Решение по делу № 33-5310/2013 от 01.10.2013

Судья Г.Н.Маркова Дело № 33 - 5310/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Архаровой Л.В., Орловой И.А.,

при секретаре Забоевой Н.Ю.

рассмотрела в судебном заседании 10 октября 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Шабрыкина В.В.

на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 августа 2013 г., которым

Иск Шабрыкина В.В. удовлетворен частично.

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре обязано включить в специальный стаж с вредными условиями труда Шабрыкина В.В. период прохождения периода службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в календарном исчислении; выплатить Шабрыкину В.В. недоплату пенсии в размере ...., индексацию в размере ...., возврат госпошлины в размере ... руб.

В иске о возложении обязанности включить в стаж с вредными условиями труда периоды обучения, назначить доплату к пенсии отказано,

Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шабрыкин В.В. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми о возложении обязанности зачесть в специальный стаж период обучения в ... институте с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> по направлению шахты <Номер обезличен> и период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в двойном размере, произвести перерасчет пенсии, а также назначить доплату к пенсии.

Ответчик иск не признал.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Шабрыкин В.В. выражает несогласие с решением суда в части отказа во включении в специальный стаж периоды службы в двойном размере.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что Шабрыкин В.В. проходил службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В соответствии с п. 109 действовавшего в этот период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно материалам пенсионного дела работа истца до и после прохождения службы в Вооруженных Силах СССР отнесена к работе с вредными условиями труда.

Основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы по делу отсутствуют.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривает льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно выраженной в указанном Постановлении позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Поскольку пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах и пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, не предусмотрено включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении. При определении расчетного размера пенсии стаж учитывается в календарном порядке.

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г.. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно п. 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Включение периода службы в армии в стаж в двойном размере необходимо истцу для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 г.

Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым истцу назначена пенсия, не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

Изложенное подтверждает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы.

Действовавшим в период прохождения истцом военной службы Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, было предусмотрено включение периода военной службы в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Приведенные в апелляционной жалобе истцом доводы о неправомерности сделанных судом выводов основаны на не правильном толковании норм права и не могут быть приняты во внимание.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона. Оснований для отмены оспариваемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабрыкина В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-5310/2013

Категория:
Гражданские
Истцы
Никонов С.Г.
Ответчики
Антонов Б.С.
Антонова А.А.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
10.10.2013Судебное заседание
22.06.2017Судебное заседание
28.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее