Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ 2013 г. Абанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Красноярского края Е,
при секретаре А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Абан Красноярского края гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах В к ООО «ЖКХ <данные изъяты>» о взыскании понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к УСЗН <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Абанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах В к ООО «ЖКХ <данные изъяты>» (ООО «ЖКХ <данные изъяты>») о взыскании расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, и УСЗН <данные изъяты> (УСЗН) об обязании предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что В является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшими на пенсию и проживающим в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения как педагог-пенсионер, однако меры социальной поддержки В в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись как ветерану труда в размере 50 % оплаты отопления, исходя из социальной нормы.
ДД.ММ.ГГГГ истица В обратилась с заявлением об изменении исковых требований, просила взыскать с ООО «ЖКХ <данные изъяты>» понесенные расходы на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать УСЗН <данные изъяты> произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело поступило в Абанский районный суд.
ДД.ММ.ГГГГ в Абанский районный суд поступило письменное заявление от истицы В об уточнении исковых требований, согласно которому В просит взыскать с ООО «ЖКХ <данные изъяты>» понесенные расходы на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей и обязать УСЗН <данные изъяты> произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В судебное заседание истица В, извещенная судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, не явилась.
В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Е настаивал на удовлетворении исковых требований, заявленных В, по вышеизложенным основаниям, пояснив, что поскольку В уволена в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлялись льготы как ветерану труда, она имеет право на компенсацию затрат на отопление жилого помещения за этот период времени. Считает, что с ООО «ЖКХ <данные изъяты>» необходимо взыскать в пользу В понесенные расходы на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей (из начисленных за отопление <данные изъяты> рублей следует вычесть полученные субсидии в сумме <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей) и обязать УСЗН <данные изъяты> произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Представитель В - по доверенности Л в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах В также поддержала и пояснила, что В работала педагогом в <данные изъяты>, имеет педагогический стаж более 10 лет, проживает в сельской местности в <адрес>, находится на пенсии по выслуге лет. Ранее она получала льготу по оплате отопления и освещения как педагог, затем в получении льгот как педагогу ей было отказано на том основании, что она является неработающим педагогом и находится на пенсии. Считает, что поскольку она пользовалась льготами, предоставленными ей как педагогу на бесплатное отопление и освещение жилого помещения, во время работы педагогом, то и в испрашиваемый ими период такая льгота ей также положена. Она (Л), как представитель профсоюза, неоднократно обращалась с данными требованиями о предоставлении льгот педагогам-пенсионерам в отдел соц. защиты, но специалисты УСЗН отказывались оформлять им документы на меры социальной поддержки как педагогам-пенсионерам, разъясняя, что право на данную льготу законодательно не закреплено.
Представитель ответчика - УСЗН <данные изъяты> – руководитель УСЗН Л ДД.ММ.ГГГГ представила в суд возражения по существу искового заявления, указав, что предоставление денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан носит заявительный характер. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В в УСЗН <данные изъяты> с заявлением о предоставлении денежных выплат как педагогу-пенсионеру не обращалась, следовательно, оснований для перерасчета размера мер социальной поддержки не имеется. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно поданному заявлению ей были выплачены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальным услугам в размере 50% как ветерану труда.
Считает, что абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом края, не распространяется. Действовавшие с 1 января 2005 года по июль 2010 года нормы Законов края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», от 07.02.2008 № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающие меры социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, на пенсионеров из числа бывших педагогических работников не распространялись. В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся к полномочиям субъектов РФ. В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе и по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края» в соответствии с Законом края (п. 13 ст. 1). Главным распорядителем краевых бюджетных средств (субвенций) на данные цели выступает министерство социальной политики края. Финансирование государственных полномочий осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований и на категорию педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Такого случая Законом РФ «Об образовании» и Законом края не установлено.
В судебном заседании представитель ответчика – УСЗН <данные изъяты> - по доверенности Л исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях, указав, что с заявлением В о предоставлении льгот как педагогу-пенсионеру не обращалась, а воспользовалась льготами как ветеран труда, поэтому она не имеет права на получение льгот по другому основанию.
Представитель ответчика - ООО «ЖКХ <данные изъяты>» - по доверенности М о месте и времени рассмотрения дела уведомлена судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов.
Выслушав помощника прокурора Абанского района Е, представителя В - по доверенности Л, представителя ответчика – УСЗН <данные изъяты> Л, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 г. №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, (действующей до 11.01.2011г.) Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании», педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 5 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до 01 июля 2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от 07.02.2008 г. № 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008 г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. №318-П установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 г. №10-4691, вступившим в законную силу 01.07.2010 г., отменен закон Красноярского края от 07.02.2008 г. №4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
В силу ст.7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Вместе с тем, в силу ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 г. №439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем на педагогов – пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Таким образом, за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено в судебном заседании, В с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в муниципальных образовательных учреждениях Абанского района, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, уволена в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ.г. В была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда.
Таким образом, указанное лицо является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», на региональном уровне - положениями закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Меры социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Федеральным законом № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» (ст.55).
Перечисленными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде: 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; право педагогических работников на денежные выплаты в следующих размерах: 100 процентов оплаты жилой площади, отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Из данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставляются педагогическим работникам.
В судебном заседании установлено, что В ранее пользовалась льготами как педагог, в <данные изъяты>.г. неоднократно обращалась в УСЗН с требованиями предоставить ей льготу как педагогическому работнику, однако в предоставлении данных мер социальной поддержки ей было отказано со ссылкой на отсутствие механизма правового регулирования предоставления льгот и права на данные льготы у педагогов-пенсионеров.
Учитывая, что меры социальной поддержки для педагогов предусматривают 100% оплаты отопления, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
При этом реализация В права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям не может быть признана добровольным выбором истицы между двумя основаниями получения льгот, поскольку о предоставлении других льгот педагогом-пенсионером было заявлено только после прекращения возмещения расходов на оплату жилья как педагогу и такового выбора ответчиком ей представлено не было.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготы по отоплению и освещению педагогическим работникам, в том числе и вышедшим на пенсию, предоставлялись ресурсоснабжающей организацией в натуральной форме, в виде бесплатной услуги, а с ДД.ММ.ГГГГ (то есть с даты вступления в силу Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №) путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников, суд приходит к выводу о взыскании понесенных истицей расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с ООО «ЖКХ <данные изъяты>», а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с УСЗН <данные изъяты>.
Подлежащая взысканию с ООО «ЖКХ <данные изъяты>» денежная сумма <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>) определена истцом верно, с учетом суммы предоставленных за тот же период В как ветерану труда, мер социальной поддержки и жилищной субсидии. Размер подлежащей взысканию суммы подтвержден имеющимися в материалах дела документами, а также соответствует расчету, произведенному ООО «ЖКХ <данные изъяты>» и УСЗН <данные изъяты> и не оспаривается сторонами.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Абанского района в интересах В к ООО «ЖКХ <данные изъяты>» о взыскании понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к УСЗН <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, с ООО «ЖКХ <данные изъяты>» подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Абанского района в интересах В к ООО «ЖКХ <данные изъяты>» о взыскании понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к УСЗН <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Взыскать с ООО «ЖКХ <данные изъяты>» в пользу В понесенные расходы на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Обязать УСЗН <данные изъяты> произвести В перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с ООО «ЖКХ <данные изъяты>» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья