Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2015 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием представителя истца Вараксина А.М. – Семенченко О.Н., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 25 сентября 2015 года, выданной на срок три года (л.д.4),
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вараксина АМ к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании проживающим на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Вараксин А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», ТУФА по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании проживающим на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части 74008 г.Ачинска-13 о распределении жилых помещений в связи с трудовыми отношениями Вараксину М.В. и членам его семьи было предоставлено спорное жилое помещение. Позже на указанное жилое помещение был заключен договор служебного найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанное жилое помещение в число служебных квартир не включено. Истец постоянно проживает в спорном жилом помещении, несет бремя его содержания, оплачивает коммунальные услуги, фактически проживает на условиях социального найма. Вараксин М.В., Вараксина Н.М., Вараксин В.М. на приватизацию истцом квартиры согласны, от своего права приватизации указанного жилого помещения отказываются. В настоящее время спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности Ачинского района не значится, в реестре муниципальной собственности Ключинского сельсовета Ачинского района отсутствует. Сведения о зарегистрированных правах на указанное жилое помещение также отсутствуют. Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-0 был утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где в разделе «Красноярский край» были исключены закрытие военные городки во всех населенных пунктах Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца Вараксина А.М. – Семенченко О.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Вараксин А.М., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения по имеющемуся в материалам дела адресу (л.д.97), а также телефонограммой (л.д.134), представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.105).
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 97), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление Н.Ю.Сорокиной, действующей на основании доверенности от 08 октября 2015 года (л.д.66), по заявленным исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма, сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных жилых помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации района (л.д.64-65).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 119), в суд не явился, согласно представленному заявлению, Глава Ключинского сельсовета просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 135).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.128), в суд не явился, О.Б. Аюшиева, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.142), представила отзыв на исковое заявление, согласно которому просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящимся в служебных отношениях с Министерством обороны РФ возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные отделения, в частности ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено истцу на основании договора служебного найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Квартиры была выделена истцу на период прохождения службы в вооруженных силах РФ. В соответствии с указаниями Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, изданными во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Кроме того, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Считает, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.138-141).
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 130), в судебное заседание не явился, Чаловская Е.В. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), представила возражения относительно заявленных требования, согласно которым просила в удовлетворении исковых требований Вараксина А.М. отказать по следующим основаниям. Отсутствие у спорного жилого помещения на момент предоставления гражданину надлежащим образом оформленного служебного статуса не является основанием к признанию за ним права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением военной службы и служило не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей. Решения о предоставлении Вараксину А.М. спорного жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось. Доказательств обратного истцом не представлено. Поскольку у истца отсутствует право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, то он не имеет право приобрести указанное жилое помещение в собственность граждан в порядке приватизации. Просила о рассмотрении дела без участия представителя ФГКУ «Центрегионжилье» (л.д.61-62).
Представителя ответчиков ТУФА по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.129, л.д. 143, л.д. 144), в суд не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Представитель третьего лица Отделение (территориальное, г.Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» (ранее 3 отдел ФГКУ «Центррегионжилье»), будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.116), в судебное заседание не явился, Гордеев А.А. действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103) представил возражения на исковое заявление, согласно которым в удовлетворении требований Вараксина А.М. просил отказать по тем основаниям, что квартира, занимаемая Вараксиным А.М. находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, которое соответствующих решений о переводе квартиры из разряда служебной в жилое помещение социального найма не принимало. Документами. Представленными в дело не доказано принятие решения о постановке истца на учет нуждающихся жилищной комиссией воинской части. Согласно сведения ФНКУ «Центррегионжилье» МО РФ Вараксин А.М. на учете нуждающихся не состоял, в базах данных в качестве нуждающегося не значится, учтенное дело отсутствует. Дополнительно указал на то, что 3 отдел (г.Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» с 19 января 2015 года переименован в отделение (территориальное, г.Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье». Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФГКУ «Центррегионжилье» (л.д.100-102).
Представитель третьего лица Войсковой части № 58661-49, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 118), в суд не явился, представил заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части, возражений относительно заявленных требований не имеет (л л.д.120).
