Дело 2 - 861/2015
Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 декабря 2015 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Н.А., при секретаре Скворцовой Н.Н., с участием истца Никулина А.В., представителей ответчиков Антипиной С.Е. и Бурова И.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Никулина Александра Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Пучежском муниципальном районе Ивановской области о признании права на досрочную пенсию,
у с т а н о в и л:
Никулин А.В. обратился в суд с иском к УПФР в Пучежском муниципальном районе Ивановской области, отказавшему ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда. Из специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости, исключен период работы с 1 июня 1982 года по 16 января 1999 года в должности техника строителя в колхозе «Искра», по тем основаниям что первичные документы не подтверждают характер работы, связанный с тяжелыми условиями труда, и запись в трудовой книжке о том, что истец работал прорабом не соответствует первичным документам.
В судебном заседании Никулин А.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Представители ответчика Антипина С.Е. и Буров И.С., выступившие по доверенности, с иском не согласились по тем основаниям, что в отношении истца не наступил страховой случай, дающий право на пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, первичные документы и записи в трудовой книжке противоречат друг другу, в связи с чем, доказательств наличия специального стажа у истца не имеется.
Выслушав стороны, судебные прения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Исходя из правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, при определении права на трудовую пенсию исчисление стажа, дающего право на досрочное ее назначение и имевшего место до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, может производиться по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, действовавшем в момент обращения Никулина А.В. с заявлением от 23 сентября 2014 года о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Таким образом, периоды работы, выполнявшейся до 1 января 1992 года, засчитываются в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному 22 августа 1956 года, а после 1 января 1992 года - по Списку № 2, утвержденному 26 января 1991 года.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости по Списку № 2 установлено производителям работ, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
В разделе ХХ1Х Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 предусмотрены «мастера (десятники) и прорабы» занятые на строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а так же надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций, то есть только в отношении указанных должностей можно решать вопрос о досрочном пенсионном обеспечении к периодам работы до 1 января 1992 года.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Никулин А.В., обратился 23 сентября 2014 года в УПФР в Пучежском муниципальном района Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии пенсионного органа от 6 ноября 2014 года истцу в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
В качестве доказательства права на досрочное назначение пенсии Никулиным А.В. предоставлена трудовая книжка (дата заполнения трудовой книжки 5 февраля 1985 года), согласно которой 1 июня 1982 года истец принят на должность прораба в колхозе «искра» Пучежского района (приказ № 5 от 30 мая 1982 г.), а 16 января 1999 года уволен в порядке перевода на должность главы администрации Лужинковского сельсовета (Распоряжение № 1 от 15.01.1999 г.)
Вместе с тем, из акта проверки факта льготной работы от 30 октября 2014 года № 8, составленного специалистом УПФР в Пучежском муниципальном районе и заведующей архивным отделом администрации Пучежского муниципального района следует, что при проверке первичных документов колхоза «Искра», имеющихся на хранении в архивном отделе администрации Пучежского муниципального района, занятость Никулина А.В., как прораба на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов не подтвердилась.
Как следует из документов, представленных для проверки (книги протоколов правлений колхоза и общих собраний за 1982-1999 г.г., книги учета расчетов по оплате труда за период 1982 -1986 г., 1988-1999 г., расчетно-платежных ведомостях колхозников и привлеченных колхоза «искра» за 1986-1987 г., распоряжения колхоза «Искра» за 1996-1999 годы) должность, на которую истец был принят на работу, именовалась техник-строитель, инженер-строитель, специалист, строитель-прораб, строитель.
Истец в судебном заседании признал результаты проверки первичных документов, проведенной сотрудниками ответчика, что освобождает в соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ Пенсионный фонд от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Кроме того, суд принимает во внимание архивную справку от 8 сентября 2015 года № 370-Н, приобщенную к материалах дела по ходатайству истца, из которой следует, что протокола заседания правления колхоза «Искра» либо протокола общего собрания колхозников колхоза «Искра» № 5 от 30 мая 1982 года в книге протоколов заседаний правлений колхоза за 1982 года нет. Приказы либо распоряжения в колхозах Пучежского района до 1990 года не велись.
Суд, анализируя запись в трудовой книжке Никулина А.В. № 3 от 1 июня 1982 года о приеме его на работу в колхоз «Искра» на должность прораба на основании Пр. № 5 от 30 мая 1982 года, приходит к убеждению об отсутствии оснований для внесения указанной записи.
Принимая во внимание положения п.3 ст. 13 ФЗ № 173-ФЗ, п.2.4 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд относит показания свидетелей Барашковой Г.В. и Большаковой О.В. о том, что Никулин занимал в колхозе «Искра» должность прораба, к не допустимым доказательствам, поскольку характер работы свидетельскими показаниями установлен быть не может.
Показания допрошенных по ходатайству истца свидетелей не имеют доказательственного значения по основаниям ст. 60 ГПК РФ, устанавливающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Приведенные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что истец фактически работал в колхозе «Искра» прорабом, поэтому несостоятельным является суждение истца о том, что имеет место неправильное оформление работодателями записей в трудовой книжке истца, влияющее на его право включить спорные периоды в льготный стаж его работы.
Иных документов, подтверждающих работу в колхозе в должности прораба, истец суду не представил, соответствующих ходатайств в порядке статьи 57 ГПК РФ не заявил.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Никулина Александра Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Пучежском районе Ивановской области о признании права на досрочную пенсию, отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н. А. Овчинникова