УИД 77RS0019-02-2021-011964-08
№12-532/22
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
адрес 14 июня 2022 года
Судья Останкинского районного суда адрес Яковлева С.Б., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя ООО «РИГЕЛЬ» на постановление заместителя начальника 3-го РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес № 140 от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника 3-го РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес № 140 от 08.06.2021 г., ООО «РИГЕЛЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ООО «РИГЕЛЬ» обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, поскольку собственником помещений является ДГИ адрес, который несет ответственность за пожарную безопасность и указанная обязанность не может полностью лежать на арендаторе помещений.
В судебное заседание защитник ООО «РИГЕЛЬ» Лосева А.В. явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме, указав также, что к ответственности был привлечен и директор Общества, в связи с чем, в силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ, Общество подлежит освобождению от административной ответственности; пропущен срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления; наказание подлежит замене на предупреждение в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ либо смягчению.
Представитель Останкинской межрайонного прокуратуры на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности", к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 5 того же Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 11.03.2021 г. в 11 час. 00 мин. по адресу: адрес, в помещениях, занимаемых на основании договора аренды, ООО «РИГЕЛЬ» совершило нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
1. Руководителем организации не назначено лицо, обеспечивающее соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты (п. 4 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
2. Руководитель организации (лицо ответственное за обеспечение пожарной безопасности) не обучен мерам пожарной безопасности согласно курсу пожарно-технического минимума (пункт 3 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).
3. Руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима (п. 2, раздел 18 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479).
4. Сотрудники организации допущены к работе на объекте не прошедшими обучение мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479).
5. Ширина двери имеющегося эвакуационного выхода менее чем 0,8 метра (фактическая ширина двери в свету 0,77 метра) (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.19, п. 4.2.24 СП. 1.13130.2020);
6. Помещения, арендуемые ООО «Ригель» не оборудованы системами противопожарной защиты (АПС и СОУЭ) (подпункты «н», «о» пункта 16 и пункт 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 51, 52, 80, 83, 84, 91 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 1,3,4,5,6,14, таблица 3 п.38 НПБ 110-03, п. 3.1-3.4, п. 4.1 табл. 1 п. 15 НПБ 104-03, п. 211, п. 240 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.1 – п. 4.4, п. 4.10, Таблица 3 п. 48 СП 486.1311500.2020, п. п. 3.1-3.4, табл. 2 п.16 СП 3.13130.2009).
7. Отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции из коридора № 22 (согласно плану БТИ) и № 23 (согласно плану БТИ) без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в общественном здании с числом этажей два и более (подпункты «н», «о» пункта 16 и пункт 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 51, 52, 80, 85 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 213 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 7.2 СП 7.13130.2013);
8. Допущена эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия (п.п «а» п. 35 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
9. Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) не очищены от мусора и посторонних предметов (п. 18 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
10. Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (дверь эвакуационного выхода, ведущая непосредственно на улицу закрыта на замок) (п. 26 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
11. Подвальный этаж здания не обеспечен вторым эвакуационным выходом ведущими непосредственно наружу и обособленным от общей лестничной клетки здания (вход в помещения ООО «Ригель» организован через общую лестничную клетку многоквартирного жилого дома) (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.2, 4.2.7 СП. 1.13130.2020).
12. Высота двери имеющегося эвакуационного выхода, ведущего непосредственно на улицу менее чем 1,9 метра (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.18 СП. 1.13130.2020).
13. Высота двери имеющегося эвакуационного выхода, ведущего из коридора № 22 (согласно плану БТИ) в коридор № 12 (согласно плану БТИ), менее чем 1,9 метра (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.18 СП. 1.13130.2020).
14. Не представлена техническая документация на строительные материалы (линолеум) содержащие информацию о показателях пожарной опасности этих материалов (пол коридоров №№ 23 и 12 согласно плану БТИ покрыт линолеумом) (подпункт «н», пункта 16, пункт 23, пункт 25 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89, 133, 134 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
15. Высота двери имеющегося эвакуационного выхода, ведущего из коридора № 23 (согласно плану БТИ) в коридор № 12 (согласно плану БТИ), менее чем 1,9 метра (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.18 СП. 1.13130.2020);
16. Ширина двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения № 8 (согласно плану БТИ) в коридор № 23 (согласно плану БТИ) менее чем 0,8 метра (фактическая ширина двери в свету 0,68 метра) (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.19, п. 4.2.24 СП. 1.13130.2020);
17. Высота двери имеющегося эвакуационного выхода, ведущего из помещения № 8 (согласно плану БТИ) в коридор № 23 (согласно плану БТИ), менее чем 1,9 метра (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.18 СП. 1.13130.2020);
18. Ширина двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения № 6 (согласно плану БТИ) в коридор № 23 (согласно плану БТИ) менее чем 0,8 метра (фактическая ширина двери в свету 0,68 метра) (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.19, п. 4.2.24 СП. 1.13130.2020);
19. Высота двери имеющегося эвакуационного выхода, ведущего из помещения № 6 (согласно плану БТИ) в коридор № 23 (согласно плану БТИ), менее чем 1,9 метра (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.18 СП. 1.13130.2020);
20. Не предусмотрены ограждения с поручнями на имеющейся лестнице (высота лестницы более 45 см) (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.5 СП. 1.13130.2020).
21. Допущено хранение под лестничным маршем вещей, мебели, оборудования и других горючих материалов (помещение № 43 согласно плану БТИ) (подпункт «к», пункта 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
22. Допущено хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов в коридоре № 22 (согласно плану БТИ) между помещениями №№ 1 и 2 (согласно плану БТИ) подвального этажа подпункт «б», пункта 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
23. Допущено размещение (хранение) на путях эвакуации (в коридоре № 22 согласно плану БТИ) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации (в коридоре № 22 между помещениями №№ 1 и 2 (согласно плану БТИ) храниться мусор, строительные материалы и т.п.) (подпункт «б», пункта 27 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
24. Допущено использование электроустановочных изделий с повреждениями (выключатели, монтажные коробки и светильники) (подпункт «б», пункта 35 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
25. Допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией (подпункт «в», пункта 35 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
26. В помещения организации отсутствует эвакуационное освещение (пункт 37 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
27. Руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2 (пункт 60 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
28. Подвальный этаж не обеспечен двумя рассредоточенными эвакуационными выходами ведущими непосредственно на улицу и обособленным от общей лестничной клетки здания (подпункт «н», пункта 16, пункт 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, ст. 4-6, 52, 53, 80, 89 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 16.1, ст. 46 ФЗ 184 «О техническом регулировании», п. 209 Приказа от 14 июля 2020 года N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2.2, 4.2.7, 4.2.16 СП. 1.13130.2020).
Факт совершения ООО «РИГЕЛЬ» указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, от 22.03.2021года; решением первого заместителя межрайонного прокурора о проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 09 марта 2021года; копией договора аренды помещений, заключенного между ООО «Ригель» и Департаментом городского имущества адрес от 14.11.2019года с указанием помещений, занимаемых Обществом; актом проверки от 11 марта 2021года и иными документами.
Данные доказательства оформлены должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Действия ООО «РИГЕЛЬ» правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалы рассматриваемого дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что ООО «РИГЕЛЬ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, что свидетельствует о его вине.
Довод жалобы о том, что ООО "РИГЕЛЬ" не может являться субъектом правонарушения, поскольку помещения, ранее занимаемые Обществом, находятся в собственности адрес, отклоняю, поскольку все указанные в постановлении нарушения были выявлены в помещениях, занимаемых ООО "РИГЕЛЬ" на основании договора аренды, и в силу абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит в том числе и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в установленные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, составляющего один год, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил пожарной безопасности, нарушение которых вменяется заявителю, указан перечень добытых доказательств.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Утверждение заявителя жалобы о том, что должностное лицо Общества по тем же основаниям также привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа, а Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, вступившим в силу 6 апреля 2022 г., внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым, в частности, исключается наказание юридического лица за одно и тоже правонарушение, несостоятельны.
Частью 4.4 статьи 2.1 КоАП РФ установлены особенности привлечения юридического лица и виновного должностного лица к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Указанная норма права предусматривает, что юридическое лицо не привлекается к административной ответственности при соблюдении в совокупности следующих условий:
- если за совершение административного правонарушения привлечены его должностное лицо или иной работник либо единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица;
- если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности наряду с вышеуказанными лицами, если в его деянии установлена субъективная сторона административного правонарушения - вина.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, в случае если у лица, привлекаемого к административной ответственности, имелась объективная возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но она не была реализована, указанное препятствует применению положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
Поскольку Обществом не приведены и из материалов дела не усматриваются обстоятельства, свидетельствующие о предотвращении Обществом нарушения, выраженного в невыполнении требований пожарной безопасности, не подлежат применению положения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, имущественного положения привлекаемого, соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, в данном случае отсутствуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку невыполнение ООО "РИГЕЛЬ" требований противопожарного режима могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Кроме того, с учетом тяжести совершенного административного правонарушения отсутствуют основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения ООО "РИГЕЛЬ" административного штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, о котором в своей жалобе просит защитник Общества.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену обжалуемого акта должностного лица административного органа, в том числе по доводам жалобы, не допущено.
Таким образом, не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, в связи с чем, жалобу заявителя следует оставить без удовлетворения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника 3-го РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес № 140 от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «РИГЕЛЬ» – оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Б. Яковлева