Дело № 5-78/2023 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного наказания Архангельская область г. Мирный, Ленина, д.33 23 марта 2023 года Мировой судья судебного участка № 2 Мирнинского судебного района Архангельской области Дружинина И.А., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №1 Мирнинского судебного района Архангельской области, при участии прокурора ЗАТО г. Мирный Филимонова А.В., с участием лица, в отношении которого возбуждено производство, Ивановой М.В.,рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
установил:
Иванова М.В., являясь должностным лицом - <ОБЕЗЛИЧЕНО>), расположенного по адресу: <АДРЕС>) допустила нарушение требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности <ОБЕЗЛИЧЕНО> отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Иванова М.В. с постановлением согласилась, указав, что нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, частично устранены. На посту охраны установлено и подключено дополнительное оборудование - компьютер в сборке, посредством изолированной локальной сети произведено подключение видеорегистратора к дополнительному рабочему месту, изображение камер выведено на монитор. В соответствии с требованиями пункта 3.10 ГОСТ Р 58485-2019 оборудовано рабочее место вахтера. Ею, как директором школы выполнены следующие мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности: в 2021 году за счёт средств <ОБЕЗЛИЧЕНО> произведен капитальный ремонт ограждения школы, в 2022 году за счёт средств областного бюджета выполнены работы по оборудованию школы системой контроля и управления доступом. В адрес учредителя систематически направляются запросы о выделении денежных средств на обеспечение мер антитеррористической защищённости. Невыполнение отдельных мероприятий обусловлено недостаточным финансированием школы. При вынесении постановления просила применить положения части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ
Прокурор ЗАТО г. Мирный Филимонов А.В. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поддержал, указав, что директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> должным образом не организовано проведение предупредительно-профилактических мероприятий по противодействию терроризму на вверенном ему объекте. В образовательном учреждении на момент проверки отсутствовали контрольно-пропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию, объект не оснащён системой охранной сигнализации, охрана школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии, иных подразделений, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована, пост охраны средствами технического мониторинга уровня угроз не оснащён.
Исследовав письменные доказательства, заслушав Иванову М.В., прокурора ЗАТО г.Мирный Филимонова А.В., прихожук следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 названного кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учётом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (пункт 6 Требований).
Согласно пункту 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий), отнесённых к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно пункту 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно пункту 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 Требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом;
б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
В соответствии с пунктом 27 Требований в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 указанных требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории);
б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Как следует из материалов дела, <ОБЕЗЛИЧЕНО> осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: <АДРЕС>, данному объекту в соответствии с пунктом 13 Требований присвоена первая категория опасности.
По результатам проверки исполнения законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанный объект первой категории опасности не оснащён в соответствии с предписаниями пунктов 24-27 Требований.
В образовательном учреждении отсутствуют контрольно-пропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию, объект не оснащён системой охранной сигнализации, охрана школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии, иных подразделений, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована, пост охраны средствами технического мониторинга уровня угроз не оснащён.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, сообщением Отдела ФСБ России о нарушениях требований законодательства в организации антитеррористической защищённости объектов образования, актом проверки от 17.01.2023, письменными объяснениями руководителя учреждения Ивановой М., в которых она не оспаривала выявленные нарушения и свои обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Иванова М.В. в соответствии с должностной инструкцией и Уставом школы, осуществляя руководство деятельностью образовательного учреждения, обязана организовать его работу в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов образования, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, Иванова М.В. должным образом не организовала проведение предупредительно-профилактических мероприятий по противодействию терроризму на вверенном ей объекте.
Таким образом, Иванова М.В., являясь должностным лицом - директором <ОБЕЗЛИЧЕНО>, осуществляя руководство и выполняя в связи с занимаемой должностью организационно-распорядительные функции, допустила нарушение требований к антитеррористической защищенности объекта - здания школы по адресу: <АДРЕС>, что было выявлено в результате прокурорской проверки 17 января 2023 года, в связи с чем, в её действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания мировой судья, в соответствии со статьёй 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывает характер и обстоятельства совершённого административного правонарушения, имущественное положение должностного лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность - совершение правонарушения впервые и принятие мер к устранению выявленных нарушений, и считает необходимым назначить Ивановой М.В. наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II КоАП РФ или Закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ вопрос, о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
Статья 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
<ОБЕЗЛИЧЕНО> и финансируется из бюджета.
Иванова М.В. ранее к административной ответственности не привлекалась, её действиями (бездействием) какой-либо вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства причинён не был, как и не был причинён какой-либо имущественный ущерб другим лицам, что в свою очередь позволяет установить обстоятельства предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ для назначения наказания в виде предупреждения.
Оснований для прекращения производства по делу, для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
На основании статей 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
<ОБЕЗЛИЧЕНО> Иванову Марию Владимировну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 30000 (Тридцати тысяч) рублей.
На основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, заменить на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Мирнинском городском суде Архангельской области. Мировой судья И.А.<ФИО2>