Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-5093/2008
29 октября 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 29 октября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе судьи Т.В. Кезик,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дедковой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия к индивидуальному предпринимателю – арбитражному управляющему муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее – МУП «ВКХ», должник) Пономареву Антону Юрьевичу о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия Лариной Т.В., полномочия подтверждены доверенностью от 05.09.2008г. №69 (в деле);
Суд установил:
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия (далее – заявитель, регулирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя – арбитражного управляющего МУП «ВКХ» Пономарева Антона Юрьевича (далее – ответчик) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Требование заявителя основано на жалобе Федеральной налоговой службы, являющейся уполномоченным органом по денежным обязательствам Российской Федерации в делах о банкротстве, на действия арбитражного управляющего Пономарева А.Ю. от 24.07.2008г. №10-28/6060 и протоколе об административном правонарушении от 04.09.2008г. №00291008, составленном начальником отдела Управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков Шевниной И.В. в отношении арбитражного управляющего МУП «ВКХ» Пономарева А. Ю., в котором зафиксирован факт нарушения Пономаревым А.Ю. очередности осуществления расчетов по текущим обязательствам.
Определением суда от 09 сентября 2008 года рассмотрение заявления регулирующего органа назначено в судебном заседании на 22 сентября 2008 года, определением суда от 22 сентября 2008 года судебное разбирательство отложено на 29 октября 2008 года с вызовом представителей сторон.
07 октября 2008 года от Пономарева А.Ю. поступило ходатайство, в котором он указывает, что действовал согласно законодательству о банкротстве в интересах должника и кредиторов, считает жалобу заявителя необоснованной, так как согласно определению, данному в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вознаграждение конкурсного управляющего не является денежным обязательством, оно не выплачивается должником, а возмещается за счет имущества должника, поэтому его выплата не регулируется статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 29 октября 2008 года представитель заявителя поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, пояснила, что Пономарев А.Ю., являясь конкурсным управляющим МУП «ВКХ», выплатил себе вознаграждение, не погасив задолженность по единому минимальному налогу, единому налогу в бюджет Республики Карелия и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, тем самым нарушил очередность осуществления расчетов по текущим платежам. Полагает, что данные обстоятельства являются нарушением требований пункта 3 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127-ФЗ, статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Заслушав представителя заявителя, рассмотрев ходатайство Пономарева А.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03 мая 2007 года по делу №А26-1021/2007 МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 03 мая 2008 года, конкурсным управляющим утвержден Пономарев А.Ю.(л.д.17-18). Определением суда от 27 мая 2008 года срок конкурсного производства продлен до 26 ноября 2008 года (л.д.19).
29 июля 2008 года в регулирующий орган поступила жалоба Федеральной налоговой службы о том, что конкурсным управляющим Пономаревым А.Ю. в нарушение пункта 3 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» погашена текущая задолженность, относящаяся к шестой очереди погашения, а именно вознаграждение конкурсного управляющего – 121 323.12 руб., в то время как задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, относящаяся к третьей и четвертой очереди удовлетворения, не погашена (л.д.23).
04 сентября 2008 года начальником отдела Управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков Шевниной И.В. составлен протокол об административном правонарушении №00291008 (л.д.10-14), согласно которому конкурсный управляющий МУП «ВКХ» Пономарев А.Ю. в нарушение требований пункта 3 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 855 ГК РФ, не погасив задолженность по единому минимальному налогу, единому налогу в бюджет Республики Карелия и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, относящуюся к третьей и четвертой очереди удовлетворения, произвел выплаты, относящиеся к шестой очереди (вознаграждение конкурсного управляющего). Копия протокола об административном правонарушении направлена Пономареву А. Ю. 04.09.08г.
Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 03.02.2005г. №52 регулирующим органом является Федеральная регистрационная служба. Пунктом 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. №1315, установлено, что Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функций контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно подпункту 17 пункта 6 указанного Положения, Федеральная регистрационная служба в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве регулирующего органа осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; проводит в установленном порядке проверки деятельности саморегулируемых организаций; обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации к административной ответственности.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.03.2005г. №22 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.03.2005г. №6440) утвержден Перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия от 16.01.2008г. №7/1 утвержден перечень должностных лиц Управления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в который входит начальник отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков – Шевнина И.В. (л.д.15-16).
