Дело № 2-2334/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: Председательствующего судьи Быстряковой Д.С., при секретаре Шукуровой М.Э., с участием: прокурора Карпова А.Ю., представителей ответчиков Рязанцева А.Ю., Степуниной-Копыловой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Феодосии в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа №20 города Феодосии Республики Крым» о возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Прокурор г. Феодосии в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию города Феодосии, МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 20 города Феодосии Республики Крым» в срок до 01.09.2019 оборудовать здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 20 города Феодосии Республики Крым» системой телевизионного (видео) наблюдения.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 20 города Феодосии Республики Крым» (далее – МБОУ «Школа № 20»). Вопреки требованиям законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Школа 20» система телевизионного (видео) наблюдения отсутствует. Указанное нарушение прокуратурой города выявлялось ранее. По данному вопросу в адрес начальника МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии» вносились представления об устранении нарушений законодательства об образовании, противодействию терроризма, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены. Исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только МБОУ «Школа №20», но и Администрации города Феодосии, которая является учредителем МБОУ «Школа №20» и в соответствии с нормами федерального законодательства осуществляет финансирование мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования бюджетных учреждений. Кроме того, в соответствии с п.п. 2.5, 2.7 Положения о муниципальном казённом учреждении «Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым», утвержденного решением 7 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии» является в том числе, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в связи с чем исковое заявление предъявлено также к МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии». Кроме того, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности их выполнения не может являться основанием их неисполнения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель МКУ «Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым» в судебном заседании исковые требования признал.
Представитель МБОУ «Школа №20 города Феодосии Республики Крым» в судебном заседании исковые требования признал.
Администрация г. Феодосии Республики Крым извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, представителя ответчика МКУ «Управление образования Администрации города Феодосии Республики Крым», представителя ответчика МБОУ «Школа №20 города Феодосии Республики Крым» г. Феодосии Республики Крым» исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 20 города Феодосии Республики Крым» (далее – МБОУ «Школа № 20»).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.
Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным задачам противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 Свода правил «СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Вопреки указанным требованиям законодательства в МБОУ «Школа №20» система телевизионного (видео) наблюдения отсутствует.
Указанное нарушение прокуратурой города выявлялось ранее. По данному вопросу в адрес начальника МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии» вносились представления об устранении нарушений законодательства об образовании, противодействию терроризма, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно п.п. 1.4, 1.5 Устава МБОУ «Школа №20», утвержденного постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 23.12.2014 (далее – Устав), образовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в сфере образования, и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Учредителем Образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация города Феодосии Республики Крым.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Пунктами 2.2, 5.8 Устава основной целью деятельности МБОУ «Школа №12» является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В соответствии с данными видами деятельности учредитель формирует и утверждает муниципальное задание.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только МБОУ «Школа №20», но и Администрации города Феодосии, которая является учредителем МБОУ «Школа №20» и в соответствии с перечисленными нормами федерального законодательства осуществляет финансирование мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования бюджетных учреждений.
Кроме того, в соответствии с п.п. 2.5, 2.7 Положения о муниципальном казённом учреждении «Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым», утвержденного решением 7 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 03.12.2014 № 106, основными задачами МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии» является в том числе, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в связи с чем исковое заявление предъявлено также к МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии».
Кроме того, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности их выполнения не может являться основанием их неисполнения.
Поскольку МБОУ «Школа №20» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, то установка системы видеонаблюдения в общеобразовательном учреждении является обязательной в силу закона.
В настоящее время МБОУ «Школа №20» такой системой не оснащено, что нарушает права посещающих МБОУ «Школа №20» детей на безопасные условия обучения и воспитания, а также права иных лиц, посещающих учреждение, на охрану жизни и здоровья.
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Феодосии Республики Крым удовлетворить.
Обязать Администрацию города Феодосии, МКУ «Управление образования Администрации г. Феодосии», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 20 города Феодосии Республики Крым» в срок до 01.09.2019 оборудовать здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 20 города Феодосии Республики Крым» системой телевизионного (видео) наблюдения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Д.С. Быстрякова
Копия верна:
Судья - Секретарь –