Дело № 2-961/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2013 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Л.В. Сисюра,
при секретаре Саюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Малюкова В.А., Малюковой Е.А. к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Ключинского сельсовета, Администрации Ачинского района о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Малюков В.А., Малюкова Е.А. обратились в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета о признании проживающими на условиях социального найма, признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 на основании протокола от 17.12.1986 г. Малюкову В.А., с учетом членов его семьи, была предоставлена спорная квартира, состоящая из трех комнат, общей площадью 50,3 кв.м. С 1986 года Малюков В.С. состоял в трудовых отношениях с Войсковой частью 74008. Малюкова Е.А. также с 1986 года по 1991 год состояла в трудовых отношениях с Войсковой частью 74008, в должности разборщика снарядов. В настоящее время Малюков В.С. является нанимателем указанной квартиры и, вместе со своей супругой Малюковой Е.А., состоят в ней на регистрационном учете, несут бремя содержания жилья, оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Ранее квартира по адресу: <адрес>, находящаяся на территории д. Каменка относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г., данный закрытый военный городок был исключен из Перечня жилищного фонда таковых. 06.02.2013 г. Малюковым В.А. в адрес ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, по электронной почте было направлено заявления с просьбой заключить с ним и членами его семьи договор социального найма спорного жилого помещения. До настоящего времени ответ не получен. В связи с тем, что спорная квартира не имеет статуса служебной, истцы Малюков В.А., Малюкова Е.А. не имеют другого жилья, право на приватизацию не использовали, они обратились в суд с данным исковым заявлением (л.д. 3-7).
Определением суда от 15 февраля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство обороны РФ (л.д. 1).
Определением суда от 05 марта 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральное государственное управление «Центральное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Федеральное государственное управление «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, 3-ий отдел Федерального государственного управления «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ;
к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Войсковая часть 74008, Малюкова Н.В. (л.д. 61).
Определением суда от 22 марта 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Российской Федерации (л.д. 89).
Определением суда от 08 апреля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Ачинска. (л.д. 146).
Истцы Малюков В.А., Малюкова Е.А. надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания (л.д. 147), в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.59).
Представители ответчиков Правительства РФ, Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, Администрации г. Ачинска надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д. 158,159,160,161,165,166,173), в суд не явились. От представителя ответчика Администрации Ключинского сельсовета поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. (л.д. 73,162).
Представители третьих лиц Войсковой части 74008, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д. 158,160,163,164,167), в суд не явились.
Третье лицо Малюкова Н.В. надлежащим образом извещенная о времени, дате и месте судебного заседания (л.д. 147), в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 58).
Согласно представленному отзыву представителя ответчика Администрации Ачинского района, против удовлетворения исковых требований истцов Малюкова В.А., Малюковой Е.А. не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания их на условиях социального найма. Дополнительно сообщил, что в соответствии с реестром служебных помещений, в Администрации Ачинского района отсутствуют сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных. Администрация Ачинского района не является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, спорная квартира в муниципальную собственность Ачинского района до настоящего времени не передана, в связи с чем, отсутствует возможность регистрации права собственности на указанный объект недвижимости за Администрацией района (л.д. 78).
Из отзыва представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю следует, что на основании Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство Обороны РФ. Именно Министерство Обороны РФ в лице подведомственных ему организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения и реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В случае предоставления истцами доказательств, подтверждающих возможность признания за ними права собственности в порядке приватизации, не будет возражать против удовлетворения искового заявления. Просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. (л.д. 97-98).
Согласно поступившему заявлению представителя Войсковой части 74008 (в настоящее время Войсковая часть 58661-49 (склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов), реорганизованная путем переформирования на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ) просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. При этом, сообщено, что спорная квартира, расположенная по адресу <адрес> не имеет статуса служебного жилого помещения ( л.д.100,102).
От представителя ответчика 3-го отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» поступило ходатайство, согласно которому объекты недвижимого имущества Сибирского военного округа на основании приказов Министра обороны РФ № 1550-2010 и № 1871-2010 установленным порядком переданы на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 103, 149).
Согласно представленному отзыву представителя ответчика Администрации г. Ачинска, сведениями о включении квартиры по адресу: <адрес> число служебных жилых помещений КУМИ Администрации г. Ачинска, не располагает, просил в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 170,172).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, представил в суд отзыв, согласно которому по заявленным исковым требованиям возражал, указав, что целями деятельности ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России являются обеспечение в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В соответствии с указаниями Министра Обороны РФ №205\2\709 от 15.10.2009 г., изданным во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. В соответствии с приведенными нормами закона, у истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации. (л.д. 174-175).
В связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации ( далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и Ачинский район, д. Каменка.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д. Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения квартиры по адресу: <адрес> число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решениями исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № (л.д. 136), Постановления Администрацией города Ачинска №-п от 09.04.1992 г. ( л.д. 137), от 13.05.1992 г. №-П (л.д. 138), от 26.11.1992 г. №-П ( л.д. 139), от 21.06.1993 г. №-п (л.д. 140), от 21.06.1993 г. №-П ( л.д. 141). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2006 годов ( л.д. 124-135).
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ между Малюковым В.А. и Малюковой Е.А. был заключен брака, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 23).
Истец Малюков В.А. с 24.11.1986 г. состоял в трудовых отношениях с Войсковой частью 74008 на должностях гражданского персонала – машиниста тепловоза, что подтверждается записями трудовой книжки (л.д. 49-57).
Решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 на основании протокола № от 24.12.1986 г. Малюкову В.А. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> жилой площадью <данные изъяты> кв.м, на состав семьи в количестве четырех человек. (л.д. 21-22).
В соответствии с кадастровым паспортом, жилое помещение по адресу: <адрес> расположено на пятом этаже многоквартирного жилого дома, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м. (л.д. 41-44).
Согласно выписке из домовой книги, Малюков В.А., Малюкова Е.А. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес> декабря 1986 года по настоящее время (л.д.8,9), на них открыт финансово-лицевой счет (л.д. 10), заключен договор с ОАО « Славянка» на техническое обслуживание жилого помещения, предоставление коммунальных услуг ( отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, вывоз ТБО), энергоснабжения, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями (л.д. 17-20).
По делу установлено, что Малюковыми в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3-ий отдел ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, были направлены заявления с просьбой заключить с ними договор о безвозмездной передаче жилого помещения по адресу: <адрес>, в собственность. ( л.д. 24-32).
Согласно письму 3-его отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», адресованному Малюкову В.А. на его заявление о приватизации спорного жилья, сообщено, что 3-ий отдел ФГКУ «Центррегионжилье» не уполномочен в соответствии с положением о 3 отделе (г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» давать согласие на приватизацию, то есть распоряжаться имуществом путем отчуждения в порядке приватизации (л.д. 85).
В письме ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, адресованном Малюкову В.А. сообщено, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны РФ. Начальник ФГКУК «Сибирское ТУИО» Минобороны России полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений не делегирован, согласно Уставу, в связи с чем, заключить договор передачи спорного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию, не представляется возможным (л.д. 84).
По делу установлено, что истцы Малюковы в спорном жилом помещении постоянно проживают с 1986 года, несут бремя содержания жилья, производят ремонт, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, то есть фактически проживают на условиях социального найма. Претензии по проживанию, истцам Малюковым никто и никогда не предъявлял. Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями, допрошенного по делу свидетеля ФИО9 (л.д. 88). Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истцов в спорном жилом помещении не оспорены.
В материалы дела ни стороной истца, ни стороной ответчика какие-либо договоры найма спорной квартиры не представлены.
В судебном заседании установлено, что истцы Малюков В.А., Малюкова Е.А. других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности не имеют, право на приватизацию ими не использовано, что подтверждается справками филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю ( л.д. 11,12).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: <адрес> реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д. 40).
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Малюков В.А., Малюкова Е.А. проживают в указанном жилом помещении на условиях социального найма, квартира является объектом приватизации и соответственно она имеет право на приватизацию указанного жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах, учитывая требования закона, суд считает заявленные исковые требования истцов Малюкова В.А., Малюковой Е.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истцы Малюков В.А., Малюкова Е.А. по независящим от них причинам не могут реализовать свое правомочие по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания вселения их в спорное жилое помещение, представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает возможным признать за Малюковым В.А., Малюковой Е.А. в порядке приватизации право собственности на <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Малюкова В.А., Малюковой Е.А. удовлетворить.
Признать Малюкова В.А., Малюкову Е.А. проживающими в жилом помещении по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Признать за Малюкова В.А., Малюковой Е.А. право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Сисюра