Гражданское дело 2-17/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2016 года город Сусуман
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего Молодых С.Е.,
с участием прокурора - помощника прокурора Сусуманского района Магаданской области Ежова М.И.,
представителя ответчика - администрации Сусуманского городского округа
Бондарчук Н.М.,
при секретаре Сладкевич В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сусумане Магаданской области 12 февраля 2016 года в зале судебных заседаний № 3 Сусуманского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусуманского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сусуманского городского округа, ОАО «ОлаИнтерКом» об обязании создать запас топлива на котельных города Сусумана,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сусуманского городского округа, ОАО «ОлаИнтерКом» об обязании совершить определенные действия, а именно: создать нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) в объеме не менее 45-суточной потребности и неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ), позволяющие обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке в течение всего отопительного периода 2015-2016 г.г. на котельных г.Сусумана.
Также просил решение суда обратить к немедленному исполнению в связи с возможной угрозой жизни, здоровью и имуществу граждан в период отопительного сезона 2015-2016 годов.
В обоснование исковых требований указано, что Сусуманский район характеризуется суровым климатом, резким снижением температуры наружного воздуха, угольные месторождения находятся на существенно отдаленном расстоянии от котельных города Сусумана. Для района характерно возникновение непредвиденных ситуаций на автомобильных дорогах, влекущих длительные прекращения транспортного сообщения. Данные факторы в условиях низких температур наружного воздуха могут негативным образом отразиться на прохождении отопительного сезона 2015-2016 годов.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области от 22 декабря 2014 года №10/2014 (в редакции от 27 мая 2015 года №2/2015-НЗТ) утверждены нормативные запасы топлива на источниках тепловой энергии ОАО «ОлаИнтерКом» на 2015 год, расположенных на территории города Сусумана.
Так, общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) составляет 10,6 тыс. тонн, неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) - 1,442 тыс. тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) - 9,158 тыс. тонн.
Прокуратурой Сусуманского района во исполнение решения совместного межведомственного оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации и заместителе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от 22.06.2015 года по вопросу «О состоянии законности и правопорядка в жилищно-коммунальной сфере в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и задачах по их укреплению» в рамках осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления и организациями-производителями тепловой энергии законодательства при формировании на котельных необходимого запаса топлива на постоянной основе истребуется и изучается информация о запасах топлива на складах предприятий ЖКХ, в том числе Сусуманского городского округа.
Установлено, что на 04.12.2015 котельные г.Сусумана были обеспечены топливом на 45,08% от нормативного эксплуатационного запаса.
В этой связи прокуратурой района 04.12.2015г. и 08.12.2015г. в адрес генерального директора ОАО «ОлаИнтерКом» и и.о.главы Сусуманского городского округа, соответственно, внесены представления, содержащие требование о незамедлительном принятии мер к восстановлению на котельных г.Сусумана основного и резервного запасов топлива.
11.12.2015г. из администрации городского округа поступила информация о том, что фактическое количество топлива на котельных г.Сусумана составляло 3292,9 тыс.тонн, то есть 35,96 % от НЭЗТ, тогда как 18.12.2015г. в прокуратуру района представлены сведения, согласно которым котельные города обеспечены запасом топлива на 13,01 % от НЭЗТ, то есть 1191,1 тыс.тонн.
Таким образом, на 18.12.2015г. обеспеченность топливом котельных г.Сусумана составляет 2 суток.
Вышеизложенное указывает, что ОАО «ОлаИнтерКом» не в состоянии обеспечить котельные г.Сусумана необходимым эксплуатационным запасом топлива, следовательно, в силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении», принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, в случае неисполнения теплоснабжающей организации своих обязательств, возлагается на администрацию Сусуманского городского округа.
Между тем, необеспеченность НЭЗТ котельных г.Сусумана, являющихся теплоисточником для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер города (учреждения дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального образования; больницы; многоквартирные жилые дома и др.), свидетельствует о бездействии администрации Сусуманского городского округа, выразившемся в непринятии должных мер, направленных на организацию восстановления нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива на котельных г.Сусумана и, как следствие, бесперебойного теплоснабжения населения.
Отсутствие НЭЗТ в условиях низких температур наружного воздуха может повлечь нарушение работы котельных г.Сусумана в режиме, позволяющем соблюдать требования жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства, касающиеся предоставления коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению надлежащего качества и в необходимых объемах и, как следствие, создает предпосылки возникновения на территории города чрезвычайной ситуации.
В связи с чем прокурор, обратившийся в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать администрацию Сусуманского городского округа, ОАО «ОлаИнтерКом» создать нормативный эксплуатационный запас топлива в объеме не менее 45-суточной потребности и неснижаемый нормативный запас топлива, позволяющие обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке в течение всего отопительного периода 2015-2016 г.г. на котельных г.Сусумана; решение суда обратить к немедленному исполнению в связи с возможной угрозой жизни, здоровью и имуществу граждан в период отопительного сезона 2015-2016 г.г.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Также указал, что фактически прокурор просит обязать ответчиков создать на котельных города Сусумана общий норматив запасов топлива, определяющийся по сумме НЭЗТ и ННЗТ. Помимо ОАО «ОлаИнтерКом», исковые требования предъявлены к администрации Сусуманского городского округа потому, что в силу ст.6 ФЗ «О теплоснабжении», в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязанностей, исполнение данных обязанностей должен обеспечить орган местного самоуправления. Указал, что приказ Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области №10/2014-НЗТ от 22 декабря 2014 года «Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ОАО «ОлаИнтерКом» на 2015 год» в настоящее время не утратил свое действие, в связи с чем его нормы должны соблюдаться.
Представитель ответчика - администрации Сусуманского городского округа Бондарчук Н.М. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна в полном объеме, считает, что администрация Сусуманского городского округа является ненадлежащим ответчиком, так как между ответчиками по делу заключено концессионное соглашение, в силу которого обязанности по своевременному созданию запасов топлива и в необходимом количестве должна обеспечить ОАО «ОлаИнтерКом», которая свои обязанности, по ее мнению, выполняет в полном объеме. ОАО «ОлаИнтерКом» является теплоснабжающей организацией, в то время как администрация Сусуманского городского округа теплоснабжающей организацией не является. ОАО «ОлаИнтерКом» для осуществления своих уставных целей - обеспечения тепловой энергией населения города Сусумана - было передано все имущество, необходимое для этих целей. По состоянию на 09 февраля 2016 года запас топлива обеспечивает потребность котельных города Сусумана, сроком на 7 суток, что соответствует требованиям законодательства о создании ННЗТ (неснижаемого нормативного запаса топлива), который должен обеспечивать топливом котельные на 7 суток. Согласно представленной ею письменной информации, среднесуточный расход топлива в отопительный период составляет 340 тонн, котельные города Сусумана по состоянию на 09 февраля 2016 года обеспечены топливом в количестве 2520,45 тонн. Доводы прокурора о том, что ОАО «ОлаИнтерКом» не в состоянии обеспечить котельные г.Сусумана необходимым эксплуатационным запасом, ничем не подкреплены. Поскольку ННЗТ на котельных обеспечен в полном объеме, в случае возникновения непредвиденных ситуаций выработка тепловой энергии на котельных и подача тепла потребителям не прекратится. Какие-либо доказательства, фактические данные, свидетельствующие об ограничении или об остановке поставок тепла потребителям, об угрозе прекращения теплоснабжения, прокурором не представлены. По мнению представителя администрации Сусуманского городского округа, каких-либо предпосылок опасаться, что город Сусуман в прямом смысле этого слова может замерзнуть, нет, уголь ОАО «ОлаИнтерКом» подвозится к котельным города регулярно, администрация органа местного самоуправления свои контрольные функции в сфере ЖКХ осуществляет в полном объеме, количество угля контролируется. Также указала, что приказ Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области от 22 декабря 2014 года, которым утверждены нормативы запасов топлива на котельных ОАО «ОлаИнтерКом», в настоящее время утратил силу, поскольку нормативы, утвержденные им, как следует из самого приказа, распространяются только на 2015 год и к отношениям, возникшим в 2016 году, не применяются. Полагала, что прокурор необоснованно ссылается на нормативы, утвержденные упомянутым приказом. Кроме того, сослалась на то, что требования прокурора неконкретизированы, в связи с чем не ясно - какими конкретно действиями администрация Сусуманского городского округа должна создать запас топлива на котельных города Сусумана. В удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Сусуманского городского округа, просила отказать в полном объеме.
По мнению администрации Сусуманского городского округа, к требованию прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению следует отнестись критически, поскольку ОАО «ОлаИнтерКом» производит подвоз твердого топлива от места нахождения на территории угольного разреза в Сусуманском районе, пробег автотранспорта, груженного твердым топливом, от угольного разреза до котельных г.Сусумана занимает определенное время, в силу чего подобное решение не может быть исполнено немедленно.
Представитель ответчика - ОАО «ОлаИнтерКом» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об отложении слушания дела либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя перед судом не ходатайствовал, возражений по существу иска суду не представил.
Руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика - ОАО «ОлаИнтерКом», уведомленного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не ходатайствовавшего об отложении разбирательства дела.
Заслушав в судебном заседании пояснения прокурора, представителя ответчика - администрации Сусуманского городского округа, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.ст.1, 5 Закона Магаданской области от 08.04.2015г. N 1886-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований "город Сусуман", "поселок Широкий", "поселок Холодный", "поселок Мяунджа" путем их объединения с наделением статусом городского округа" муниципальные образования - городские поселения "город Сусуман", "поселок Холодный", "поселок Мяунджа", сельское поселение "поселок Широкий" в границах Сусуманского района преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование с административным центром в городе Сусумане. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа. Установлено официальное наименование вновь образованного муниципального образования - "Сусуманский городской округ". Вновь образованное муниципальное образование "Сусуманский городской округ" считается созданным со дня вступления в силу настоящего Закона, то есть с 01 мая 2015 года.
В силу ст.4 упомянутого закона органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Сусуманский городской округ" в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований "Сусуманский район", "город Сусуман", "поселок Широкий", "поселок Холодный", "поселок Мяунджа" в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Магаданской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.11 ч.1 ст.2 ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» в числе полномочий органов местного самоуправления поселений, городских округов предусмотрена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Теплоснабжающие организации обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (п. 7 ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении»); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (п. 8 ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении»).
Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно.
В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, согласно пункту2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ. ННЗТ рассчитывается один раз в три года. В течение трехлетнего периода ННЗТ подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников. (п.3, 4, 6, 7 Порядка).
Согласно пунктам 11, 12 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
В соответствии с п.14 Порядка определение нормативов осуществляется на основании следующих данных: данные о фактическом основном и резервном топливе, его характеристика и структура на 1 октября последнего отчетного года; способы и время доставки топлива; данные о вместимости складов для твердого топлива и объеме емкостей для жидкого топлива; показатели среднесуточного расхода топлива в наиболее холодное расчетное время года предшествующих периодов; технологическая схема и состав оборудования, обеспечивающие работу котельных в режиме "выживания"; перечень неотключаемых внешних потребителей тепловой энергии; расчетная тепловая нагрузка внешних потребителей, расчет минимально необходимой тепловой нагрузки для собственных нужд котельных; обоснование принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на котельных; размер ОНЗТ с разбивкой на ННЗТ и НЭЗТ, утвержденный на предшествующий планируемому год; фактическое использование топлива из ОНЗТ с выделением НЭЗТ за последний отчетный год.
ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому. Основаниями для корректировки нормативов запасов топлива являются изменения программы выработки тепловой энергии или смена вида топлива, реализация мероприятий по реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, приводящих к изменению объема выработки тепловой энергии (мощности). (п.15 Порядка).
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток. (п.19, 20 Порядка)
Согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.
Согласно приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области № 10/2014-НЗТ от 22.12.2014 года, с изменениями, внесенными приказом №2/2015-НЗТ от 27 мая 2015 года, «Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ОАО «ОлаИнтерКом», расположенных в Сусуманском районе, на 2015 год» утверждены следующие нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии ОАО «ОлаИнтерКом»: НЭЗТ - в размере 9,158 тыс.т, ННЗТ - в размере 1,442 тыс.т, а всего (ОНЗТ) - в размере 10,600 тыс.т. (л.д. 9-11)
К вопросам местного значения Сусуманского городского округа, согласно уставу, относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. (л.д. 22-27)
Согласно выписке из ЕГРЮЛ № 49102016012347 от 21.01.2016 года, ОАО «ОлаИнтерКом» образовано 26.05.2010 года.
Основным видом деятельности предприятия в соответствии с уставом является в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии, в том числе реализация потребителям, а также оказание связанных с этим работ и услуг. (л.д. 45-63)
Согласно концессионному соглашению в отношении муниципального имущества - комплекса движимого и недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Город Сусуман» от 08 июня 2015 года, заключенного мэрией города Сусумана и ОАО «ОлаИнтерКом», концессионер (ОАО «ОлаИнтерКом») обязуется на условиях, определенных настоящим соглашением, создать (и модернизировать при необходимости) имущество, состав и описание которого приведено в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит муниципальному образованию «город Сусуман», и осуществлять уставные виды деятельности в соответствии с целями и задачами, определенными уставом с использованием объекта соглашения, а концедент (мэрия города Сусумана) обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением (согласно пункту 9 соглашения - пять лет), права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно исследованным в судебном заседании сообщениям администрации Сусуманского городского округа, остатки топлива на котельных составляют: по состоянию на 04.12.2015 года - 4128,04 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 45,08 %; по состоянию на 11.12.2015 года - 3292,92 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 35,96 %; по состоянию на 17.12.2015 года - 1191,1 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 13,01 %; по состоянию на 30.12.2015 года - 4094,4 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 44,7 %; по состоянию на 15.01.2016 года - 3664,25 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 40 %; по состоянию на 21.01.2016 года - 4242,75 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 46,33 %; по состоянию на 29.01.2016 года - 3114,85 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 34,01 %; по состоянию на 05.02.2016 года - 4661 т (г.Сусуман), что в процентном соотношении к необходимому количеству топлива на 45-дней (9,158 тонн) составляет 50,8 %; по состоянию на 09.02.2016 года - 2520,45 т (г.Сусуман) (л.д. 14, 17, 18)
Из информации об остатках топлива в Сусуманском районе по состоянию на 09 февраля 2016 года, представленной в судебном заседании представителем ответчика - администрации Сусуманского городского округа и подписанной главой Сусуманского городского округа, следует, что потребность твердого топлива до конца года составляет 30697,1 тонн, завезено топлива с 01 января 2016 года 11181,9 тонн, расход с 01 января 2016 года - 13065,5 тонн, завезено топлива за отчетную неделю - 2807,8 тонн, расход за отчетную неделю - 3402,2 тонн, среднесуточный расход топлива в отопительный период -340 тонн, остаток топлива на отчетную дату -2520,45 тонн, период обеспеченности топливом на отчетную дату -7 дней.
В представлении прокуратуры Сусуманского района № 127п-07-01/2015 от 04.12.2015 года, адресованном генеральному директору ОАО «ОлаИнтерКом», содержится требование принять меры к восстановлению на котельных г.Сусумана основного и резервного запасов топлива, недопущению впредь выявленных нарушений, а именно: обеспеченность котельных г.Сусумана по состоянию на 04.12.2015 года топливом всего лишь на 45,08 % от нормативного эксплуатационного запаса. (л.д. 12-13)
Аналогичные требования содержатся в представлении прокуратуры Сусуманского района № 128п-07-01/2015 от 08.12.2015 года, адресованном и.о. главы Сусуманского городского округа. (л.д. 15-16)
Из сообщения ОАО «ОлаИнтерКом» № 1780 от 18.12.2015 года в ответ на представление прокуратуры Сусуманского района следует, что в подразделении Тепловой район № 5 ОАО «ОлаИнтерКом» на складе находится 3918,02 т, с 01.12.2015 г. на склад отгружено 4445,8 т, в кратчайшие сроки планируется завезти уголь до нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) - 9,158 тыс.тонн. Для скорейшего пополнения запаса топлива 27.11.2015 г. заключено дополнительное соглашение с транспортной компанией ООО «СевТрансАвто». Перерыв в доставке топлива на склад ТР № 5 связан с необходимостью проведения технического обслуживания транспорта поставщика топлива из-за низкого температурного режима. (л.д. 19-20)
Из сообщения администрации Сусуманского городского округа № 1711 от 18.12.2015 года в ответ на представление прокуратуры Сусуманского района следует, что, по информации главного инженера ОАО «ОлаИнтерКом», с 11.12.2015 г. по 29.12.2015 г. завоз твердого топлива на котельные города Сусумана будут осуществлять ежедневно семь автомашин, что обеспечит пополнение общего нормативного запаса топлива. В дальнейшем завоз твердого топлива будет осуществляться с 07.01.2016 года. (л.д. 21)
Проанализировав изложенные в решении обстоятельства дела, представленные доказательства и соотнесся их с нормами, упомянутыми выше, суд находит предъявленные к ответчикам исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, по состоянию на дату предъявления искового заявления (21 декабря 2015 года) запас твердого топлива на котельных Сусуманского городского округа не соответствует объему нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренному приказом Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области №10/2014-НЗТ от 22 декабря 2014 года, и положениям о НЭЗТ, предусмотренным приказом Минэнерго РФ №377 от 10 августа 2012 года, в соответствии с которыми объем НЭЗТ должен обеспечивать потребность котельных в топливе на период не менее 45 суток.
