Дело № 2-10/2019 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александровск 31 января 2019 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ефимовой И.Л.,
с участием прокурора Габовой К.С.,
представителя ответчика администрации Александровского городского поселения Лузяниной Н.В.,
представителя третьего лица администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения Бутенко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске гражданское дело по иску прокурора г.Александровска к администрации Александровского городского поселения о ликвидации несанкционированных свалок мусора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Александровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Александровского городского поселения, в котором просит возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов возле дома в районе вертолетной площадки г.Александровска (квартал 59:02:0103146); улица Трактовая, здание Арарат (кадастровый участок №; в районе пересечения улиц Кольцова и Достоевского на земельном участке, расположенном в границах водоохраной зоны; на территории кладбища г.Александровска. В обосновании заявленных исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Александровского городского поселения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой установлено, что в районе вертолетной площадки г.Александровска (квартал 59:02:0103146) улица Трактовая, здание Арарат (кадастровый участок №), образованы несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, которые складируются на земле, что влечет загрязнение земельных участков, их захламление и в дальнейшем может вызвать инфекционные заболевания среди населения. Также несанкционированные свалки коммунальных отходов установлены в районе пересечения улиц Кольцова-Достоевского на земельном участке, расположенном в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - пруда Александровского. В ходе проверки также установлены несанкционированные свалки бытового мусора на территории кладбища г.Александровска (на участках 1, 2,7). В рамках реализации полномочий по содержанию мест захоронения администрацией Александровского городского поселения заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем Казанцевым Н.Н. на оказание услуг по содержанию кладбищ в Александровском городском поселении. Указанным контрактом на индивидуального предпринимателя возложена обязанность по уборке мусора с площадок для его сбора и не предусматривает выполнение работ по очистке мест несанкционированного сбора бытового мусора на территории кладбища. Вышеуказанные несанкционированные свалки бытового мусора располагаются на земельных участках в границах Александровского городского поселения.
В судебном заседании прокурор Габова К.С. исковые требования поддержала, просила установить срок для исполнения указанной в исковом заявлении обязанности до 01.09.2019 г.
Представитель ответчика администрации Александровского городского поселения – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, в связи с тем, что в районе вертолетной площадки свалка ликвидирована в сентябре 2018 года. Земельный участок, на котором расположено кладбище <адрес> находится на границах Всеволодо-Вильвенского городского поселения за пределами границ Александровского городского поселения, согласно публичной кадастровой карты. Земельный участок, расположенный в районе здания Арарат принадлежит частному лицу. В связи с тем, что вышеуказанные земельные участи не принадлежат ответчику, расходы на уборку свалки на территории кладбища в бюджете Александровского городского поселения не предусмотрены.
Представитель третьего лица администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения – Бутенко Т.В., действующая на основании Устава, в судебном заседании с исковыми требованиями была не согласна в полном объеме, суду пояснила, что согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок, на котором размещено городское кладбище, относится к землям лесного фонда, соответственно такой участок не является муниципальной собственностью Всеволодо-Вильвенского городского поселения и не отнесен к землям населенных пунктов. Государственных полномочий в части ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда на уровень муниципалитета не передавалось.
Третье лицо ИП Казанцев Н.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные возражения по иску, в которых указал, что отношения к несанкционированным свалкам мусора ИП Казанцев не имеет. В соответствии с муниципальным контрактом на него возложена обязанность по уборке мусора с 8 площадок для его сбора и не предусматривает выполнение работ по очистке мест несанкционированного свала мусора. Условия контракта им выполняются в полном объеме и своевременно, что подтверждается актами проверки. Полагает, что иск прокурора г.Александровска законен и обоснован, подлежит удовлетворению. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Пермского края в судебном заседании не участвовал, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом. Возражений по иску не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов Аналогичные положения закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 г. №26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.Из представленных фотоматериалов, актов проверок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, факт наличия несанкционированных свалок твердых бытовых отходов возле дома в районе вертолетной площадки г.Александровска; улица Трактовая, здание Арарат; в районе пересечения улиц Кольцова и Достоевского на земельном участке, расположенном в границах водоохраной зоны; на территории кладбища г.Александровска суд находит подтвержденным. Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, номер кадастрового квартала № принадлежит на праве собственности ФИО6 В связи, с чем суд полагает необходимым в части исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов по улице Трактовая здание Арарат отказать. Также не подлежат удовлетворению требования прокурора в части уборки свалки твердых бытовых отходов и мусора возле дома в районе вертолетной площадки г.Александровска в связи с ее полной ликвидацией ответчиков в сентябре 2018 года. Администрацией Александровского городского поселения в рамках реализации полномочий по содержанию мест захоронения заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем Казанцевым Н.Н. на оказание услуг по содержанию кладбищ в Александровском городском поселении. Указанным контрактом на индивидуального предпринимателя возложена обязанность по уборке мусора с площадок для его сбора и не предусматривает выполнение работ по очистке мест несанкционированного сбора бытового мусора на территории кладбища. Ответчиком доказательств ликвидации до настоящего времени свалок твердых бытовых отходов в районе пересечения улиц Кольцова и Достоевского на земельном участке, расположенном в границах водоохраной зоны; на территории кладбища г.Александровска в судебное заседание не представлено. Поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 8 Устава Александровского городского поселения, к вопросам местного значения Александровского городского поселения отнесено организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов основаны на законе и подлежат удовлетворению в части ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов в районе пересечения улиц Кольцова и Достоевского на земельном участке, расположенном в границах водоохраной зоны; на территории кладбища г.Александровска.При этом срок, предложенный прокурором для исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд с учётом обстоятельств дела находит разумным и достаточным для устранения нарушений. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2019 ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░.░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ 59:02:0103146); ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ №) ░░░░░░░░.░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.░░░░░: (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░