Дело № 2-3720/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2016 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Чиркова Д.С.,
представителя ответчика ООО «Районное коммунальное хозяйство» директора Д.С.Черенева,
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Районное коммунальное хозяйство» о возложении обязанности по производству и предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Районное коммунальное хозяйство» (далее ООО «РКХ») о возложении обязанности по производству и предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты, отведенных в реку …. за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что в деятельности ООО «РКХ», осуществляющей услуги по водоотведению, осуществляется использование водного объекта – река … (бассейн р…., 7 км от устья р….) для сброса сточных вод. Согласно официальной статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз) за 2014-2015 годы ООО «РКХ» отведено в реку …19,97 и 12,53 тысяч кубических метров сточных вод соответственно. В нарушение требований закона водный объект река Игинка используется ООО «РКХ» без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. Кроме того, в деятельности ООО «РКХ» природоохранной прокуратурой установлены нарушения природоохранного законодательства в части выполнения обязанности по расчету и внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Так, ООО «РКХ» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связанное со сбросом сточных вод централизованной системы водоотведения в водный объект. В нарушение требований природоохранного законодательства в период с 01 января 2014 по 31 декабря 2015 ООО «РКХ» не осуществлялся расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесение в соответствующие бюджеты. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, своим бездействием, выразившемся в том, что учреждением не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации как собственника водного объекта, так как в соответствии со ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации река … является федеральной собственностью. В связи с чем, Красноярский природоохранные прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором просит обязать ООО «Районное коммунальное хозяйство» произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты, отведенных в реку … за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2014 года, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Районное коммунальное хозяйство» Д.С.Черенев в судебном заседании против иска не возражал, о чем представил письменный отзыв (л.д.31).
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения данного дела (л.д. 24), в суд не явился, представил письменные пояснения по делу, согласно которым заявленные требования поддержал в полном объеме, при этом указал, что расчеты платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, а также размещение отходов производства и потребления исчислялись и представлялись ответчиком в Управление с 2010 года по 1 квартал 2015 года. Расчеты платы за сбросы загрязняющих веществ в водный объект в 2014-2015 г. ООО «РКХ» не представлялись. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю (л.д.28-29).
Выслушав пояснения помощника Ачинского межрайонного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту- N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 16.1 названного закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Статья 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду к числу методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
На сегодняшний день порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ от 26.01.1993, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 24.03.1993 № 190 плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, при этом данная плата взимается с природопользователей, в том числе за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
Согласно пункту 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими, в том числе такие виды вредного воздействия как сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированным в Минюсте РФ 17.07.2006 за № 8077, установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела видно, что с 01 августа 2007 года ООО «Районное коммунальное хозяйство», юридический адрес: …, осуществляет деятельность по водоотведению (л.д.19-23). Для сброса сточных вод ответчиком осуществляется использование водного объекта – река … (бассейн р…., 7 км от устья р….).
Согласно официальной статистической отчетности за 2014-2015 годы ООО «РКЖ» отведено в реку …19,97 и 12,53 тысяч кубических метров сточных вод соответственно (л.д.7-8, л.д. 10-12).
Красноярской природоохранной прокуратурой в мае 2016 года была проведена проверка в сфере соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «РКХ», в ходе которой установлено, что в результате деятельности данного юридического лица выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства в части выполнения обязанности по расчету и внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих вещество в водные объекты.
В нарушение природоохранного законодательства в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года ООО «РКХ» не осуществлялся расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесение в соответствующий бюджеты.
Принимая во внимание установленные в суде фактические обстоятельства дела, с учетом требований норм природоохранного законодательства, отсутствия возражений со стороны представителя ответчика, суд считает необходимым иск Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Районное коммунальное хозяйство» произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты, отведенных в реку ….. за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2014 года, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2015 года в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд Красноярского края.
Судья: А.К. Шиверская