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 115), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление Зинович Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68), спорное жилое помещение не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края, в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался, полагает, что уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности РФ, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя агентства (л.д.67).
Представитель третьего лица ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 117), в суд не явился, Булгакова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109), представила отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым полагает, что в удовлетворении исковых требований Вараксину А.М. следует отказать по тем основаниям, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Ачинский район, д.Каменка, ул.Лесная, д. 10, кв. 34 в реестре федерального имущества Красноярского края не учитывается. Указанный объект закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, зарегистрированным в качестве юридического лица на территории Забайкальского края. Данное имущество числится в реестре федерального имущества Территориального управления Росимущества в Забайкальском крае. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ТУ Росимущества в Красноярском крае (л.д.107-108).
Третьи лица Вараксин М.В., Вараксин В.М., Вараксина Н.М., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д.93, л.д. 94, л.д.95), в судебное заседание не явились, представили заявления, в соответствии с которыми предъявленный иск поддержали, просили о рассмотрении дела в своей отсутствие (л.д. 122, л.д.124, л.д.126).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами.
Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ч.2 ст. 686 ГК РФ в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389 (л.д. 22), Постановлениями Администрации города Ачинска №57-п от 09.04.1992 г., от 13.05.1992г. № 113-П, от 26.11.1992г. №484-П, от 21.06.1993г. №241-П (л.д.23-28). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д.30-48).
ДД.ММ.ГГГГ Вараксин М.В., отец истца, был принят на работу Войсковую часть 74008 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ был переведен в отряд ВОХР <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию. Затем 25 января 200 года Вараксин М.В. был снова принят на работу в Войсковую часть 74008 в цех № 11 <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются записями трудовой книжки (л.д. 5-7).
В 1986 году по решению жилищной комиссии Войсковой части 74008 Вараксину М.В. была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии восковой части 74008 г.Ачинск-13 указанное жилое помещение выделялось Вараксину М.В. с учетом членов семьи, четырех человек (л.д.10-11).
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1986 году статуса служебной, а также о предоставлении Вараксину М.В. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено.
Согласно выписке из домовой книги Вараксин М.В. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, Вараксина Н.М. – с ДД.ММ.ГГГГ, Вараксин В.М. – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Истец Вараксин А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, и с момента рождения был вселен отцом Вараксиным М.В. в спорное жилое помещение и проживал в нем, совместно с родителями, с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью 74008 с Вараксиным М.В. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда РФ №, в который в качестве членов семьи нанимателя включены жена Вараксина Н.М., сын Вараксин В.М. и сын Вараксин А.М. (л.д.8-9).
Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, истец Вараксин А.М. в настоящее время проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> совместно с родителями и братом. Вараксин М.В., Вараксина Н.М., Вараксин В.М. выразили согласие на приватизацию спорного жилья, удостоверенные нотариусом, самостоятельных требований относительно спорного жилого помещения не заявили (л.д.17, л.д.18, л.д.19).
За все время проживания истца в спорном жилом помещении претензий по проживанию не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорены.
В судебном заседании также установлено, что истец других жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности не имеет (л.д.14), право на приватизацию не использовал, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (л.д. 84).
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре служебных жилых помещений в Администрации Ачинского района и Администрации г.Ачинска, а также в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района не числится (л.д.12, л.д.13).
По сообщению ТУ Росимущества в Красноярском крае и ТУ Росимущества в Забайкальском крае квартира <адрес>, в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.111, л.д.113).
В Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, а также в базе данных государственного учреждения Красноярский государственный центр технической инвентаризации и оценки зданий, строений и сооружений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д.15, л.д.85).
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Вараксину М.В. и членам его семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что Вараксин А.М. проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истец не имеет возможности.
При таких обстоятельствах и требованиях закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что члены семьи истца Вараксин М.В., Вараксина Н.М., Вараксин В.М. не заявили самостоятельных требований относительно предмета спора, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Вараксина А.В. о признании за ним права собственности на спорную квартиру <адрес>
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Вараксина АМ проживающим на условиях социального найма в жилом помещении по адресу: …
Признать за Вараксиным АМ право собственности в порядке приватизации на квартиру (адрес).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.