Соответственно требования прокурора об обязании создать нормативный эксплуатационный запас топлива на дату предъявления искового заявления в суд являются обоснованными и законными.
Прокурор Сусуманского района, основываясь на требованиях вышеупомянутых приказов, фактически просит обязать ответчиков создать на котельных города Сусумана в течение отопительного сезона 2015-2016 годов ОНЗТ, то есть общий норматив запасов топлива, который равен сумме НЭЗТ (нормативного эксплуатационного запаса топлива) и ННЗТ (неснижаемого нормативного запаса топлива).
Согласно п.20 приказа Минэнерго РФ №377 от 10 августа 2012 года, ННЗТ рассчитывается, при использовании твердого топлива и его доставке автомобильным транспортом, исходя из потребности в топливе сроком на 7 суток.
Таким образом, на дату предъявления искового заявления ОНЗТ (НЭЗТ + ННЗТ) не был обеспечен на котельных города Сусумана, в связи с чем требования прокурора об обязании создать на котельных города Сусумана ННЗТ в течение отопительного сезона 2015-2016 года также являются обоснованными.
Изучив представленные администрацией Сусуманского городского округа сведения о количестве топлива на котельных на 09 февраля 2016 года (2520,45 тонн), а также сведения о среднесуточном расходе топлива в отопительный период (340 тонн), сведения об обеспеченности топливом на 09 февраля 2016 года сроком на 7 суток, данные, указанные в приложении к приказу Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области от 22 декабря 2014 года №10/2014-НЗТ, принимая во внимание требования законодательства о создании эксплуатационного запаса топлива на 45 суток, очевидно, что остатки топлива на котельных не соответствуют положениям о НЭЗТ, предусмотренным вышеупомянутым приказом Минэнерго РФ №377 от 10 августа 2012 года, не только на дату предъявления иска (21 декабря 2015 года), но и в январе и в феврале 2016 года, вплоть до 09 февраля 2016 года, сведения об остатках топлива на дату которого представлены суду, поскольку 45-суточный запас топлива не обеспечен.
Учитывая изложенное, мнение представителя администрации Сусуманского городского округа о соответствии остатков топлива предъявляемым требованиям на дату рассмотрения гражданского дела судом является ошибочным.
По этим же причинам суд не может согласиться с мнением представителя администрации Сусуманского городского органа о соответствии остатков топлива, обеспечивающих потребность котельных сроком на 7 суток, предъявляемым федеральным законодательством требованиям, так как семисуточный запас топлива свидетельствует только о наличии на теплоисточниках обеспеченного неснижаемого нормативного запаса топлива, но никак не о наличии на котельных города Сусумана НЭЗТ, обеспечивающего потребность котельных в топливе, сроком на 45 суток, а также ОНЗТ.
Сведения, представленные суду в сообщении ОАО «ОлаИнтерКом» от 10 февраля 2015 года, также подтверждают несоблюдение общего норматива запасов топлива (ОНЗТ).
Рассматривая возражения ответчика - администрации Сусуманского городского округа в части необоснованности предъявления требований прокурора, указанных в исковом заявлении, к органу местного самоуправления, суд отмечает следующее.
Как указывалось выше, статьей 6 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится в том числе и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителейв случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Поскольку ОАО «ОлаИнтерКом» не обеспечивает соблюдение требований законодательства в части создания общего норматива запасов топлива, указанные обязанности относятся в силу закона, в том числе и к полномочиям органа местного самоуправления.
При этом, в силу того, что концессионное соглашение, упомянутое выше, действует до настоящего времени, суд полагает правильным возложить исполнение обязанностей по созданию НЭЗТ и ННЗТ на котельных города Сусумана на обоих ответчиков, упомянутых в иске, так как ОАО «ОлаИнтерКом» за оказываемые услуги получает оплату, в связи с чем также должно принять меры к исполнению заявленных прокурором требований.
Вместе с тем, администрация Сусуманского городского округа вправе самостоятельно определить меры, направленные на исполнение требований, указанных в исковом заявлении, в связи с чем их конкретизация при возложении обязанности на ответчика не требуется.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих осуществлению указанных полномочий и исполнению обязательств ответчиками, суду не представлено.
Таким образом, администрацией Сусуманского городского округа, в нарушение возложенных на нее полномочий по организации теплоснабжения в границах городского округа, и ОАО «ОлаИнтерКом», в нарушение взятых на себя обязательств, исчерпывающие меры по созданию на котельных Сусуманского района нормативного эксплуатационного и нормативного неснижаемого запаса топлива не приняты.
Котельные города Сусумана являются теплоисточниками для объектов жилищно-коммунальной сферы в городе Сусумане и непринятие должных мер к созданию и поддержанию в период отопительного сезона 2015-2016 годов нормативного эксплуатационного и нормативного неснижаемого запасов топлива, позволяющих предприятию обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке, создает потенциальную угрозу срыва отопительного сезона, что может повлечь нарушения прав граждан на получение качественной услуги по теплоснабжению, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
На основании вышеизложенного, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о понуждении ОАО «ОлаИнтерКом», администрации Сусуманского городского округа создать нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) в объеме не менее 45-суточной потребности и неснижаемый нормативный запас топлива, позволяющие обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке в течение всего отопительного периода 2015-2016 г.г. на котельных г.Сусумана.
В исковом заявлении прокурор просит обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с возможной угрозой жизни, здоровью и имуществу граждан в период отопительного сезона 2015-2016 годов.
В соответствии со статьей 212 ГПК РФ такое право у суда имеется.
Вместе с тем, участвующему в деле прокурору неизвестны сведения об обеспеченности ответчиков необходимым количеством автомашин, с помощью которых возможно немедленное исполнение решения суда по завозу угля на котельные города Сусумана, также у суда отсутствуют и сведения о наличии финансового обеспечения для немедленного исполнения требований прокурора.
Учитывая, что гражданским процессуальным кодексом рассматриваемое судом гражданское дело не отнесено к категории дел, решения по которым подлежат немедленному исполнению (ст. 211 ГПК РФ), законом в статье ст.212 предусмотрено право суда обратить решение к немедленному исполнению, а также учитывая, что на момент рассмотрения дела, согласно представленным сведениям, ННЗТ на котельных города Сусумана обеспечен, суд не находит оснований для удовлетворения требования прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд по правилам ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец (прокурор) освобожден, взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
По правилам ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджет городского округа.
В силу положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления неимущественного характера по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина организацией уплачивается в размере 6 000 рублей. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика ОАО «ОлаИнтерКом», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в бюджет Сусуманского городского округа, поскольку исковые требования прокурора удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области удовлетворить.
Обязать администрацию Сусуманского городского округа, открытое акционерное общество «ОлаИнтерКом» в срок не позднее 14 суток с момента вступления решения суда в законную силу создать нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) в объеме не менее 45-суточной потребности и неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ), позволяющие обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке в течение всего отопительного периода 2015-2016 годов на котельных города Сусумана.
Взыскать с открытого акционерного общества «ОлаИнтерКом» в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский городской округ» государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
В обращении решения к немедленному исполнению прокурору Сусуманского района отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения, при этом днем составления мотивированного решения установить 16 февраля 2016 года.
Председательствующий С.Е.Молодых