дело №2-57/2017 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием ст. помощника прокурора г.Александровска Габовой К.С.,
истца Шумковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в защиту интересов Шумковой Анастасии Андреевны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
В Александровский городской суд поступило указанное исковое заявление, в котором прокурор г.Александровска просит возложить на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Шумковой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Шумковой А.А. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
В обоснование иска указано, что Шумкова А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО4 лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ и умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Постановлением администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ установлена опека над Шумковой А.А., за ней закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>
Постановлением главы администрации Александровского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Шумкова А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, основанием для постановки на учет является то, что площадь жилого помещения по указанному адресу менее учетной нормы на одного человека.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО5, являющаяся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, действующая за опекаемую Шумкову А.а., заключила договор социального найма на данное жилое помещение.
Шумкова А.А., имеющая статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения: не имеет и не имела жилого помещения в собственности, жилое помещение по указанному адресу заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания.
На настоящее время Шумкова А.А. жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Шумкова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив суду, что в настоящее время обучается в <данные изъяты>, обучение заканчивается в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, возражений по иску не представили, ходатайства об отложении дела не заявили.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, направили возражения на исковое заявление, указав, что с иском не согласны, просят отказать в удовлетворении заявленных требований. В письменных пояснениях указали, что Законом Пермского края №147-ПК от 14.12.2012 года, №1939-419 от 29.12.2004 года предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения в Порядке, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года. Согласно Постановлению Правительства Пермского края №107-п от 11.03.2013 года формирование специализированного жилищного фонда осуществляется Министерством строительства и ЖКХ Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Шумкова А.А. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края, отказа в предоставлении полагающегося жилого помещения не принималось. Требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилья на ТУ МСР ПК не корректны, поскольку они осуществляют формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномачено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных пояснениях указали, что поддерживают позицию Правительства Пермского края.
Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменных пояснениях указали, что поддерживают позицию Правительства Пермского края и просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили, ходатайства об отложении дела не заявили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. ФЗ №15-ФЗ от 29.02.2012 года) « дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года (ред. Закона №147-ПК от 14.12.2012 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Александровска обратилась Шумкова А.А. с заявлением о том, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, однако, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Шумкова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта на её имя.
Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ матерью Шумковой А.а. является ФИО4, сведения об отце внесены на основании заявления матери.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери Шумковой А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Александровского муниципального района установлена опека над несовершеннолетней Шумковой А.А., за ней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Александровского муниципального района Шумкова А.А., состоящая на регистрационном учете по адресу: <адрес> принята на учет и включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии администрации Александровского городского поселения жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Шумковой А.А. на объекты недвижимого имущества.
По сведениям ГУП «ЦТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ Шумкова А.А. зарегистрированных прав на объекты недвижимости (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и т.п.) не имеет.
Из пояснений истца Шумковой А.А. в судебном заседании установлено, что она обучается на 1 курсе <данные изъяты>.
До настоящего времени Шумкова А.А. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она обратился в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Шумкова А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, в установленном порядке поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья ФИО7, суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.
Обстоятельства, вызвавшие необходимость предоставления жилого помещения Шумковой А.А., соответствуют условиям предоставления жилья, установленным Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот…».
При таких обстоятельствах Шумкова А.А. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Шумковой А.А. жилого помещения именно на территории субъекта РФ, где она проживает, поскольку в соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона №1939-419 от 29.12.2004 года и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, Шумкова А.А. поставлена на учет как нуждающаяся в жилых помещениях на территории Александровского муниципального района, проживает на территории того же района. Невозможность предоставления жилого помещения по месту её постановки на учет в Александровском муниципальном районе материалами дела не доказана.
При разрешении данного вопроса суд руководствуется правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении №250-О-П от 05.02.2009 года, согласно которой обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Шумковой А.А. жилого помещения в границах территории муниципального образования либо территории Пермского края соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Александровска в защиту интересов Шумковой Анастасии Андреевны удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Шумковой Анастасии Андреевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Шумковой А.А. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Александровска к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.Н. Шерстобитова