дело №2-711/2014 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Плотниковой О.Н.,
с участием заместителя прокурора г.Александровск Белёва И.П.,
представителя ответчика - Муниципального унитарного предприятия «Автотранс» Петрова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Автотранс» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Александровск обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Автотранс» (далее по тексту - МУП «Автотранс») о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», установлении ответчику срока для исполнения 1 год с момента вступления решения в законную силу, уточнив впоследствии установление срока для исполнения обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г.Александровск проведена проверка соблюдения положений трудового законодательства в части соблюдения прав и законных интересов работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда в деятельности МУП «Автотранс».
Проверкой установлено, что в МУП «Автотранс» не проведена специальная оценка условий труда, что влечет за собой существенные нарушения прав и интересов работников на безопасные условия труда.
Законодательство Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Несоблюдение одной из наиболее важных обязанностей работодателя может повлечь за собой нарушение прав работающих по трудовому договору работников, равно как и тех граждан, которые могут в дальнейшем быть приняты в штат МУП «Автотранс» для выполнения трудовых функций, на безопасные условия труда.
Невыполнение МУП «Автотранс» требований закона о проведении специальной оценки условий труда нарушает гарантированное ст.37 Конституции РФ право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Заместитель прокурора г. Александровска И.П. Белёв в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит возложить на МУП «Автотранс» обязанность по проведению специальной оценки условий труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика - директор МУП «Автотранс» Петров В.Ю. с заявленными требованиями не согласен.
Суд, заслушав мнение прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению.
Статьей 37 Конституции РФ провозглашен конституционный принцип, согласно которому каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В свою очередь в силу абз.4 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель, в частности, обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно положений ст.210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
Кроме того, в соответствии с положениями абз.12 ст.209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Во исполнение требований ст.209 Трудового кодекса РФ приказом Минздравсоцразвития России № 342Н от 26.04.2011 года утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с пунктом которого аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, согласно пункту 8 данного Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Статьей 1 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда» установлено, что предмет регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В силу ст.2 указанного Федерального закона регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса РФ и настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.3 данного Федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статьёй 4 Федерального закона установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Статьей 8 Федерального закона регламентирована организация проведения специальной оценки условий труда, согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
Из материалов дела следует, что МУП «Автотранс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство № (л.д.8-9).
Согласно Уставу МУП «Автотранс» предприятие обязано обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности, обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников. В своей деятельности предприятие обязано соблюдать требования законодательства Российской Федерации (л.д.10-15).
На Предприятии утверждено штатное расписание на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны наименования структурных подразделений, должности и иные сведения (л.д.6-7)
Из объяснения директора МУП «Автотранс» Петрова В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предприятие осуществляет деятельность по оказанию транспортных услуг. В настоящее время в организации работает 23 человека. Аттестация рабочих мест и специальной оценки условий труда не проводились (л.д.5).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда ответчиком существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, поэтому исковые требования прокурора о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда подлежат удовлетворению в полном объеме.
Срок для исполнения обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным, достаточным для исполнения обязанности.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные исковые требования прокурора г. Александровска удовлетворить.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Автотранс» обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 года «О специальной оценке условий труда».
Установить срок для исполнения обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с ответчика Муниципального унитарного предприятия «Автотранс» в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова