2-974(2013)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2013 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием истца Волынкиной Н.Д,
при секретаре Зависновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волынкиной Н.Д. к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, Министерству Обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства Обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ», ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», Войсковой части 74008 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд
УСТАНОВИЛ:
Волынкина Н.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Ачинского района об обязании заключить с ней договор о безвозмездной передачи в собственность квартиры дома 6 по ул. Лесной д. Каменка Ачинского района, мотивируя свои требования тем, что она зарегистрирована и проживает по указанному адресу с 06.08.1986 г., квартира была предоставлена ей по месту работы на основании решения жилищной комиссии в/ч 74008. В 2005 г. с ней Красноярской КЭЧ был заключен договор найма служебной квартиры, в отношении нее было вынесено решение суда о признании проживающей в квартире на условиях найма служебного жилого помещения. Однако она совместно с внучкой Должецкой К.А. постоянно проживает в квартире, несет бремя ее содержания, другого жилья не имеет, в приватизации не участвовала. При обращении к ответчику в заключении договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность ей было отказано, в связи с чем она обращается в суд с данными требованиями.
В ходе рассмотрения дела истцом Волынкиной Н.Д. были уточнены исковые требования и заявлено о признании за ней права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации жилья (л.д. 50).
Определениями суда от 15.02.2013 г. и 12.03.2013 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ, Администрация Ключинского сельсовета, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, войсковая часть 74008 г. Ачинска, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, «Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны РФ», а Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае – в качестве третьих лиц (л.д.1,51).
В судебном заседании истец Волынкина Н.Д. уточенные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что спорная квартира была предоставлена ей как нуждающейся в жилье в 1986 г. по месту работы в в/ч 74008 с учетом ее супруга как члена семьи. Позднее в квартире была зарегистрирована ее внучка Должецкая К.А., которая жила с ними со дня рождения в 1995 г. После смерти ее мужа в 2005 г. с ней был перезаключен договор найма квартиры как служебного жилья, на указанный в договоре статус квартиры она внимание не обратила, так как подобные договоры заключались со многими ее соседями. Из в/ч 74008 г. она уволилась в 2010 г. в связи с выходом на пенсию. При получении жилья о присвоении ему статуса служебного ей известно не было, какие-либо документы ей не выдавались, протокол заседания жилищной комиссии она не видела. В 2010 г. она и ее внучка обратились в суд для подтверждения своих прав на жилье для дальнейшего получения его в собственность, при этом полагает, что она проживает в квартире на условиях социального найма, так как после прекращения трудовых отношений ее сдачи у нее не требовали, иного жилья она не имеет, в приватизации ранее не участвовала. Поскольку Должецкая К.А. на получение в собственность доли квартиры не претендует, она просит признать за ней в порядке приватизации право собственности на квартиру дома 6 по ул. Лесная д. Каменка Ачинского района.
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, уведомленный о рассмотрении дела, в зал суда не явился. В поступившем отзыве представитель О.Н. Ключеня, действующая по доверенности от 24.01.2013 г., дело просит рассмотреть в ее отсутствие, против иска не возражает, считая требования Волынкиной Н.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению, ссылается при этом на то, что военный городок Ачинск-13 ранее входил в состав муниципального образования город Ачинск. Однако в соответствии с реестром служебных жилых помещений, в Администрации Ачинского района отсутствуют сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных, до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района, д. Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. Таким образом, Администрация Ачинского района не является собственником квартиры в д. Каменка, ул. Лесная, д. 9, кв. 63 и возможность регистрации права собственности за Администрацией района отсутствует (л.д.31-32,67-69, 85).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ», извещенный о времени и дне слушания сообщением, врученным по уведомлению 04.04.2013 г., в зал судебного заседания не явился. В представленном отзыве представитель учреждения В.Н. Махмудова, действующая по доверенности от 17.09.2012 г., просит рассматривать дело в ее отсутствие. По исковым требованиям возражает, указав, что учреждение не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как согласно приказу Министра обороны РФ от 17 декабря 2010г. № 1871 ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны РФ. Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны РФ, возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные управления, в том числе ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечении» Министерства обороны РФ. Кроме того, полагает, что условия и порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих определён Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который определяет условия, при которых военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями. В соответствии с ними военнослужащим, заключившим контракт до 1998 года, жилые помещения предоставляются не в собственность, а по договорам социального найма. Более того, жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил РФ. В соответствии с указаниями Министра обороны РФ №205/2/709 от 15 октября 2009 года, изданными во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами законов, подзаконных нормативных актов, служебные жилые помещения не подлежат приватизации, и основания для удовлетворения иска отсутствуют (л.д. 61-64, 92).
Представитель ответчика 3-отдела ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ», будучи извещенный о времени и дне слушания 01.04.2013 г., в зал судебного заседания не явился. В направленном ходатайстве начальник отдела О.Г. Лизунова просит рассматривать дело в отсутствие их представителя, полагает отдел ненадлежащим ответчиком по делу, указав на то, что данный отдел не обладает гражданской процессуальной правоспособностью, поскольку не является юридическим лицом, филиалом, либо представительством, а создан с целью обеспечения реализации задач и функций ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ ( г. Екатеринбург). Также сообщает, что объекты недвижимого имущества Сибирского военного округа на основании приказов Министра обороны РФ № 1550-2010 и № 1871-2010 переданы на баланс ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ (г. Чита), которое в свою очередь является структурной организацией Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ (л.д. 90, 93).
Представитель ответчика Администрации Ключинского сельсовета, извещенный о дате судебного заседания 01.04.2013 г., в суд не явился. В поступивших заявлениях Глава сельсовета П.В. Стальмаков дело просит рассмотреть в его отсутствие, возражений по иску не представил, сообщив, что спорная квартира по адресу Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, д.6, кв. в реестре муниципальной собственности Ключинского сельсовета не числится (л.д. 25,55,70, 87).
Представитель ответчика Склада базы (комплексного хранения) войсковой части №58661-49 (ранее войсковая часть 74008, реорганизованная в форме преобразования на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ), будучи извещенный 03.04.2013 г. о времени и дне слушания, в зал судебного заседания не явился. В неоднократно представленных суду заявлениях начальник склада базы Д.Захаров просит рассматривать дело в отсутствие их представителя на усмотрение суда с учетом материалов дела, возражений по иску не имеет в связи с отсутствием в архивах части документов по сути спора (л.д.19,24, 83, 91).
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, уведомленные о рассмотрении дела судом сообщениями, врученными по данным сайта Почты России 10.04.2013 г., в зал суда не явились, отзыва либо возражений по иску не направили.
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, сообщение о дате судебного заседания которому согласно уведомлению почты вручено 05.04.2013 г., в суд также не явился, возражений по требованиям Волынкиной Н.Д. не представил.
Представители ответчиков ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» МО РФ, «Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны РФ», будучи извещенные о времени и дне слушания судебной корреспонденцией, направленной, в том числе по электронной почте, в зал судебного заседания не явились, заявлений и ходатайств не представили.
Суд считает, что отсутствие представителей данных ответчиков в судебном заседании является результатом их собственного усмотрения и не может повлечь необоснованной задержки в рассмотрении заявленного спора.
Представители третьих лиц Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом в Красноярском крае, уведомленные о дате и времени проведения судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении 01.04.2013 г. судебных сообщений, в зал суда не явились (л.д.88, 89).
В поступившем отзыве представитель Агентства Зинович Н.А., действующая по доверенности от. 11.2012 г., дело просит рассматривать в ее отсутствие, указав, что жилое помещение по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, дом 6, квартира в реестре государственной собственности Красноярского края отсутствует, относится исключительно к собственности РФ как жилищный фонд закрытого военного городка. Спорный объект в собственность субъекта РФ – Красноярского края из федеральной собственности не передавался, в связи с чем, Агентство является неуполномоченным лицом в данном споре (л.д.22-23).
Заместитель руководителя Территориального управления Н.Н. Булгакова в отзыве дело просит рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица, указывает, что поскольку спорная квартира была предоставлена истцу жилищной комиссии войсковой части, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере распоряжения и управления имуществом вороженных сил РФ и подведомственных организаций является Министерство обороны РФ. Законодательство устанавливает запрет на приватизацию жилья, находящегося в закрытых военных городках, а также служебного жилья, однако против заявленного иска представитель не возражает в случае предоставления истцом доказательств подтверждающих возможность признания за ней права собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.59-60).
Третье лицо Должецкая К.А., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в зал суда не явилась, в направленном заявлении дело просит рассмотреть в ее отсутствие, против удовлетворения иска Волынкиной Н.Д. о признании права собственности в порядке приватизации не возражает (л.д.115).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования Волынкиной Н.Д. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г. N 1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ).
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Согласно ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" № 1541-1 от 04.07.1991г., передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как следует из материалов дела, истец Волынкина Н.Д. с 1986 г. была трудоустроена на должность гражданского персонала в войсковую часть 74008.
