Судья Яковенко Т.И. Дело № 33а-187/2016 А-042а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Пашковского Д.И.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Лебедева ФИО9 о признании незаконным решения призывной комиссии, зачислении в запас, выдаче военного билета,
по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Никитиной А.В.,
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 05 октября 2016 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Лебедева ФИО10 удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии г. Енисейска от <дата> года о признании Лебедева ФИО11 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и обязать Военный комиссариат Красноярского края выдать Лебедеву ФИО12 военный билет установленного образца».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лебедев М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением с признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по г. Енисейску № № от <дата> о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности зачислить его в запас и выдать военный билет.
Требования мотивированы тем, что в период с 2008 по 2015 год Лебедев М.А. проходил обучение в Томском государственном архитектурно-строительном университете, при поступлении в который получил временную регистрацию в общежитии и встал на учет во второй отдел при университете, занимающийся призывниками. В 2010 году он встал на учет в военный комиссариат г. Томска. По окончании обучения обратился в призывную комиссии г. Томска, прошел медицинское освидетельствование, после прохождения которого, его направили для получения военного билета в Военный комиссариат г. Енисейска, по месту постоянной регистрации. Решением призывной комиссии г. Енисейска № № от <дата> года он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с которым не согласен, поскольку от прохождения военной службы он не уклонялся, получал первое высшее образование, имел временную регистрацию по месту обучения, состоял на учете в военном комиссариате г. Томска.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Никитина А.В. просит решение отменить, ссылаясь на то, что Лебедев М.А. с 2008 года не имел отсрочки, был осведомлен, что подлежит призыву и в мае 2010 года он в военкомат по повестке не явился. При этом Лебедев М.А. объявлялся в розыск, так как не желал в период с 2008 года по 2014 год являться в военкомат, а повесток не получал, так как проживал по другому адресу, отличному от места воинского учета.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Лебедев М.А. просит решения суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился Лебедев М.А., остальные участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав Лебедева М.А., согласившегося с решением суда, обсудив приведенные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Часть 2 этой же статьи Конституции РФ провозглашает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Из содержания п. 2 вышеуказанной статьи Федерального закона следует, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В силу положений п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинский обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются: а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников; б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинский обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. Федерального закона № 53-ФЗ, пп. «г» п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.10.2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» следует, что вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (Постановления от 06 июня 1995 года № 7-П, от 28 октября 1999 года № 14-П, от 14 июля 2003 года № 12-П, от 12 июля 2007 года № 10-П и др.). В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.02.2004 года Лебедев М.А., <дата> года рождения, был принят на воинский учет Енисейским отделом военного комиссариата Красноярского края, и подлежал призыву на военную службу до достижения им возраста 27 лет, то есть до <дата> года.
В связи с обучением в КГОУ «Енисейское педагогическое училище» на период с 09.11.2005 года по 21.06.2008 года Лебедеву М.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. С 01.09.2008 года по 29.05.2015 года Лебедев М.А. проходил обучение в ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный институт» (далее – ТГАСУ); в марте 2010 года после уточнения работником второго отдела (мобилизационного органа) ТГСАУ места проживания Лебедева М.А. (общежитие ТГАСУ <адрес>) он был направлен для постановки на воинский учет в отдел Военного комиссариат по г. Томску и с 12.04.2010 года состоял на воинском учете в отделе Военного комиссариата по г. Томску, что подтверждается документами личного дела призывника, а также поступившими в суд сведениями из ТГСАУ. Повторно решения об отсрочке от призыва на военную службу в отношении Лебедева М.А. не выносилось.
<дата> года по достижении возраста 27 лет Лебедев М.А. был снят отделом военного комиссариата по г. Томску с учета призывников. Данным отделом в отношении него были подготовлены материалы для вынесения заключения о признании его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, которые вместе с его личным делом были направлены для разрешения данного вопроса в отдел военного комиссариата по г. Енисейску и Енисейскому району Красноярского края (по месту постоянной регистрации Лебедева М.А.).
При обращении Лебедева М.А. за выдачей военного билета в Отдел военного комиссариата по г. Енисейску и Енисейскому району Красноярского края, решением призывной комиссии № <дата> года в отношении Лебедева М.А. на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» вынесено заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что Лебедев М.А. в юридически значимый период времени с 01.01.2014 года по <дата> года не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, в связи с чем, признал незаконным решение призывной комиссии г. Енисейска от <дата> которым на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Лебедев М.А. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и обязал Военный комиссариат Красноярского края выдать Лебедеву М.А. военный билет установленного образца.
При этом суд первой инстанции указал, что вопреки доводам административного ответчика, Лебедев М.А. от явок по повесткам в отдел военного комиссариата г. Томска для прохождения медицинского освидетельствования и призыва на военную службу не уклонялся.
Так, согласно сведений ТГАСУ, справок Отдела по вопросам миграции отдела полиции № 4 УМВД России по г. Томску, после поступления Лебедева М.А. в 2008 году в ТГСАУ, он фактически проживал и имел временную регистрацию по месту пребывания по адресу: г. <адрес>, общежитие (с 28.09.2009 года по 01.08.2010 года, с 23.09.2010 года по 01.08.2011 года, с 03.10.2011 года по 01.08.2012 года, с 08.10.2012 года по 01.08.2013 года), г. <адрес> общежитие (с 13.02.2014 года по 01.08.2014 года), г. <адрес>, общежитие (с 16.10.2014 года по 01.07.2015 года).
