Решение по делу № 2-951/2021 ~ М-256/2021 от 27.01.2021

24RS0002-01-2021-000639-78

Дело №2-951/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    15 марта 2021 года                                              г. Ачинск Красноярского края

ул. Назарова, 28Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Попова А.В.,

с участием помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,

представителя ответчика – директора МКОУ «Лапшихинская СШ» Замятиной Т.А., действующей на основании Устава,

    при секретаре Локтишевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лапшихинская средняя школа», управлению образования администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания и обеспечить финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МКОУ «Лапшихинская СШ» (далее, также именуемое – Учреждение) о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкции, в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, а также к управлению образования администрации Ачинского района о возложении обязанности профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния указанного здания МКОУ «Лапшихинская СШ», в течение 6 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, мотивировав свои требования следующим. В ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасности пребывания в образовательном учреждении было установлено, что за МКОУ «Лапшихинская СШ» закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2 (год постройки -1963). В нарушение требований п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ответчик МКОУ «Лапшихинская СШ» эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. В связи с выявленными нарушениями со стороны МКОУ «Лапшихинская СШ» прокурором направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено, до настоящего времени комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования не проведено в связи с отсутствием финансирования со стороны управления образования администрации Ачинского района на данные цели. Не проведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, что является недопустимым. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций в силу п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, исполнение которых в сфере образования возложено управление образования администрации Ачинского района, являющееся распорядителем денежных средств по отношению к общеобразовательным учреждениям. В связи с чем прокурор обратился в суд с настоящими требованиями (л.д.2-4).

В судебном заседании истец помощник Ачинского городского прокурора Касабука Я.В. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика директор МКОУ «Лапшихинская СШ» Замятина Т.А. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась.

Представитель ответчика Управления образования администрации Ачинского района, будучи извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.40), в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил.

Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из положений п. 8 и 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также проведение профилактических мероприятий.

Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Частями 6, 7 и 8 настоящей статьи установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период их эксплуатации путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений и их текущий ремонт проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Требования к техническому обслуживанию зданий и сооружений установлены Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1976 №312 (далее по тексту – Положение).

Пунктом 3 Положения установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов, которое должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

Согласно п.п. 3.1. - 3.3. Положения техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В развитие указанных выше положений закона с 01.01.2014 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №1984-ст от 27.12.2012 в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011.

Данный стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Кроме того, настоящий стандарт распространяется на проведение работ, в частности по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.

При этом п. 3.4 ГОСТ 31937-2011 определяет, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Под оценкой технического состояния понимается установление степени повреждения и категории технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений в целом, включая состояние грунтов основания, на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом (п. 3.8 ГОСТ 31937-2011).

Из п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 следует, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет (п. 4.3 ГОСТ 31937-2011).

Согласно п. 4.4. ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по инициативе собственника объекта.

Согласно п. 5.1.2. ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания (п. 5.1.3. ГОСТ 31937-2011).

Как установлено судом, МКОУ «Лапшихинская СШ» является казенным учреждением, осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (л.д.11).

Учреждение расположено в нежилом здании по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, общей площадью 1199,8 кв.м., 1983 года постройки (л.д.15-34).

В ходе проведенной Ачинский городской прокуратурой в 2020 году проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в зданиях и помещениях образовательного учреждения, было установлено, что в МКОУ «Лапшихинская СШ» не проводятся контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. В связи с чем, 30.06.2020 в адрес Главы Ачинского района прокурором направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении (л.д.5-8).

Как следует из ответа Исполняющего полномочия Главы Ачинского района на представление прокурора проведение комплексного обследования технического состояния зданий (сооружений) в МКОУ «Лапшихинская СШ» запланировано на август 2021 года (л.д.9-10).

Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в связи с чем исковые требования Ачинского городского прокурора к МКОУ «Лапшихинская СШ» о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкции, в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из Положения об управлении образования администрации Ачинского района, утвержденного Решением Ачинского районного Совета депутатов от 02.07.2019 №Чр-319Р, управление образования администрации Ачинского района (далее по тексту - Управление) является органом администрации Ачинского района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Ачинска по решению вопросов местного значения в области образования (п. 1.1 Положения).

Управление от имени муниципального образования приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 1.12 положения).

Согласно п. 3.1 указанного Положения Управление исполняет полномочия органов местного самоуправления Ачинского района по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 3.1.5 положения).

На основании п. 4.1 Положения для реализации своих полномочий Управление выполняет следующие функции: осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным организациям (п. 4.1.29 Положения); определяет иные расходы для бюджетных образовательных организаций, финансируемых в виде иных целевых субсидий и бюджетных инвестиций (п. 4.1.40 Положения).

Таким образом, поскольку исполнение возложенной на МКОУ «Лапшихинская СШ» обязанности по обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, связано с необходимостью решения вопросов о внесении соответствующих изменений в бюджет муниципального образования Ачинского района, выделением дополнительных денежных средств казенному образовательному учреждению на проведение обследования технического состояния здания, требования Ачинского городского прокурора к управлению образования администрации Ачинского района о возложении обязанности по финансированию расходов на проведение обследования технического состояния указанного здания МКОУ «Лапшихинская СШ», в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лапшихинская средняя школа» провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, село Лапшиха, улица Школьная, дом 2, в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Обязать управление образования администрации Ачинского района Красноярского края профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания МКОУ «Лапшихинская СШ», расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, село Лапшиха, улица Школьная, дом 2, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                     А.В. Попов

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 года

Решение не вступило в законную силу.

Судья                                     А.В. Попов

2-951/2021 ~ М-256/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
МКОУ "Лапшихинская СШ"
Управление образования администрации г. Ачинска
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Попов Алексей Валерьевич
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2021Передача материалов судье
03.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Подготовка дела (собеседование)
18.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее