4а-1664/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 августа 2018 года город Москва
Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества «Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД» Ведрова А.А. на вступившие в законную силу постановление № *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 15 августа 2017 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 19 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 15 августа 2017 года акционерное общество «Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД» (далее АО «ММЗ «Авангард», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее - КоАП г. Москвы), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Головинского районного суда города Москвы от 19 октября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Мухамедова А.А.-Х. без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 28 ноября 2017 года постановление № *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 15 августа 2017 года и решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 19 октября 2017 года оставлены без изменения, жалоба защитника Разухина С.С. без удовлетворения.
В настоящей жалобе законный представитель Общества Ведров А.А. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на неверную квалификацию действий Общества по ст. 4.39 КоАП города Москвы, поскольку вмененное в вину Обществу нарушение Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, охватывает объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.17 КоАП города Москвы; установленное органом прокуратуры отсутствие у Общества инвентаризационного учета зеленых насаждений и журнала по уходу за зелеными насаждениями не влечет за собой нанесение вреда окружающей среде; Общество не является надлежащим субъектом административной ответственности по ст. 4.39 КоАП города Москвы, поскольку выполнение требований Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, нарушение которых вменено Обществу в вину, является обязательным только для организаций, выполняющих работы по охране, созданию, ремонту и содержанию природных и озелененных объектов в городе Москве, к числу которых Общество не относится.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 4.39 КоАП г. Москвы наступает за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения административным органом АО «ММЗ «Авангард» к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.39 КоАП города Москвы, послужили установленные в ходе проведенной в связи с ухудшением погодных условий в конце мая 2017 года Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проверки соблюдения законодательства о содержании зеленых насаждений обстоятельства, связанные с нарушением Обществом требований ст. 5 Закона г. Москвы от 05 мая 1999 г. № 17 "О защите зеленых насаждений", п.п. 2.6, 2.11, 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.3.2, раздела 4 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы, а именно: Обществом не осуществлен надлежащий учет зеленых насаждений - не произведена инвентаризация зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, вследствие чего не оформлен и не согласован с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы паспорт благоустройства территории, отображающий результат инвентаризации зеленых насаждений; не ведется общий журнал работ по уходу за зелеными насаждениями, в который вносятся все мероприятия по уходу за зелеными насаждениями.
Сделав вывод о виновности АО «ММЗ «Авангард» в совершении административного правонарушения, должностное лицо и судебные инстанции сослались на совокупность собранных по делу доказательств, а именно: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 июня 2017 года, акт проверки от 09 июня 2017 года, а также иные материалы дела.
Между тем с состоявшимися по делу постановлением должностного лица и судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.39 КоАП города Москвы, выражается в нарушении правил и требований в области охраны окружающей среды, установленных правовыми актами города Москвы.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды следует понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правоотношения по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами в городе Москве регулируются Законом г. Москвы от 05 мая 1999 г. № 17 "О защите зеленых насаждений".
В соответствии со ст. 5 Закона г. Москвы от 05 мая 1999 г. № 17 "О защите зеленых насаждений" в городе Москве ведется учет зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Москвы. Для целей учета создается реестр зеленых насаждений, порядок ведения которого определяется Правительством Москвы. Обязательный учет зеленых насаждений производится при регистрации сделок с земельными участками и переходе прав на них. При этом учитываются наличие зеленых насаждений, занимаемая ими площадь, видовой состав и возраст деревьев и кустарников.
В целях ст. 1 Закона г. Москвы от 05 мая 1999 г. № 17 "О защите зеленых насаждений" постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ г. Москвы (далее - Правила).
Согласно п. 2.6 Правил независимо от формы собственности каждый правообладатель земельного участка территории зеленого фонда города Москвы обязан содержать и охранять его, а также осуществлять учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и элементов комплексного благоустройства за счет собственных средств самостоятельно или путем привлечения подрядчика.
Пунктом 2.11 Правил установлено, что содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время.
Содержание объектов озеленения включает, в том числе инвентаризацию объекта озеленения и актуализацию ее результатов, за исключением случаев, указанных в дефисах третьем - шестом пункта 7.1.17 настоящих Правил, когда эти работы выполняются в рамках соответствующих мероприятий.
Инвентаризация территории зеленого фонда города Москвы - это документальный учет всех элементов комплексного благоустройства (зеленые насаждения, дорожно-тропиночная сеть, плоскостные сооружения, малые архитектурные формы, системы функционального обеспечения, системы обеспечения охраны природы и микроклиматического комфорта), природных сообществ, находящихся на территории зеленого фонда города Москвы, с их количественной, площадной и качественной оценкой (п. 2.1.23 Правил).
Пунктами 2.11, 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.3.2 Правил предусмотрено, что учет зеленых насаждений в городе Москве осуществляется путем проведения инвентаризации, которой подлежат все территории зеленого фонда города Москвы (в том числе территории, занятые зелеными насаждениями). Инвентаризация территорий зеленого фонда города Москвы осуществляется по соответствующей методике (приложение 30 к Правилам). Документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы, является для территорий зеленого фонда города Москвы, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зеленым и природным территориям, дворовым территориям - Паспорт благоустройства территории, который согласовывается с уполномоченными органами исполнительной власти г. Москвы (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы).
В разделе 4 Правил изложены меры по содержанию зеленых насаждений, которыми предусмотрено, что все мероприятия по уходу за зелеными насаждениями должны заноситься в общий журнал работ по уходу за зелеными насаждениями (приложение 26).
Из анализа установленных Законом г. Москвы от 05 мая 1999 г. № 17 "О защите зеленых насаждений" и вышеуказанными Правилами требований к деятельности правообладателя земельного участка территории зеленого фонда города Москвы следует, что действия по осуществлению учета зеленых насаждений путем проведения инвентаризации, а также ведение журнала работ по уходу за зелеными насаждениями являются мерами по содержанию объектов озеленения.
При этом административная ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы.
По общему правилу, при коллизии общей и специальной нормы права, применению подлежит специальная норма.
Как усматривается из материалов дела, АО «ММЗ «Авангард» расположено по адресу: г. Москва, ул. Клары Цеткин, дом 33, на территории города Москвы, в периметре которой имеются участки, занятые зелеными насаждениями, представленными разновозрастными деревьями, кустарниками лиственных пород, а также газоном.
Как указывалось ранее, в ходе проведенной органом прокуратуры проверки было установлено, что АО «ММЗ «Авангард» инвентаризацию зеленых насаждений, произрастающих на рассматриваемой территории по вышеуказанному адресу, и ведение журнала по уходу за зелеными насаждениями не осуществляло.
Таким образом, Общество допустило нарушение Правил по содержанию зеленых насаждений, в связи с чем его действия подлежали квалификации по ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к статье 4.39 КоАП города Москвы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку санкция ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы предусматривает наложение административного штрафа в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей, то переквалификация действий АО «ММЗ «Авангард» на ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы повлечет усиление назначенного ему административного наказания.
Изложенное исключает возможность переквалификации вменяемого АО «ММЗ «Авангард» деяния со ст. 4.39 КоАП города Москвы на ч. 2 ст. 4.17 этого Кодекса.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление № *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 15 августа 2017 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 19 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении АО «ММЗ «Авангард» по ст. 4.39 КоАП города Москвы нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу генерального директора акционерного общества «Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД» Ведрова А.А. удовлетворить.
Постановление № *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 15 августа 2017 года, решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 19 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.39 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», в отношении акционерное общество «Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
6