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Пономарева А.Ю. составлен должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Согласно части второй названной нормы, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ответчика составлен 04.09.2008г., в то время как правонарушение выявлено заявителем – 29.07.2008г. (получена жалоба уполномоченного органа), то есть протокол составлен с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ.
Учитывая, что форма протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ, все необходимые сведения, подлежащие отражению в протоколе имеются, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, арбитражному управляющему разъяснены, копия протокола направлена, протокол вынесен в пределах срока давности, установленного частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, а также правовую позицию, изложенную в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. №5 о том, что нарушение установленного статьей 28.8 КоАП РФ срока составления протокола является несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным, суд при оценке допущенного административным органом нарушения срока составления протокола приходит к выводу о том, что данное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, если законом не установлено иное.
Пономарев Антон Юрьевич включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 306100106800075 (л.д.42) и является арбитражным управляющим.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В силу пунктов 1, 4-6 статьи 24 и пункта 2 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий должен исполнять установленные настоящим законом обязанности.
Пунктом 3 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в пункте 1 статьи 134 Закона, определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 855 ГК РФ установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности: в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования; в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления которые не предусмотрены в третьей очереди; в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Как следует из материалов дела, за период конкурсного производства с 03.05.2007г. по 25.06.2008г. конкурсным управляющим была произведена уплата текущих обязательств: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 3 320 руб. (начислено 14 388 руб.); налога на доходы физических лиц в размере 3 740 руб. Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) 5 000 руб., налога на доходы физических лиц в размере 3 740 руб., единого налога в бюджет Республики Карелия 17 244 руб. не погашена. Задолженность, образовавшаяся за период с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом (27.02.2007г.) и до открытия в отношении него конкурсного производства (03.05.2007г.), по единому минимальному налогу – 72 196 руб., по единому налогу в бюджет Республики Карелия – 2 375 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) – 23 208 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) 543 руб., конкурсным управляющим не погашалась. Вместе с тем, согласно отчету конкурсного управляющего о своей деятельности от 02.06.2008г., расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему составили 121 323.12 руб. (л.д. 39).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Пономарева А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Допущенное арбитражным управляющим правонарушение, установленное судом, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан – участников имущественного оборота, в Российской Федерации, поэтому у суда отсутствуют правовые основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, изложены в статье 4.3 Кодекса. Согласно статье 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Абзацем 2 пункта 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. №5 разъяснено, что при этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, которым в данном споре является нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Перечень данных отягчающих административную ответственность обстоятельств является исчерпывающим и в зависимости от характера совершенного правонарушения суд может признать или не признать указанные в данной норме обстоятельства отягчающими.
Из материалов дела усматривается, что Пономарев А.Ю. не подвергался административному наказанию по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, а также характер совершенного правонарушения, суд назначает предпринимателю Пономареву А.Ю. административное наказание в виде штрафа в размере 25 минимальных размеров оплаты труда.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявление Управления Федеральной регистрационной службы Республики Карелия удовлетворить.
2.Привлечь индивидуального предпринимателя Пономарева Антона Юрьевича, 20.01.1980 года рождения, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером № 306100106800075, проживающего по адресу: г. Петрозаводск, ул. Парфенова, д. 3, кв. 16, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (2 500 руб.).
Сумма штрафа подлежит перечислению на расчетный счет
№ 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводска
БИК 048602001
Получатель штрафа: Управление Федерального казначейства
по Республике Карелия (Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия)
КПП 100101001 ИНН 1001048543 ОКАТО 86401000000
Код дохода: 32111690040040000140.
В графе «назначение платежа» указать «штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия от 29 октября 2008 года по делу № А26-5093/2008».
3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт – Петербург), а также в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо – Западного округа (г. Санкт – Петербург).
Судья
Т.В.Кезик