Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2013 года город Приозёрск
Карагандинской области
40 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в составе: председательствующего – судьи Усманова А.У., при секретаре Назаровой М.М., рассмотрев в отсутствие сторон в помещении военного суда гражданское дело, возбужденное по иску заведующего складом войсковой части 00000 ФИО1 к филиалу «войсковая часть 00000» федерального казённого учреждения «<данные изъяты>» (далее по тексту именуется филиал «войсковая часть 00000» ФИО2») о взыскании пособия по временной нетрудоспособности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, являясь гражданином Республики Казахстан, обратилась в суд с иском, в котором указала, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от исполнения трудовых обязанностей в связи с необходимостью осуществления ухода за больным членом семьи.
Однако причитающееся ей пособие по временной нетрудоспособности не было выплачено по причине непредставления работодателю листка временной нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца.
Считая свои права в сфере обязательного социального страхования нарушенными, истец просит суд взыскать с ответчика пособие по временной нетрудоспособности за указанный период в размере 0 рубль 40 копеек и освободить от уплаты государственной пошлины.
Надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, стороны в суд не явились. При этом ФИО1 просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд исходит из следующего.
Так, согласно положениям статьи 183 ТК РФ, при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами, которыми также устанавливаются их размеры и условия выплаты.
Пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат граждане Российской Федерации и иностранные граждане, работающие по трудовым договорам. При этом они признаются застрахованными лицами.
Факт работы истца в войсковой части 00000 подтверждается выпиской из приказа работодателя, его справкой, трудовой книжкой и трудовым договором № 742 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что работник имеет право на обязательное социальное страхование, предусмотренное действующим законодательством.
Из листка временной нетрудоспособности (именуется как «больничный лист») № 132, выданного врачом <данные изъяты>., усматривается, что ФИО1 нуждается в освобождении от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 5 статьи 13 вышеприведённого Федерального закона, для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Из этого положения закона видно, что обязанность по выдаче листка нетрудоспособности возложена исключительно на медицинскую организацию.
Между тем, сторонам доподлинно известно, что в <адрес> Республики Казахстан расположено единственное учреждение системы здравоохранения Российской Федерации – медицинский пункт с лазаретом <данные изъяты>.
Известно сторонам также и то, что медпункт на момент временной нетрудоспособности истца не был лицензирован и врачи не имели соответствующего разрешения на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, поэтому истцу был выдан больничный лист, исполненный на русском языке, с указанием необходимых сведений о работнике, его диагнозе, периоде освобождения от работы, с подписью лечащего врача и оттиском личной печати.
Учитывая, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав – обязанностью государства, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, суд считает, что листок нетрудоспособности не был выдан медицинским учреждением не по вине истца, и несоответствие подтверждающего нетрудоспособность документа установленному образцу не может служить препятствием в осуществлении прав на получение причитающегося по закону пособия.
Не является препятствием для выплаты оспариваемых пособий и принадлежность истца к гражданству Республики Казахстан, по следующим основаниям.
Пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установил, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан (Москва, 20 января 1995 г.), на работу в воинские формирования Российской Федерации могут приниматься граждане Республики Казахстан, при этом трудовые отношения регулируются законодательством о труде Российской Федерации и Российская Сторона гарантирует гражданам Республики Казахстан равные со своими гражданами права как в приёме на работу, так и иные права, вытекающие из трудовых правоотношений.
По мнению суда, право на пособие по временной нетрудоспособности вытекает из трудовых правоотношений, поскольку на это имеется прямое указание в статье 183 ТК РФ.
Анализ положений статьи 183 ТК РФ в правовой связи с положениями статьи 2 вышеназванного международного Соглашения позволяют суду прийти к выводу о том, что Российская Федерация уравнивает в правах, вытекающих из трудовых правоотношений, своих граждан и граждан Республики Казахстан, работающих по трудовому договору в российских воинских формированиях за пределами России независимо от того, застрахованы ли эти иностранные граждане в Российской Федерации и уплачивает ли на них работодатель страховые взносы.
Суд также учитывает, что оснований для получения пособий истцом от Республики Казахстан не имеется, поскольку она в период нетрудоспособности состояла в трудовых отношениях с российской организацией.
С учётом изложенного, суд приходит к убеждению, что гражданин Республики Казахстан ФИО1 имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в силу приоритета норм международного соглашения, которое гарантирует гражданам Республики Казахстан, работающим в воинском формировании Российской Федерации, равные с гражданами Российской Федерации права, вытекающие из трудовых правоотношений, в том числе и на получение оспариваемого пособия.
Из сообщения командира войсковой части 16601 от ДД.ММ.ГГГГ № 4411 следует, что войсковая часть 00000 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в качестве страхователя в филиале № Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации как филиал «войсковая часть 00000» федерального казённого учреждения «<данные изъяты>».
Обязанность по выплате работнику пособия по временной нетрудоспособности в силу положения пункта 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006года № 255-ФЗ возложена на страхователя (работодателя).
Возражений на размер пособия сторонами не представлено. Кроме того, расчёт подтверждается справкой финансового органа работодателя, с которым истец согласилась.
В силу положения части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена в соответствии с законом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:Иск заведующего складом войсковой части 00000 ФИО1 к филиалу «войсковая часть 00000» федерального казённого учреждения «<данные изъяты>» о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, – удовлетворить полностью.
Взыскать с филиала «войсковая часть 00000» федерального казённого учреждения «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 пособие по временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0 (<данные изъяты>) рубль 40 копеек.
Взыскать с филиала «войсковая часть 00000» федерального казённого учреждения «<данные изъяты>» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 0 (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 40 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу А.У. Усманов