По решению жилищной комиссии войсковой части 74008 № 10 от 25.06.1986 истице Волынкиной Н.Д. была предоставлена квартира по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, дом 6, квартира.
При этом, сведениями об оформлении и выдаче ей ордера на право вселения суд не располагает, договор найма на жилое помещение с Волынкиной Н.Д. не заключался.
18.04.2005 г. Красноярской КЭЧ с истицей был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда в РФ, в котором основанием проживания гражданина значится решение от 25.06.1986 г., в качестве члена семьи нанимателя в договор включена внучка Зинченко (Должецкая) К.А. (л.д.6-9).
Согласно выписке из домовой книги на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, дом 6, квартира с августа 1986 года состоят истица Волынкина Н.Д. и ее внучка Должецкая К.А. (л.д. 10).
Оценивая возражения представителя ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ» о наличии у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения суд не может с ними согласиться.
Так, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Указанным Постановлением № 1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Постановлениями Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны РФ, который до настоящего времени не разработан.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указаны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и д. Каменка Ачинского района.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка д. Каменка Ачинского района исключенного из Перечня и передается органам местного самоуправления.
До настоящего времени жилищный фонд д. Каменка, Ачинского района в муниципальную собственность Ачинского района не передан.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у спорного жилого помещения особого статуса, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В данном случае жилые помещения, расположенные в домах по ул. Лесной, д. Каменка, Ачинского района (ранее – военный городок Ачинск-13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска.
Однако спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, в том числе в решениях исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991г. № 389-Р, Постановлениями Администрации города Ачинска № 57-п от 09.04.1992г., от 13.05.1992г. № 113-П, от 26.11.1992г. № 484-П, от 21.06.1993г. № 241-П, Распоряжениях Администрации Ачинского района от. 10.2004 г. № 250-р, от 13.04.2004 г. № 68-р, от 30.12.2004 г. № 352-р, от. 12.2004 г. № 330-р, от 26.01.2005 № 15-Р, от 02.03.2005 г. № 45-р, от 16.06.2005 г. № 123-р, от 29.12.2005 г. № 322-р. о присвоении жилым помещениям статуса служебных не значится (л.д. 119-2.
Таким образом, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР спорная квартира в число служебных не была включена, об актах о присвоении ей в последующем иными уполномоченными органами такового статуса и его регистрации ответчиками не заявлено.
Расположение квартиры на территории закрытого военного городка не может являться свидетельством присвоения ей статуса служебного в отсутствии конкретного распорядительного документа уполномоченного органа.
Признание решением Ачинского городского суда от 17.06.2010 г. Волынкиной Н.Д. проживающей в квартире, дома 6, по ул. Лесной, д. Каменка на условиях найма специализированного (служебного) жилого помещения не влияет на текущие отношения сторон, сложившиеся после исключения д. Каменка, Ачинского района из числа закрытых военных городков, и основанием для отказа в удовлетворении иска не является.
Истица Волынкина Н.Д. с момента предоставления ей в 1986 году квартиры постоянно проживает в ней с членами своей семьи, оплачивают коммунальные услуги ОАО «Славянка» за техническое обслуживание жилого помещения (л.д. 37-49).
Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истицы в спорном жилом помещении, не оспорены.
Иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности Волынкина Н.Д. не имеет, свое право на приватизацию жилого помещения не использовала, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (л.д. 35).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, улица Лесная, дом 6, кв. в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д. 11).
Из информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация» следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: Красноярский край, Ачинский район д. Каменка, улица Лесная, дом 6, квартира, отсутствуют (л.д. 21, 118).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Волынкина Н.Д. в настоящее время проживает в спорной квартире на условиях социального найма, данное жилое помещение является объектом приватизации и соответственно истица имеет право на безвозмездное получение ее в собственность.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Таким образом, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако истец по независящим от нее причинам не может реализовать свои права по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, и учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания ее вселения в спорное жилое помещение, а также то, что Должецкая К.А. нотариально удостоверенным заявлением от участия в приватизации спорного жилья отказалась (л.д.36), и исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Волынкиной Н.Д. удовлетворить, признать за Волынкиной Н.Д. в порядке приватизации право собственности на квартиру №, дома 6, по ул. Лесной, д. Каменка, Ачинского района.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Волынкиной Н.Д. право собственности на четырехкомнатную квартиру, общей площадью 58, 4 кв.м., дома 6, по ул. Лесной, д. Каменка, Ачинского района, Красноярского края с кадастровым номером 24 : 02 : 0802086 : 134.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко