Дело № 2-695/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2016 года г.Волгоград
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волжского Волгоградской области в интересах Старостенко <данные изъяты> к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилого фонда,
установил:
Прокурор г.Волжского Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах Старостенко Д.В. с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика, Старостенко Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Старостенко Д.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отец Старостенко В.П. и мать Овсяная В.К. лишены родительских прав. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Старостенко Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения Старостенко Д.В., поступившего в прокуратуру города Волжского Волгоградской области, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Старостенко Д.В., который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.
Заместитель прокурора Ворошиловского района Волгограда Поливанова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Истец Старостенко Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Петров В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать, пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Старостенко Д.В. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году, под № по Волгоградской области, под № по городскому округу-город Волжский Волгоградской области. В целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, проводится работа по оформлению 28 квартир в оперативное управление ГКУ «Управление капитального строительства» и отнесению данных жилых помещений к специализированному жилищному фонду: в Калачевском районе 2 квартиры, в Камышинском районе 2 квартиры, в Городищенском районе 3 квартиры, в г.Камышине 1 квартира, в Среднеахтубинском районе 12 квартир, в Суровикинском районе 3 квартиры, в г.Фролово 1 квартира, в Ленинском районе 1 квартира. В трех районах, а именно в Николаевском, Палласовском, Октябрьском районе ведется строительство 24-х квартирных жилых домов, в Быковском районе ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры, в Котовском районе проводятся мероприятия по завершению строительства многоквартирного жилого дома на 12 квартир, в г.Волгограде ведется строительство 210 квартир, в Среднеахтубинском районе завершено строительство 28 квартир по договорам долевого участия в строительстве. В 2016 году планируется приобретение жилых помещений в г.Михайловка 10 квартир, в Среднеахтубинском районе 20 квартир, в Суровикинском районе 2 квартиры, в Камышинском районе 4 квартиры, в г.Камышине 3 квартиры, в Котовском районе 4 квартиры, в г.Волгограде 43 квартиры, в Дубовском районе 1 квартира, в Иловлинском районе 3 квартиры, в Городищенском районе 5 квартир, в Жирновском районе 3 квартиры, в Ленинском районе 9 квартир, в Николаевском районе 3 квартиры, в Палласовском районе 3 квартиры, в г.Фролово 7 квартир. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность Волгоградской области, Старостенко Д.В. будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Старостенко Д.В. жилым помещением.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Старостенко Д.В. является сыном Старостенко В.П. и Овсяной В.К., что подтверждается свидетельством о рождении I-PK № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Как следует из постановления Администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об учреждении опеки, попечительства над несовершеннолетним Старостенко Д.В. опекуном назначена Старостенко Л.А. (л.д. 24).
Также из данного постановления усматривается, что за Старостенко Д.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 13).
Согласно решению Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отец Старостенко В.П. и мать Овсяная В.К. лишены родительских прав в отношении своего сына Старостенко Д.В. (л.д.15-18).
Исходя из этого, Старостенко Д.В. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Заочным решением Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Старостенко Л.А. в интересах несовершеннолетних Старостенко Д.В., Старостенко К.В. к Овсяной В.К., УФМС по г.Волжскому Волгоградской области о вселении, признании совместно проживания невозможным, выселении, снятии с регистрационного учета удовлетворены частично, постановлено, вселить Старостенко Д.В. в жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, в остальной части иска отказано (л.д.19-23).
Постановлением Администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в постановление администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, п.3 утратил силу, и указано предоставить Старостенко Д.В. жилое помещение в соответствии с действующим законодательством (л.д. 26).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Старостенко Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.36).
Вместе с тем, из пояснений прокурора, следует, что Старостенко Д.В. в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем. По данному вопросу он обращался к ответчику, и согласно информации Комитета строительства Волгоградской области Старостенко Д.В. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году, под № по <адрес>, под № по городскому округу-город Волжский Волгоградской области.
Сведения о принадлежности Старостенко Д.В. на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют.
Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Старостенко Д.В. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Старостенко Д.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Материалами дела также установлено, что Старостенко Д.В. достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Старостенко Д.В. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у нее возможности для обеспечения таковым Старостенко Д.В. представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории городского округа-города Волжский Волгоградской области отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность Старостенко Д.В. будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Старостенко Д.В. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Старостенко Д.В., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора г.Волжского Волгоградской области в интересах Старостенко Д.В. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Волжского Волгоградской области в интересах Старостенко <данные изъяты> к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилого фонда - удовлетворить.
Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Старостенко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области по договору найма специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме 15 февраля 2016 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.
Председательствующий: Чурина Е.В.