Дело № 2а-105/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 07 марта 2019 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре Лагуниной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Очаковского В.И. к МУ МВД России «Бийское», Чернышеву А.В. о признании оспариваемого действия (бездействия) должностного лица незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Очаковский В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением МО МВД России «Бийское», Чернышеву А.В., в котором просил признать незаконными действия государственного инспектора РЭО ГИБДД МО МВД России «Бийское» Чернышева А.В. Просил признать незаконным действия государственного инспектора БДД РЭО ГБДД МУ МВД России «Бийское» капитана полиции Чернышёва А.В. от ДД.ММ.ГГГГ. талон-уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в приёме документов и предоставлении ему государственной услуги по изменению регистрационных данных транспортного средства автомобиля УАЗ 3303-01 государственный номер №, возложить на государственного инспектора БДД РЭО ГБДД МУ МВД России «Бийское» капитана полиции Чернышёва А.В. обязанность оказать ему государственные услуги по изменению регистрационных данных транспортного средства УАЗ 3303-01 государственный номер №.
В обоснование требований указал, что в соответствии с п. 3 ст. 15 № 196 ФЗ от 10.12.1995г. автомобиль УАЗ 3303-01 ДД.ММ.ГГГГ.в. гос номер № был зарегистрирован в ГБДД с выдачей регистрационных документов и гос. номером, который соответствует требованиям безопасности таможенного союза - свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Дата и место оспариваемого действия - выездной пункт РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» в <адрес>
Государственным инспектором БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» капитаном полиции Чернышёвым А.В. отказано в предоставлении гос. услуги на основании п. 3 правил государственной регистрации ( Приказ МВД России №399 от 26.06.2018 г.), что противоречит п.п. 22,24 приказа № 605 МВД России от 07.08.2013г. (ред. От 26.06.2018 г.) п.п. 56.1, 59.1 административного регламента.
Ни один абзац п. 3 правил государственной регистрации приказ МВД России от 26.06.2018г. №399 в представленных им документах и автомобиле не даёт оснований для отказа в предоставлении гос. услуги по внесению изменений в паспорт транспортного средства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и свидетельство о регистрации транспортного средства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. автомобиля УАЗ 3303-01 государственный номер №
После получения им копии справки об исследовании автомобиля УАЗ 3303-01 государственный номер №, экспертно- криминалистического отдела МУ МВД России «Бийское» № от ДД.ММ.ГГГГ и исследование ООО «Специализированной фирмы « Рус Эксперт» № от ДД.ММ.ГГГГ. он вновь обратился в выездной пункт РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» ДД.ММ.ГГГГ к инспектору Чернышёву А.В. с заявлением о внесении изменений в ПТС. Ему было отказано в приёме документов. После чего он обратился в дежурную часть РОВД.
ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ начальником РЭО о том, что с соответствии с административным регламентом государственные услуги по регистрации утверждённых приказом МВД России от 07.08.2013г. № 605.
В соответствии с подпунктами «ж» и «з» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов, а также не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов.
Пунктом 3 Правил регистрации транспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» и пунктом 24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07 августа 2013 года № 605 установлено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, а также в случае несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
На автомобиле УАЗ 3303.03 государственный номер М 541АХ22 скрытых, поддельных изменений не обнаружено, имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.10.2018 г. Поэтому препятствий для выполнения регистрационных действий нет.
В соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 и ГОСТ Р-51980-2002 от 15 декабря 2002 года № 469-ст, установлено, что «идентификационная маркировка» - это нанесенный организацией - изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте на раме или не легкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков.
Идентификация автомобиля в случае замены номерных агрегатов проводится по номеру кузова, рамы, кабины, двигателя, идентифицирующих транспортное средство п. 24 абзац 4 приказа МВД России №605 от 07.08.2013г.
Идентификация возможна по выводам ООО «Специализированной фирмы «Рус Эксперт» идентификация автомобиля УАЗ 3303.03 государственный номер № по номеру двигателя.
Проведённым исследованием экспертно- криминалистическим отделом МУ МВД России «Бийское» № от ДД.ММ.ГГГГг. не установлено, что данный автомобиль невозможно идентифицировать по номеру двигателя, так как номер двигателя является первоначальным. Препятствий для выполнения регистрационных действий нет.
Отсутствие информационной таблички не может служить основанием для отказа в проведении регистрационных действий, так как информационная табличка не является основным узлом и агрегатом и нанесена легкосъёмным методом приказ №605 от 07.08.2018г.
В соответствии с п. 35,5 административного регламента утверждённого Приказом МВД РФ от 24.11.2008г. №1001, при обнаружении отсутствия маркировочной таблички в разделе «Особые отметки» делается запись- маркировочная табличка отсутствует.
Автомобилем УАЗ 3303.03 с государственным номером № он владеет на законных основаниях.
Автомобиль соответствует требованиям безопасности.
Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Диагностическая карта от ДД.ММ.ГГГГ
Представленные регистрационные документы являются подлинными.
Оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по изменению регистрационных данных не имеется.
Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.12.2013) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после замены номерных агрегатов.
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Аналогичным образом внесение изменений в регистрационные данные при замене номерных агрегатов предусмотрено п. 4 и 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств.
Контроль за техническим состоянием автомашины после ремонта производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра. Каких-либо сведений о несоответствии автомашины требованиям безопасности не имеется.
В соответствии с пунктом 35.5 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, допускается совершение регистрационных действий с транспортными средствами при обнаружении признаков изменения нанесенной на транспортном средстве маркировки вследствие естественного износа, коррозии при наличии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и справки (заключения) экспертно-криминалистического подразделения органа внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающие данное изменение.
В судебном заседании Очаковский В.И. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МУ МВД РФ «Бийское» Щетилова А.Ю., инспектор БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» Чернышев А.В. относительно требований возражали, представили мотивированный отзыв.
Суд, изучив материалы гражданского дела, отказной материал 32710/274, выслушав участвующих лиц, приходит к следующему.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Ж. и Очаковским В.И. был заключен договор купли – продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель приобрел 5 000 руб. автомобиль марки УАЗ 3303,01, ДД.ММ.ГГГГ г.в., государственный регистрационный знак №, идентификационный номер отсутствует, шасси номер отсутствует, кузов номер отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Очаковский В.И. обратился с заявлением в выездной пункт РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» в с. Троицком о внесении изменений в регистрационные данные данного автомобиля в связи с изменением собственника с выдачей СТС, с внесением изменений в ПТС.В предоставлении данной услуги инспектором было отказано со ссылкой на п.3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, т.к. при визуальном осмотре автомобиля обнаружено, что на нем отсутствует идентификационная табличка с номером VIN, отсутствует номер шасси. При этом согласно базы ФИС ГИБДД-М ранее шасси данного автомобиля номер № (карточка учета транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, отказной материал л.16). Государственным инспектором БДД РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» Чернышевым А.В. был подан рапорт о проведении проверки в порядке ст.ст. 144, 145 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Троицкий» в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием в действиях Ж., Очаковского В.И. состава преступиления, предусмотренного ст. 326 УК РФ. В ЭКО МУ МВД России «Бийское» на основании отношения от ДД.ММ.ГГГГ по материалам КУСП № произведено исследование маркировочных обозначений автомобиля указанного автомобиля, выводы изложены в справке об исследовании от ДД.ММ.ГГГГ №. Исследованием установлено, что на раме автомобиля УАЗ-3303,01 в месте нанесения номера шасси маркировочное обозначение отсутствует. С учетом приведенных обстоятельств специалисты пришли к выводу о том, что автомобиль невозможно идентифицировать. Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 3 ст. 15 данного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Требования безопасности закреплены в разделе IV технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - Технический регламент), одним из требований является наличие на каждом транспортном средстве индивидуального идентификационного номера. Требования к идентификации выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) установлены приложением N 7 к Техническому регламенту (п.18 раздел IV). Идентификация представляет собой установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов (раздел II). Определяя требования к маркировке транспортных средств (шасси) идентификационным номером, приложение N 7 к Техническому регламенту предусматривает, что идентификационный номер, который должен быть нанесен на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем, является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет (п. 1.1). Идентификационный номер наносится четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков, без пробелов между знаками (п. 1.4.2). Из изложенного следует, что наличие на транспортном средстве индивидуального идентификационного номера, который указывается в документации на транспортное средство, является одним из обязательных требований безопасности и при его отсутствии регистрация транспортного средства запрещена. Регистрационные действия с транспортным средством, имеющим измененные маркировочные обозначения, могут быть проведены только после его идентификации должностным лицом регистрационного подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция), на которую Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" возложено осуществление федерального государственного надзора и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, на основании результатов экспертного исследования. Приказом МВД России от 26.06.2018 года №399 утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 3 Правил N 399 предусмотрены случаи, когда не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами и содержит прямой запрет регистрации в Госавтоинспекции и проведения регистрационных действий с транспортными средствами в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями. Из содержания пунктов 9 и 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 605, следует, что результатом предоставления государственной услуги является регистрация транспортного средства, изменение регистрационных данных или отказ в совершении названных действий при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным. Таким образом, по смыслу приведенных правовых предписаний федеральных нормативных правовых актов в их системном единстве, уничтожение идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, является безусловным основанием для отказа в совершении регистрационных действий с транспортным средством.Факт отсутствия идентификационной маркировки шасси (рамы) на приобретенном Очаковском В.И. автомобиле подтверждается собранными по делу доказательствами. Законодательство о безопасности дорожного движения не подразделяет идентификационные номера, которые наносятся на отдельные части транспортного средства, на обязательные и необязательные, то есть отсутствие любого из них является основанием для отказа в совершении регистрационных действий с автомобилем. Получив ДД.ММ.ГГГГ новое заключение ООО «Специализированная фирма «РусЭксперТ», Очаковский В.И. в очередной раз ДД.ММ.ГГГГ обратился в Госавтоинспекцию РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» с заявлением о предоставлении госуслуги в виде внесения изменений в регистрационные данные автомобиля УАЗ 3303,01, ДД.ММ.ГГГГ г.в. в связи со сменой собственника, установлением газового оборудования (л.д. 21).В соответствии с пунктом 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605) установлен перечень документов, представляемых заявителями при регистрации автотранспортных средств, а именно: письменное обращение с приложением документа удостоверяющего личность, документы на транспортное средство и номерные агрегаты, документы или реквизиты документа об уплате государственной пошлины, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.Таким образом, для регистрации данных о собственнике транспортного средства необходимо письменно обратиться в органы внутренних дел. Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец в ГИБДД МУ МВД России «Бийское» ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением не обращался, указанная услуга не предоставлялась, решение об отказе в ее предоставлении не принималось.
Как пояснил в судебном заседании сам истец, он написал заявление и приложил к нему заключение ООО «Специализированная фирма «РусЭксперТ» и обратился к инспектору Чернышеву А.В. с вопросом, что делать дальше, на который получил ответ о том, что его вопрос решается в МУ МВД России «Бийское». На осуществлении регистрационных действий он не настаивал, вместе со своим заявлением вышел, автомобиль на осмотр не предоставлял.
На заявление Очаковского В.И., адресованное в дежурную часть МО МВД России «Троицкое» в связи с отказом в предоставлении ему госуслуги, истцу был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он вправе обратитья за предоставлением госуслуги в виде изменения регистрационных данных своего автомобиля, предоставив соответствующие документы. Факт отказа инспектора Чернышева А.В. в предоставлении данной госуслуги при этом не установлен.
Кроме того, установлено, что в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Бийское» в с. Троицкое для проведения регистрационных действий с автомобилем «УА33303.01», ДД.ММ.ГГГГ г.в., VIN (шасси) отсутствует, ПТС № государственный регистрационный знак №, обратился Очаковский В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. При визуальном осмотре номерное обозначение шасси, кабины и ЗМТ вызвало сомнения в подлинности. Сотрудниками полиции был собран первоначальный материал, который передан в МО МВД России «Троицкий» для регистрации, в дальнейшем транспортное средство было направлено на криминалистическую экспертизу.
Согласно справке об исследовании ЭКО МУ МВД России «Бийское» № от ДД.ММ.ГГГГ представленный на исследование автомобиль не возможно идентифицировать, по причине отсутствия заводской таблички, номера шасси, простоты замены верхней левой петли с номером кузова (№) (где первая цифра номера «1» перевернута) на другую.
ДД.ММ.ГГГГ начальником УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю полковником полиции П., по материалу проверки № по факту обнаружения конструкции транспортного средства, не соответствующей требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности движения транспортного средства марки «УА33303.01», ДД.ММ.ГГГГ г.в., государственный регистрационный знак № в соответствии с п. 50 Правил принято решение о признании государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ с данным автомобилем не действительной и ее аннулировании, в связи с обнаружением признаков уничтожения идентификационного номера кузова.
В соответствии с п.51 Правил в случае устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрации транспортного средства, его регистрация производится по месту обращения владельца транспортного средства с выдачей новых регистрационных документов, новых государственных регистрационных знаков и паспорта транспортного средства.
Поскольку в данном случае не установлен факт отказа ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора БДД РЭО ГБДД МУ МВД России «Бийское» капитана полиции Чернышёва А.В. в приёме от Очаковского В.И. документов и предоставлении ему государственной услуги по изменению регистрационных данных транспортного средства автомобиля УАЗ 3303-01 государственный номер №, - требования в этой части не подлежат удовлетворению.
Также суд отказывает в удовлетворении требования о возложении на государственного инспектора БДД РЭО ГБДД МУ МВД России «Бийское» капитана полиции Чернышёва А.В. обязанность оказать истцу государственные услуги по изменению регистрационных данных транспортного средства УАЗ 3303-01 государственный номер № т.к. оно производно от первоначального.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Очаковского В.И. к МУ МВД России «Бийское», Чернышеву А.В. о признании оспариваемого действия (бездействия) должностного лица незаконным, - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Алтайский краевой суд через Троицкий районный суд Алтайского края.
Судья О.С. Фролова
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019 года