24RS0002-01-2021-000639-78
Дело №2-951/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2021 года г. Ачинск Красноярского края
ул. Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,
представителя ответчика – директора МКОУ «Лапшихинская СШ» Замятиной Т.А., действующей на основании Устава,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лапшихинская средняя школа», управлению образования администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания и обеспечить финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МКОУ «Лапшихинская СШ» (далее, также именуемое – Учреждение) о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкции, в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, а также к управлению образования администрации Ачинского района о возложении обязанности профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния указанного здания МКОУ «Лапшихинская СШ», в течение 6 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, мотивировав свои требования следующим. В ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасности пребывания в образовательном учреждении было установлено, что за МКОУ «Лапшихинская СШ» закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2 (год постройки -1963). В нарушение требований п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ответчик МКОУ «Лапшихинская СШ» эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. В связи с выявленными нарушениями со стороны МКОУ «Лапшихинская СШ» прокурором направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено, до настоящего времени комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования не проведено в связи с отсутствием финансирования со стороны управления образования администрации Ачинского района на данные цели. Не проведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, что является недопустимым. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций в силу п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, исполнение которых в сфере образования возложено управление образования администрации Ачинского района, являющееся распорядителем денежных средств по отношению к общеобразовательным учреждениям. В связи с чем прокурор обратился в суд с настоящими требованиями (л.д.2-4).
В судебном заседании истец помощник Ачинского городского прокурора Касабука Я.В. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика директор МКОУ «Лапшихинская СШ» Замятина Т.А. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась.
Представитель ответчика Управления образования администрации Ачинского района, будучи извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.40), в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п. 8 и 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также проведение профилактических мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Частями 6, 7 и 8 настоящей статьи установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период их эксплуатации путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений и их текущий ремонт проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Требования к техническому обслуживанию зданий и сооружений установлены Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1976 №312 (далее по тексту – Положение).
Пунктом 3 Положения установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов, которое должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Согласно п.п. 3.1. - 3.3. Положения техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В развитие указанных выше положений закона с 01.01.2014 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №1984-ст от 27.12.2012 в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011.
Данный стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Кроме того, настоящий стандарт распространяется на проведение работ, в частности по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
При этом п. 3.4 ГОСТ 31937-2011 определяет, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Под оценкой технического состояния понимается установление степени повреждения и категории технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений в целом, включая состояние грунтов основания, на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом (п. 3.8 ГОСТ 31937-2011).
Из п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 следует, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет (п. 4.3 ГОСТ 31937-2011).
Согласно п. 4.4. ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по инициативе собственника объекта.
Согласно п. 5.1.2. ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания (п. 5.1.3. ГОСТ 31937-2011).
Как установлено судом, МКОУ «Лапшихинская СШ» является казенным учреждением, осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (л.д.11).
Учреждение расположено в нежилом здании по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, общей площадью 1199,8 кв.м., 1983 года постройки (л.д.15-34).
В ходе проведенной Ачинский городской прокуратурой в 2020 году проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в зданиях и помещениях образовательного учреждения, было установлено, что в МКОУ «Лапшихинская СШ» не проводятся контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. В связи с чем, 30.06.2020 в адрес Главы Ачинского района прокурором направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении (л.д.5-8).
Как следует из ответа Исполняющего полномочия Главы Ачинского района на представление прокурора проведение комплексного обследования технического состояния зданий (сооружений) в МКОУ «Лапшихинская СШ» запланировано на август 2021 года (л.д.9-10).
Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в связи с чем исковые требования Ачинского городского прокурора к МКОУ «Лапшихинская СШ» о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкции, в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из Положения об управлении образования администрации Ачинского района, утвержденного Решением Ачинского районного Совета депутатов от 02.07.2019 №Чр-319Р, управление образования администрации Ачинского района (далее по тексту - Управление) является органом администрации Ачинского района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Ачинска по решению вопросов местного значения в области образования (п. 1.1 Положения).
Управление от имени муниципального образования приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 1.12 положения).
Согласно п. 3.1 указанного Положения Управление исполняет полномочия органов местного самоуправления Ачинского района по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 3.1.5 положения).
На основании п. 4.1 Положения для реализации своих полномочий Управление выполняет следующие функции: осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по отношению к подведомственным организациям (п. 4.1.29 Положения); определяет иные расходы для бюджетных образовательных организаций, финансируемых в виде иных целевых субсидий и бюджетных инвестиций (п. 4.1.40 Положения).
Таким образом, поскольку исполнение возложенной на МКОУ «Лапшихинская СШ» обязанности по обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Лапшиха, ул. Школьная, д. 2, связано с необходимостью решения вопросов о внесении соответствующих изменений в бюджет муниципального образования Ачинского района, выделением дополнительных денежных средств казенному образовательному учреждению на проведение обследования технического состояния здания, требования Ачинского городского прокурора к управлению образования администрации Ачинского района о возложении обязанности по финансированию расходов на проведение обследования технического состояния указанного здания МКОУ «Лапшихинская СШ», в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лапшихинская средняя школа» провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, село Лапшиха, улица Школьная, дом 2, в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Обязать управление образования администрации Ачинского района Красноярского края профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания МКОУ «Лапшихинская СШ», расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, село Лапшиха, улица Школьная, дом 2, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 года
Решение не вступило в законную силу.
Судья А.В. Попов