В личном деле призывника, в том числе учетной карте призывника Лебедева М.А., выписке из учетно-алфавитной книги призывников имеются сведения о месте фактического проживания Лебедева в г. <адрес> (общежитие), а в учетной карте призывника имеются исправления в графе «адрес места жительства» с ул. <адрес>, что свидетельствует о том, что Отдел военного комиссариата по г. Томску владел информацией о фактическом месте проживания Лебедева М.А. в период его обучения в ТГСАУ, в том числе и в период с 01.01.2014 г. по <дата> г. (до достижения Лебедевым М.А. возраста 27 лет).
Согласно имеющимся в личном деле призывника справкам из ТГАСУ, данное образовательное учреждение регулярно (каждый год) уведомляло отдел военного комиссариата по г. Томску об обучении Лебедева М.А. в данном учреждении, в том числе и его отчислении из ВУЗа с 24.12.2012 года по собственному желанию, и о его дальнейшем восстановлении в числе студентов данного ВУЗа с 01.09.2013 года, а также о его адресе проживания (в общежитиях по вышеуказанному адресу). Об обучении его в ТГАСУ и проживании в общежитии, в том числе и по адресу: г. <адрес>, в отдел военного комиссариата по г. Томску неоднократно сообщалось также и отделом военного комиссариата по г. Енисейску и Енисейскому району в качестве ответов на запросы отдела военного комиссариата по г. Томску (розыскные карточки) (исх. письма № 1/731 от 02.06.2011 г., № 1/2377 от 26.06.2012 г., № 1/1523 от 19.04.2013 г.).
Между тем, информации о том, что Лебедеву М.А. в период 2014 года направлялись по месту его фактического проживания, а также по месту его учебы в ТГСАУ повестки с вызовом в отдел военного комиссариата по г. Томску для проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу, в материалах дела, в том числе в личном деле призывника Лебедева М.А., не имеется. Последняя повестка, которая была получена Лебедевым М.А. 12 апреля 2010 года при постановке на учет в отделе военного комиссариата по г. Томску с вызовом в военный комиссариат, выдана ему на 31.05.2010 года.
Согласно сообщениям ТГАСУ, поступившим по запросу суда, в период обучения Лебедева М.А. в ВУЗе, в том числе в период 2014 года, уведомления, запросы в связи с розыском Лебедева М.А., повестки о явке его в отдел военного комиссариата по г. Томску в ТГСАУ не поступали, доказательств, что призывник в период с января 2014 по ноябрь 2014 года надлежащим образом уведомлялся о необходимости явки в отдел военного комиссариата по г. Томску, в том числе посредством направления ему повесток по адресу его фактического проживания (в общежитие) почтой, или лично под расписку, по месту обучения, в материалах личного дела призывника не имеется, и представителем административного ответчика суду не предоставлено, а имеющиеся в представленных материалах личного дела призывника уведомления, адресованные в адрес ректора ТГСАУ не имеют отметок о получении их адресатом (отметок о приеме входящей корреспонденции), данные о том, что они были получены адресатом почтовой связью, также отсутствуют, а их фактическое направление и получение адресатом опровергается сведениями, полученными из ТГСАУ, ставить под сомнение которые при отсутствии в личном деле призывника доказательств их фактического получения университетом, оснований у суда не имеется.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации призыва, формальном исполнении сотрудниками отдела военного комиссариата по г. Томску своих обязанностей по ведению личного дела призывника Лебедева М.А., проведении в отношении него розыска, и не осуществлении мероприятий по организации призыва на военную службу в период с 1 января 2014 г. до достижения Лебедевым М.А. возраста 27 лет, поскольку повесток, уведомлений о необходимости явки в отдел военного комиссариата заявитель не получал, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у него отсутствовала. Сведения об уклонении Лебедева М.А. от призыва и осуществлении в отношении него розыска в указанный период отсутствуют.
Кроме того, владея информацией о фактическом проживании Лебедева М.А. на территории г. Томска в общежитии ТГСАУ, сведений о регистрации Лебедева М.А. по месту пребывания в г. Томске, со стороны Отдела военного комиссариата по г. Томску из соответствующего Отдела адресно-справочной службы УФМС по Томской области (в настоящее время Управление по вопросам миграции УМВД России по Томской области) не было истребовано; соответствующих запросов, письменных обращений в связи с розыском Лебедева М.А. в органы внутренних дел, в том числе в соответствующий территориальный орган внутренних дел г. Томска о принятии мер по обеспечению его явки в отдел военного комиссариата по г. Томску также не направлялось, к установленной законом ответственности в связи с уклонением от призыва Лебедев М.А. не привлекался.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом тщательного исследования всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, не противоречат действующему законодательству РФ, в связи с чем, отсутствуют основания для их пересмотра.
В рассматриваемом случае с Лебедевым М.А. судебная коллегия учитывает, что в период юридически значимых событий с 01.01.2014 года по <дата> года не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» у Лебедева М.А. отсутствовала обязанность самостоятельно явиться в отдел военного комиссариата после окончания срока действия отсрочки от призыва на военную службу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании и понимании законодательства РФ и сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, решение Енисейского районного суда Красноярского края от 05 октября 2016 года следует изменить, уточнить указанием на исполнение обязанности федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» в лице Отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Енисейск и Енисейскому району выдать Лебедеву М.А. военный билет установленного образца при его обращении в Отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Енисейск и Енисейскому району, поскольку именно в данном отделе и должен Лебедев М.А. получать военный билет.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 05 октября 2016 года изменить, уточнить указанием на исполнение обязанности федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» в лице Отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Енисейск и Енисейскому району выдать Лебедеву ФИО13 военный билет установленного образца при его обращении в Отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Енисейск и Енисейскому району.
В остальной части решение Енисейского районного суда Красноярского края от 05 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ «Военный комиссариата Красноярского края» Никитиной А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: