№ 2-351(2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Малыгиной Е.И.,
с участием представителя истца помощника прокурора Чиркова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Михайловой Г. А. к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Ачинска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах Михайловой Г.А. обратился в суд с иском к УСЗН Администрации г.Ачинска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, мотивируя тем, что в результате проведенной проверки установлено, что Михайлова Г.А. является инвалидом III группы и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ей назначены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату холодного водоснабжения и электроэнергии. В связи с задолженностью за коммунальные услуги в размере 2009,76 руб. с 11.08.2017 г. предоставление мер социальной поддержки приостановлено, а с 11.09.2017 г. прекращено в форме протоколов закрытия. В соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительных причин ее образования). При этом, действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с этим, решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении Михайловой Г.А. является незаконным. Просит признать незаконным решение УСЗН Администрации г.Ачинска о прекращении с 11.09.2017 г. предоставления мер социальной поддержки Михайловой Г.А. по оплате коммунальных услуг, в форме протокола закрытия субсидий от 11.09.2017 г. (л.д. 2-4).
Определением от 09.01.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (л.д.28).
В судебном заседании представитель процессуального истца Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме по аналогичным основаниям.
Материальный истец Михайловой Г.А. в суд не явилась, извещена надлежащим образом, однако, уведомление возвращено в дело по истечению срока хранения (л.д.32,33).
Представитель ответчика УСЗН Администрации г.Ачинска не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д.29). Представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований возражает, указав, что в соответствии со ст.ст. 159, 160 ЖК РФ субсидии и компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно ст. 17 ФЗ №181-ФЗ инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а по смыслу ст. 1,24 Закона края № 13-2804 целевым назначением субсидии является компенсация фактически понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принимая решение о прекращении предоставления инвалиду мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения руководствовался пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края и прекратил выплату мер социальной поддержки на основании протокола закрытия от 11.09.2017 г. по причине задолженности по оплате электроэнергии в сумме 2009,76 руб. более двух месяцев перед ПАО «Красноярскэнерго» (л.д. 34-39).
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, уведомленный о слушании дела надлежащим образом (л.д.31), в суд не явился, возражений не представил.
Выслушав представителя процессуального истца - помощника прокурора Чиркова Д.С., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Красноярского края № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, которыми согласно ст. 1 Закона, признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Согласно п. «б» ст. 1 Закона Красноярского края № 13-2804 плата за жилое помещение включает в себя для собственников жилого помещения в многоквартирном доме:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанный исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством края;
оплата коммунальных услуг - плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плата за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, рассчитанная исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без учета повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Из буквального толкования вышеприведенных законов следует, что льгота по оплате за коммунальные услуги, предоставляется инвалиду, проживающему в жилом помещении независимо от вида жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что Михайлова Г.А. с 01.05.2016 г. является инвалидом III группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 14), которой на основании свидетельства о государственной регистрации права от 01.03.2006 г. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>л.д. 15).
15.03.2017 г. Михайлова Г.А. обратилась в УСЗН Администрации г.Ачинска с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.12-13), и на основании протокола от 23.03.2017 г. ей назначены меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату электроэнергии и холодного водоснабжения на основании ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на период с 01.05.2016 г. пожизненно в размере 50% (л.д. 40).
В связи с задолженностью по оплате за ЖКУ, с 11.08.2017 г. предоставление мер социальной поддержки Михайловой Г.А. было приостановлено, а с 11.09.2017 г. прекращено на основании протокола закрытия от 11.09.2017 г. (л.д. 5-9), о чем Михайловой Г.А. направлено уведомление с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение месяца (л.д.16,17).
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона края № 13-2804, установлены ст. 20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которой, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении им условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы, прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в силу прямого указания в п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», условие о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, основанием предоставления льготы Михайловой Г.А. по оплате коммунальных услуг на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, поэтому отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг не является условием реализации права на получение данной льготы.
Доводы ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление, основаны на неверном толковании закона, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом.
При таких обстоятельствах, решение УСЗН Администрации г.Ачинска о прекращении с 11.09.2017 г. предоставление Михайловой Г.А. мер социальной поддержки по оплате за холодное водоснабжение и электроэнергии, является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации г. Ачинска в форме протоколов закрытия от 11 сентября 2017 года о прекращении предоставление мер социальной поддержки инвалиду третьей группы Михайловой Г. А. по оплате холодного водоснабжения и электроэнергии.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Мотивированное решение составлено 30 января 2018 года.
Судья Т.Н. Настенко