенные в трудовую книжку истца на предыдущих местах работы, где истец проходил государственную службу.
Согласно ст. 47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ЗРК "О государственной гражданской службе Республики Крым" гражданам Российской Федерации, занимающим (занимавшим) должности государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при назначении на должности государственной гражданской службы Республики Крым в стаж государственной гражданской службы засчитывается стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на государственную должность Республики Крым, государственную гражданскую службу Республики Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ. Стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на государственную гражданскую службу Республики Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, учитывается, в том числе, при установлении лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Республики Крым, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу для назначения пенсии».
В связи с чем, основания для невыплаты истцу ежемесячной надбавки за выслугу лет, изложенные в возражениях ответчика, являются необоснованными.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно п.7 ст. 33 ФЗ № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона).
В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что ответчиком не соблюден срок и порядок уведомления гражданского служащего об изменении существенных условий служебного контракта, предусмотренные ст. 74 Трудового кодекса РФ и ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отсчет двухмесячного срока начался с момента вступления Закона № 39-ЗРК в законную силу. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисление и выплата заработной платы по основным и дополнительным выплатам должна осуществляться по нормам Закона № 12-ЗРК, а не по коэффициентам, предусмотренным Законом № 39-ЗРК.
В части начисления истцу единовременной премии за июль 2014 года в размере 22973,36 рублей, август 2014 года в размере 38878 рублей, сентябрь 2014 года в размере 60084,20 рублей, необходимо указать следующее.
На основании норм ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 24 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» и ст. 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 12-ЗРК «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым» Комитетом разработано Положение о премировании, порядке выплаты единовременного денежного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Республики Крым и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым, Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, утвержденное Приказом Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 13.
Согласно п. 1 Положения премии гражданским служащим и работникам Комитета выплачиваются при наличии экономии фонда оплаты труда и не являются гарантированной частью денежного содержания гражданских служащих и гарантированной частью оплаты труда работников. Пунктом 4 Положения установлено, что премирование гражданских служащих и работников в Комитете может производиться по результатам выполнения разовых и иных поручений гражданским служащим при наличии экономии денежных средств по фонду оплаты труда.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.
В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Как видно из результатов проверки рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ ведение финансовой и хозяйственной деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ Комитетом не осуществлялась, документы, подтверждающие факт ведения Комитетом финансовой и хозяйственной деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. При этом на момент издания приказов Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ "О премировании сотрудников комитета" экономии фонда оплаты труда не было в связи с отсутствием согласованной и утвержденной сметы и выделенных ассигнований на содержание Комитета.
Согласно ст. 191 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В вопросах выплаты премии и предоставления иных видов поощрений за труд (ст.191), несмотря на установленное законом право, а не обязанность работодателя производить таковые, последний не может действовать произвольно, и во всяком случае связан необходимостью обеспечения соблюдения принципов и норм составляющих конституционно-правовую основу регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере, свобода усмотрения работодателя в данном случае не является абсолютной.
При таких обстоятельствах оснований для начисления единовременной премии истцу в размере 200, 200 и 400 процентов месячного должностного оклада не имелось.
При этом суд также принимает во внимание, что согласно ст. 65 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" финансирование федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд отказывает в удовлетворении иска в части признания недействительным и отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ комитета по противодействию коррупции Республики Крым об отмене приказов Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 20, ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании сотрудников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за сентябрь 2014 г.» и «О премировании сотрудников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за июль 2014 г. и за август 2014 г.».
Задолженность по заработной плате Комитета перед ФИО2 суд определяет следующим образом: оплата за июль 2014 года: должностной оклад 11486,68 руб, ежемесячное денежное поощрение 5743,34 рублей, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы 17230,02 рублей, ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе 1148,67 рублей, а всего 35608,71 рублей; за август 2014 года: должностной оклад 19439 руб, ежемесячное денежное поощрение 9719 рублей, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы 29158,50 рублей, ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе 1943,90 рублей, а всего 60260,90 рублей; за сентябрь 2014 года: должностной оклад 15021,05 руб, ежемесячное денежное поощрение 7510,52 рублей, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы 22531,57 рублей, ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе 1502,11 рублей, а всего 46565,25 рублей. Таким образом, заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 142434,86 рублей.
При расчете денежной компенсации отпуска суд исходит из следующего.
Согласно ст. 46 Федерального Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней. Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.
Согласно ст. 18 Закона Республики Крым № 52-ЗРК нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, составляет пять календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности иных групп гражданской службы, - три календарных дня. Право на дополнительный отпуск возникает у гражданского служащего независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного служебного дня.
Согласно п.10 заключенного служебного контракта ФИО2 устанавливается ненормированный служебный день.
Продолжительность отпуска ФИО2 составляет 7 календарных дней ( из расчета на год 44 календарных дня, из которых 35 календарных дней - основной, 4 - дополнительный по выслуге лет, 5 - дополнительный за ненормированный рабочий день), с учетом отработанного времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг.N922
"Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3). В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
Суд рассчитывает компенсацию за неиспользованные отпуска следующим образом: в июле отработано 29,3:31х18=17,01 календарных дней; в сентябре отработано 29,3:30х23=22.46 календарных дней; в августе отработан полный месяц, т.е. 29,3 календарных дня, а всего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 68,77 календарных дней. Средний дневной заработок составляет 142434,86 рублей: 68,77 календарных дней = 2071,17 рублей. Отпускные в таком случае составили 2071,17 рублей х 7 календарных дней = 14498,24 рубля.
