Дело № 12-109/2021
УИД 19RS0004-01-2021-001080-35
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
07 сентября 2021 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Судья Аскизского районного суда Республики Хакасия Лачинов А.А.,
при секретаре Хольшиной А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Побызаковой Л.В. на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении секретаря Единой комиссии по осуществлению закупок для муниципальных нужд Аскизского района Побызаковой Людмилы Владимировны, №
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 июня 2021 года должностное лицо - секретарь Единой комиссии по осуществлению закупок для муниципальных нужд Аскизского района Побызакова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Побызакова Л.В. обратилась в Аскизский районный суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление отменить, освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием либо назначить административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа с учетом сложного финансового положения. Не оспаривая совершение правонарушения указывает, что подобное правонарушение ею впредь не будет допущено.
В дополнениях к жалобе указано о несогласии с обжалуемым постановлением, приведены положения Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816, проанализировав которые в совокупности с обстоятельствами дела защитник должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, указывает, что разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется и ООО «ЕнисейБур» не обязан предоставлять в Единую комиссию данный документ, в связи с чем Единая комиссия правомерно приняла решение о соответствии требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников, в связи с чем просит обжалуемое постановление отменить.
В жалобе Побызаковой Л.В. также содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы.
В силу ч.ч. 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока он по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
При этом из содержания приведенных норм следует, что праву лиц, являющихся субъектами обжалования, обжаловать не вступившее в законную силу судебное постановление корреспондирует их обязанность делать это в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП РФ.
Копия обжалуемого постановления врио руководителя УФАС по РХ от 24.06.2021 получена Побызаковой Л.В., что подтверждено последней в судебном заседании, дату получения она не помнит. При этом материалы дела не содержат сведений о дате получения Побызаковой Л.В. копии того же постановления.
Первоначально жалоба на указанное постановление направлена по почте 02.07.2021, о чем свидетельствует оттиск печати на почтовом конверте, поступила в суд – 05.07.2021, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции суда, т.е. жалоба подана в срок. Однако определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 06.07.2021 данная жалоба была возвращена, в связи с не приобщением к ней копии обжалуемого постановления. Копия указанного определения получена Побызаковой Л.В. 09.07.2021.
Повторно Побызаковой Л.В. жалоба на указанное постановление направлена по почте 09.07.2021, о чем свидетельствует оттиск печати на почтовом конверте, поступила в суд – 12.07.2021, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции суда, т.е. жалоба подана по истечении срока на обжалование постановления. Ходатайство о восстановлении срока обжалования не заявлено, в связи с чем жалоба была возвращена Побызаковой Л.В. определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 27.07.2021 в связи с пропуском срока на обжалование.
03.08.2021 Побызакова Л.В. вновь по почте направила жалобу на указанное постановление, с ходатайством о восстановлении срока на обжалование.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 3) в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.
Исходя из приведенных положений, а также обязанности органов публичной власти обеспечить гражданину условия для реализации его прав и свобод, в том числе конституционного права на судебную защиту, суд приходит к заключению, что отступление Побызаковой Л.В. от установленного порядка обжалования постановления по делу об административном правонарушении не может рассматриваться как обстоятельство, которое является препятствием для восстановления судом срока обжалования и рассмотрения жалобы по существу.
Кроме того, учитывая, что вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в рассмотрении жалобы в соответствии с правилами ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ означал бы невозможность для гражданина реализовать свое право на судебную защиту.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание дату вынесения обжалуемого постановления - 24 июня 2021 года, даты обращения в суд Побызаковой Л.В., в том числе первоначального обращении с жалобой 02 июля 2021 года, срок для обжалования постановления от 24 июня 2021 года подлежит восстановлению.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Побызакова Л.В. доводы жалобы с учетом дополнений поддержала по основаниям, изложенным в них. С учетом того, что о рассмотрении дела она была уведомлена на 26.06.2021, а обжалуемое постановление вынесено 24.06.2021, она не была уведомлена о рассмотрении дела 24.06.2021, что является нарушением ее прав. О рассмотрении дела административным органом уведомлялась только по почте, была уведомлена о рассмотрении дела на 26.06.2021, получив копию определения. С учетом изложенного просила отменить обжалуемое постановление.
Защитник Мистриков А.А. доводы жалобы с учетом дополнений поддержал по основаниям, изложенным в них, указал, что при таких обстоятельствах в действиях Побызаковой Л.В. отсутствует состав административного правонарушения. Пояснения Побызаковой Л.В., данные ею в судебном заседании, поддержал. Просил обжалуемое постановление отменить.
Административный орган УФАС по РХ своего представителя в судебное заседание не направил, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения.
Руководствуясь ст. 25.15, 30.6 КоАП РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Из письменных возражений руководителя УФАС по РХ на жалобу Побызаковой Л.В. следует, что руководитель указанного административного органа, выражая несогласие с доводами жалобы Побызаковой Л.В., указывает, что совершенное последней административное правонарушение не может быть признано малозначительным, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют, устное замечание как мера порицания за совершение правонарушения будет недостаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности и целей административного наказания, административный штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, и не может быть уменьшен в порядке, установленном ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Также указывает, что делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается, следовательно, каждый из членов комиссии несет персональную ответственность за принятые решения. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, действия Побызаковой Л.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Таким образом, обжалуемое постановление является законным, не подлежащим отмене, в связи с чем просит это же постановление оставить без изменения, а жалобу Побызаковой Л.В. без удовлетворения.
Из дополнительных письменных возражений руководителя УФАС по РХ на дополнения к жалобе Побызаковой Л.В. следует, что руководитель указанного административного органа, выражая несогласие с доводами дополнения к жалобе Побызаковой Л.В., указывает, что обжалуемое постановление является законным, не подлежащим отмене, в связи с чем просит это же постановление оставить без изменения, а жалобу Побызаковой Л.В. без удовлетворения.
Выслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, изучив доводы жалобы с учетом дополнений к ней, письменных возражений на них, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
На стадии рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу в порядке требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Круг лиц, подлежащих извещению о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, определяется исходя из положений гл. 25 КоАП РФ.
Как следует из истребованного судом первой инстанции административного материала, 20.05.2021 при составлении протокола об административном правонарушении Побызакова Л.В. не присутствовала.
Из представленных материалов следует, что в адрес Побызаковой Л.В. было направлено уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении от 27.04.2021 № №, которое вернулось без вручения 30.04.2021. При этом на конверте отсутствуют сведения о причинах невручения. Однако из отслеживания почтового отправления с идентификатором № следует, что данное почтовое отправление 11.05.2021 возвращено в связи с истечением срока хранения.
20.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем протокол и определение о назначении времени и места рассмотрения дела на 04.06.2021 были направлены в адрес Побызаковой Л.В., которые Побызакова Л.В. получила 24.06.2021.
04.06.2021 определением рассмотрение дела было отложено на 26.06.2021 в 08 часов 45 минут, копия определения была направлена Побызаковой Л.В., которую последняя получила 10.06.2021.
Из пояснений Побызаковой Л.В., данных в судебном заседании, следует, что о рассмотрении дела, назначенном на 26.06.2021 в 08 часов 45 минут она была уведомлена, получив по почте копию определения. Каким-либо другим способом о рассмотрении дела ее не уведомляли.
Как усматривается из постановления должностного лица УФАС по РХ от 24.06.2021, дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Побызаковой Л.В. В этом же постановлении указано, что Побызакова Л.В. извещена надлежащим образом о времени и месте составления протокола. Однако это же постановление не содержит сведений о том, извещена ли Побызакова Л.В. о рассмотрении дела – 24.06.2021. Материалы дела также не содержат таких сведений.
Таким образом, установлено, что на момент рассмотрения дела по существу 24.06.2021, учитывая, что определением от 04.06.2021 рассмотрение дела было отложено на 26.06.2021 в 08 часов 45 минут, о чем была уведомлена Побызакова Л.В. 10.06.2021, должностное лицо, рассмотревшее дело, не располагало сведениями о надлежащем извещении должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Побызаковой Л.В. о времени и месте рассмотрения дела – 24.06.2021, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ.
Допущенное по данному делу нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, изложенное в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления административного органа, и возвращение дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела административному органу следует в соответствии с нормами административного законодательства дать оценку доказательствам с точки зрения допустимости, относимости, достоверности, а всем собранным доказательствам в совокупности – достаточности для разрешения дела, в зависимости от полученных доказательств и их оценки и с соблюдением прав всех участников процесса принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Широковой О.В. № № от 24 июня 2021 года, которым должностное лицо - секретарь Единой комиссии по осуществлению закупок для муниципальных нужд Аскизского района Побызакова Людмила Владимировна привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в УФАС по РХ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Лачинов