Именем Российской Федерации
07 октября 2013 года г.Александровск
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.С.,
с участием помощника прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Курбатова С.О.,
при секретаре Уточкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Скопкортненского сельского поселению Александровского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия, выраженного в не организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, о возложении обязанности по организации сбора ртутьсодержащих ламп,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района с выше указанным иском.
Свои доводы мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения обобщения практики исполнения законодательства об отходах производства и потребления в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в деятельности органов местного самоуправления на территории Скопкортненского сельского поселения Александровского района не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления данного сбора.
В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. №786, изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть (код 35330000 13 00 1) и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 35330100 13 01 1) имеют 1 класс опасности и, согласно статье 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В нарушение ст.58 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.3, п.1 и п.2 ст.8, п.1 и п.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, Скопкортненское сельское поселение Александровского муниципального района Пермского края в лице администрации Скопкортненского сельского поселения не организовало сбор чрезвычайно опасных отходов, - отработанных ртутьсодержащих ламп, и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Факт данного нарушения был установлен ДД.ММ.ГГГГ при поступлении от главы администрации Скопкортненского сельского поселения ФИО5 информации № от ДД.ММ.ГГГГ по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Так, в соответствии с информацией главы администрации Скопкортненского сельского поселения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, сбор отработанных люминесцентных ламп на территории Скопкортненского сельского поселения не организован.
Кроме того, на требование Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № в письме главы администрации не представлены сведения и подтверждающие документы об информировании граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование о пунктах приема и организациях, осуществляющих прием данных опасных отходов, муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий данный сбор.
Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права жителей Скопкортненского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции РФ.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - глава администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района Пермского края ФИО5, в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна в полном объеме.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами ст.3 указанного Закона выделяет принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.8 выше названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.13 данного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть (код 35330000 13 00 1) и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 35330100 13 01 1) имеют 1 класс опасности и, согласно статье 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 № 89-ФЗ, относятся к чрезвычайно опасным отходам.
Согласно Уставу Скопкортненского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18 ч.1 ст.5 Устава). В соответствии с п.24 ч.1 ст.36 Устава Администрация поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. (л.д.)
Из информации главы администрации Скопкортненского сельского поселения ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории поселения не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп (л.д.).
Ответчиком суду представлены проекты Постановления администрации Скопкортненского сельского поселения «Об организации сбора ртутьсодержащих отходов на территории Скопкортненского сельского поселения» и проект Порядка обращения с рутьсодержащими отходами на территории Скопкортненского сельского поселения. Указанные документы в установленном законом порядке не приняты, не утверждены, следовательно, не могут быть приняты судом, как обстоятельства, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений и принятии надлежащих мер по устранению таких нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации не соответствует закону, нарушает права граждан в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также к выводу, что обязанность по организации порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, в том числе отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о вопросах утилизации бытовых и производственных отходов на территории муниципального образования должна быть возложена на администрацию Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района Пермского края.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200,00 рублей, поэтому судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200,00 рублей подлежат взысканию с ответчика в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района Пермского края в лице администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района Пермского края, выраженного в неорганизации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Скопкортненского сельского поселения и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Возложить на Скопкортненское сельское поселение Александровского муниципального района Пермского края в лице администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района Пермского края обязанность организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Скопкортненского сельского поселения и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Установить ответчику - Скопкортненскому сельскому поселению Александровского муниципального района Пермского края в лице администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района Пермского края срок для исполнения данного обязательства - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района Пермского края в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья: подпись Н.С. Петрова
Копия верна
Судья: Н.С. Петрова