Таким образом, взысканию с Комитета по противодействию коррупции Республики Крым в пользу ФИО2 подлежит задолженность по заработной плате в размере 142434,86 рублей (в том числе НДФЛ); в счет компенсации отпускных 14498,24 рубля (в том числе НДФЛ).
Суд также учитывает, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ добровольно выплачена истцу заработная плата и компенсация отпускных в размере 27066,57 рублей, в связи с чем выплате подлежит 142434,86 рублей + 14498,24 рублей, за вычетом суммы уже выплаченной заработной платы и отпускных в размере 27066,57 рублей, а всего к выплате 129866,53 рубля. Расчет налоговых сумм не относится к компетенции суда, в связи с чем сумма рассчитана судом без вычета налоговых обязательств.
Суд отказывает в удовлетворении иска в части взыскания заработной платы и компенсации за нарушение сроков ее выплаты за совмещение должностей. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № на истца временно возложены обязанности консультанта отдела организации и нормативно-правового обеспечения Комитета в части организации и ведения бухгалтерского и кадрового учета, составления соответствующей отчетности и предоставления ее в контролирующие органы без освобождения от основной работы и в одно и то же рабочее время.
В нарушение ст. 60.2 Трудового кодекса РФ в приказе сторонами трудового договора не определен срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, в деле отсутствуют данные о фактическом выполнении указанной работы, период ее выполнения, поскольку в табеле учета рабочего времени указана работа лишь по основной должности. Данное обстоятельство препятствует суду определить отработанное истцом время за совмещение должностей и рассчитать в связи с этим размер заработной платы.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Денежную компенсацию суд рассчитывает, исходя из суммы задолженности по заработной плате, количество дней задержки выплаты заработной платы (по состоянию на день вынесения решения суда, в том числе с учетом выплаченной суммы в декабре 2014 года), ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (8,25), а также сроков выплаты заработной платы. Денежная компенсация составила: нарушение срока выплаты заработной платы за июль 2014 года - 1204,46 рублей; за август 2014 года - 1524,60 рублей; за сентябрь 2014 года - 1158,68 рублей, а всего 3887,74 рублей.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ последствием невыплаты заработной платы является право работника потребовать от работодателя компенсацию за моральный вред, причиненный ему нарушением трудового законодательства.
Согласно п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исковые требования в части возмещения морального вреда суд удовлетворяет частично, и полагает разумным и справедливым компенсировать истцу в счет возмещения морального вреда, причиненного нарушением его трудовых прав, 2000 рублей.
Суд отказывает в исковых требованиях о признании неправомерными действия ответчика в части отмены пунктов приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатного расписания, должностных регламентов государственных гражданских служащих Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, и перечня должностей, по которым предусматривается заключение срочных служебных контрактов», приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатного расписания» и приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда»; признания приказов ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № 84, от ДД.ММ.ГГГГ № 85, от ДД.ММ.ГГГГ № недействительными с момента издания и понуждении ФИО1 Комитета по противодействию коррупции Республики Крым отменить их.
Оспоренные приказы от ДД.ММ.ГГГГ № 84, от ДД.ММ.ГГГГ № 85, от ДД.ММ.ГГГГ № вынесены ответчиком на основании результатов проведенной проверки, с целью приведения штатного расписания и размеров оплаты труда в соответствии с действующим законодательством (принятого ДД.ММ.ГГГГ Закона Республики Крым № 39-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Крым, а также государственных гражданских служащих Республики Крым»).
Руководствуясь ст. ст.ст. 39, 68, 173, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Комитету по противодействию коррупции Республики Крым о взыскании задолженности по заработной плате, доплате за совмещение должностей, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат и возмещении морального вреда, признании неправомерными действий, признании недействительными приказов, понуждении ответчика к определенным действиям, восстановления прав на получение дополнительных выплат к денежному содержанию, удовлетворить частично.
Взыскать с Комитета по противодействию коррупции Республики Крым в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате в размере 142434,86 рублей (в том числе НДФЛ); в счет компенсации отпускных 14498,24 рубля (в том числе НДФЛ), за вычетом суммы уже выплаченной заработной платы и отпускных в размере 27066,57 рублей, а всего взыскать 129866,53 рублей (в том числе НДФЛ).
Взыскать с Комитета по противодействию коррупции Республики Крым в пользу ФИО2 денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и отпускных в размере 3887,74 рублей.
Взыскать с Комитета по противодействию коррупции Республики Крым в пользу ФИО2 в счет возмещения морального вреда 2000 рублей.
В удовлетворении иной части исковых требований ФИО2 отказать.
В удовлетворении заявления ФИО2 об обеспечении исполнения решения суда путем наложения ареста на имущество ответчика, отказать.
Мотивированное решение суда будет составлено не позднее пяти дней со дня окончания разбирательства дела, согласно ч.2 ст. 199 ГПК РФ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение 30 дней со дня вынесения решения через суд первой инстанции.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК