Судья: Карташова Е.В. Дело № 33-5239/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 апреля 2011 гола судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Малышевой И.А.,
судей: Клиничевой Г.В., Федоренко И.В.,
при секретаре: Горбуновой С.А.
рассмотрев в открытом судебной заседании по докладу судьи областного суда Клиничевой Г.В.,
гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда
от 11 января 2011 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Тракторозаводскому району г. Волгограда № 89/1 от 18 ноября 2010 года об отказе в назначении Плотникову Александру Анатольевичу досрочной трудовой пенсии и не включении в его льготный стаж периодов работы: с 1 марта 1988 года по 10 декабря 1989 года, с 1 января 1991 года по 31 мая 1991 года, с 1 июня 1991 года по 23 мая 1994 года, с 24 мая 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 1 января 1995 года по 31 декабря 1996 года, с 1 января 1997 года по 31 декабря 1998 года, с 1 января 1999 года по 10 января 1999 года, со 2 марта 1999 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2002 года, в льготном исчислении, как один год шесть месяцев за один год работы; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января 1999 года по 1 марта 1999 года, с 14 января 2005 года по 28 апреля 2005 года и дней, предоставленных, как донору - с 13 июня 2003 года по 14 июня 2003 года, с 26 сентября 2004 года по 27 сентября 2004 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда включить Плотникову Александру Анатольевичу в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы: с 1 марта 1988 года по 10 декабря 1989 года в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной группы службы скорой и неотложной медицинской помощи Городской Клинической больницы скорой медицинской помощи г. Волгограда; с 1 января 1991 года по 31 мая 1991 года в должности фельдшера выездной бригады службы скорой медицинской помощи Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи; с 1 июня 1991 года по 23 мая 1994 года в должности медицинского брата-анестезиста Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи; с 24 мая 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 1 января 1995 года по 31 декабря 1996 года, с 1 января 1997 года по 31 декабря 1998 года, с 1 января 1999 года по 10 января 1999 года, со 2 марта 1999 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 5 июля 2001 года в должности медицинского брата-анестезиста Муниципального медицинского учреждения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; с 6 июля 2001 года по 31 декабря 2002 года в должности медицинского брата-анестезиста Муниципального медицинского учреждения «Станция скорой медицинской помощи», в льготном исчислении, как один год шесть месяцев за один год работы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января 1999 года по 1 марта 1999 года, с 14 января 2005 года по 28 апреля 2005 года и дни, предоставленные, как донору - с 13 июня 2003 года по 14 июня 2003 года, с 26 сентября 2004 года по 27 сентября 2004 года, в календарном порядке, назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 16 июля 2009 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда в пользу Плотникова Александра Анатольевича в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей, за удостоверение доверенности представителю 500 рублей, услуг представителя 3500 рублей, всего 4200 рублей.
В остальной части иска к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда о возмещении расходов по оплате услуг представителя в сумме 11600 рублей, Плотникову Александру Анатольевичу отказать,
установила:
Плотников А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г. Волгограда (далее по тексту УПФР в Траторозаводском районе г. Волгограда) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что решением комиссии УПФР в Траторозаводском районе г. Волгограда от 18 ноября 2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано в связи с недостаточностью специального медицинского стажа. Просил признать решение ответчика незаконным, возложить обязанность на ответчика включить определенные периоды его работы в льготном исчислении, как специальный стаж, зачесть дополнительно 5 лет 8 месяцев 21 день, назначить досрочную пенсию с 16 июля 2009 года, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины, услуг представителя, оформления доверенности в сумме 15800 рублей.
Впоследствии уточнил исковые требования, полагал, что ответчик незаконно и необоснованно не включил в специальный стаж период его работы с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2002 года в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной бригады службы скорой и неотложной медицинской помощи ММУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда», а также в льготном исчислении периоды его работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: с 1 марта 1988 года по 10 декабря 1989 года в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной группы службы скорой и неотложной медицинской помощи Городской Клинической больницы скорой медицинской помощи г. Волгограда; с 1 января 1991 года по 31 мая 1991 года и с 1 июня 1991 года по 23 мая 1994 года в должности медсестры-анестезиста анестезиолого-реанимационной кареты выездной бригады Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда; с 24 мая 1994 года по 31 декабря 1994 года в должности медсестры-анестезиста анестезиолого-реанимационной кареты выездной бригады ММУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; с 1 января 1995 года по 31 декабря 1996 года в должности фельдшера-анестезиста выездной анестезиолого-реанимационной бригады скорой и неотложной медицинской помощи ММУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; с 1 января 1997 года по 31 декабря 1998 года в должности медсестры-анестезиста выездной анестезиолого-реанимационной бригады скорой и неотложной медицинской помощи ММУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; с 1 января 1999 года по 10 января 1999 года в должности медсестры-анестезиста выездной анестезиолого-реанимационной бригады скорой и неотложной помощи ММУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; со 2 марта 1999 года по 31 октября 1999 года в должности медсестры-анестезиста выездной анестезиолого-реанимационной бригады скорой и неотложной медицинской помощи ММУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; и в календарном исчислении: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января 1999 года по 1 марта 1999 года и с 14 января 2005 года по 28 апреля 2005 года и дни, которые предоставлялись ему, как донору, с 13 июня 2003 года по 14 июня 2003 года и с 26 сентября 2004 года по 27 сентября 2004 года. Просил признать незаконным решение УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда №89/1 от 18 ноября 2010 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, включить в специальный стаж спорные периоды в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев за один год работы, а также в календарном исчислении, указанные выше дни, предоставлявшиеся истцу, как донору, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации; назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию с 16 июля 2009 года; взыскать с ответчика в его пользу судебные расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей, услуг представителя 15100 рублей, за оформление нотариусом доверенности представителю 500 рублей.
В кассационной жалобе УПФР в Траторозаводском районе г. Волгограда оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав представителя УПФР в Траторозаводском районе г. Волгограда, Пискунову Т.С., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Плотникова А.А. Лухманову О.А., полагавшую, что решение суда законное и обоснованное, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, постановленного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного Закона Российской Федерации, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464.
Указанный Список включал врачей и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от наименования должности.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 предусматривалось, что исчисление сроков выслуги производится врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии в размере один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно п. 3 указанных Правил, - в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Подпункт «б» пункта 5 указанных Правил предусматривает, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно пункту 2 Перечня, - к таким структурным подразделениям учреждений здравоохранения относятся отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пункте 16 списка (станции: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации было поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 мая 2006 года № 435 установлено тождество наименований должностей «Фельдшер выездной бригады», фельдшер скорой помощи», фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должностей «фельдшер».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 464, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 04.07.2006 года № 8016, установлено тождество наименований структурных подразделений послеоперационной терапии и реанимации, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации, гипотермии, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации, искусственного кровообращения, анестезиологии и реанимации искусственного кровообращения, анестезиологии и реаниматологии и анестезиологии-реаниматологии наименованию структурного подразделения анестезиологии-реанимации, предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно копии трудовой книжки истца Плотников А.А. работал: с 1 марта 1988 года по 10 декабря 1989 года в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной группы службы скорой и неотложной медицинской помощи Городской Клинической больницы скорой медицинской помощи г. Волгограда; с 1 января 1991 года по 31 мая 1991 года в должности мед сестры – анестезист анестезиолого-реанимационной кареты выездной бригады Городско станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда; с 1 июня 1991 года по 23 мая 1994 года в должности медицинского брата - анестезиста Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи; с 24 мая 1994 года по 5 июля 2001 года в должности медицинского брата - анестезиста Муниципального медицинского учреждения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; с 6 июля 2001 года по 22 января 2003 года в должности медицинского брата - анестезиста Муниципального медицинского учреждения «Станция скорой медицинской помощи»; с 23 января 2003 года по 31 января 2006 года в должности медицинского брата - анестезиста Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи».
Решением УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда 89/1 от 18 ноября 2010 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии, по причине отсутствия специального стажа дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, при этом указанные периоды работы включены ответчиком в календарном исчислении.
Суд, исследовав должностные инструкции истца, обоснованно пришел к выводу, что в спорные периоды работы истец, регулярно подвергался воздействию неблагоприятных для здоровья факторов, обусловленных спецификой и характером труда, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемым должностям. Истец не должен нести ответственность за работодателя, не указавшего кодировку при предоставлении необходимых сведений в Управление Пенсионного фонда РФ в отношении Плотникова А.А., как застрахованного лица.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел правильно к выводу о соответствии должности и структурного подразделения, в которых работал Плотников А.А. в спорные периоды, а также его должностных обязанностей работе, предусмотренной Списком, которая дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, в связи с чем, периоды его работы с 1 марта 1988 года по 10 декабря 1989 года в должности фельдшера анестезиолого-реанимационной группы службы скорой и неотложной медицинской помощи Городской Клинической больницы скорой медицинской помощи г. Волгограда; с 1 января 1991 года по 31 мая 1991 года в должности фельдшера выездной бригады службы скорой медицинской помощи Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи; с 1 июня 1991 года по 23 мая 1994 года в должности медицинского брата-анестезиста Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи; с 24 мая 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 1 января 1995 года по 31 декабря 1996 года, с 1 января 1997 года по 31 декабря 1998 года, с 1 января 1999 года по 10 января 1999 года, со 2 марта 1999 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 5 июля 2001 года в должности медицинского брата-анестезиста Муниципального медицинского учреждения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Волгограда»; с 6 июля 2001 года по 31 декабря 2002 года в должности медицинского брата-анестезиста Муниципального медицинского учреждения «Станция скорой медицинской помощи» подлежат включению в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев за один год работы.
Кроме того, судом установлено, что ответчик не включил в специальный трудовой стаж период нахождения Плотникова А.А. на курсах повышения квалификации с 11 января 1999 года по 1 марта 1999 года, с 14 января 2005 года по 28 апреля 2005 года, а также дни, предоставленные, как донору - с 13 июня 2003 года по 14 июня 2003 года, с 26 сентября 2004 года по 27 сентября 2004 года.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Законодательством о труде установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, определены статьей 187 ТК РФ. При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку в периоды нахождения Плотникова А.А. на курсах повышения квалификации, а также дни, предоставляемые ему как донору за ним сохранилось рабочее место, начислялась заработная плата с соответствующими налоговыми и страховыми отчислениями, суд первой инстанции правильно включил в специальный трудовой стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и дни, предоставляемые донору, в календарном исчислении.
Поскольку специальный трудовой стаж Плотникова А.А., с учетом включенных ответчиком в досудебном порядке периодов работы, а также периодов, включенных судом составил более 30 лет, суд правильно назначил ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику, то есть 16 июля 2009 года
По изложенным мотивам судебная коллегия находит не убедительными к отмене решения суда доводы, изложенные в кассационной жалобе УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда.
Суд правильно установил обстоятельства имеющие значение для дела, применил материальный закон, регулирующий возникшие отношения, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 11 января 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: