Решение по делу № 2-2574/2021 ~ М-2208/2021 от 24.06.2021

                            УИД 24RS0002-01-2021-004209-38

       2-2574(2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2021 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием истца Максимовой С.А.,

представителя истца Маслак С.А.,

представителя ответчика Колосова И.М.,

при секретаре Лазаревой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой С. А. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске (межрайонному) об обязании включения периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком в страховой стаж, произвести перерасчет, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

    Максимова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске (межрайонному) (далее УПФ) об обязании включить периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком в страховой стаж, произвести перерасчет, взыскании судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что с 28.02.2018 г. является получателем страховой пенсии по старости за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее МКС) в соответствии с пп.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В декабре 2020 г. из УПФ поступила информация об изменении размера ее пенсии в сторону уменьшения, в связи с чем, 25.12.2020 г. она обратилась в пенсионный орган за разъяснениями. Согласно ответу от 27.01.2021 г., с учетом дополнительно поступивших разъяснений ПФР, норма по повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в МКС и имеющих страховой стаж не менее 20 лет для женщин (п.4, п.5 ст. 17 Закона №400-ФЗ) введена в рамках нового правового регулирования, правовых оснований для включения в стаж работы в МКС периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком (в том числе имевших место до 06.10.1992 г.), в целях определения права на установление указанного повышения, не имеется. Периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с 20.01.1988 г. по 28.11.1988 г., с 05.06.1990 г. по 20.01.1992 г. исключены из стажа работы в МКС. По данным УПФ ее стаж работы в МКС составил 17 лет 8 месяцев, поэтому она не имеет право на повышение фиксированной выплаты на основании указанной нормы. Кроме этого ей поступило письмо ГУ-Центра по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Красноярском крае от 20.04.2021 г., из которого следует, что ей необходимо возместить излишне выплаченные суммы пенсии в размере 58 049,94 руб. за период с 28.02.2018 г. по 31.12.2020 г., образовавшиеся в связи с неправомерным применением повышения фиксированной выплаты за работу в МКС. С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку условием для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа работы в районах МКС 20 лет, независимо от места жительства и возраста пенсионера. Ранее постановлениями ЦК КПСС и Совмина от 22.01.1981 г. были установлены частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком, иными актами увеличивалась их продолжительность, время отпусков засчитывалось в общий и специальный стаж, а также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. Согласно положениям Конституции, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, быть уверенным, что приобретенное им право на основе действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано, поэтому в стаж работы в МКС в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, подлежат включению периоды ее отпусков по уходу за детьми, просила обязать УПФ включить в ее стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, спорные периоды для определения права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и произвести перерасчет размера пенсии с 28.02.2018 г., взыскать возврат госпошлины 300 руб. (л.д.2-6).

     Истец Максимова С.А., ее представитель Маслак С.А., действующая по ходатайству (л.д. 31), исковые требования поддержали частично по аналогичным основаниям, просили обязать пенсионный орган включить спорные периоды для определения права Максимовой С.А. на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, произвести перерасчет размера пенсии с 01.01.2021 г., определить отсутствие у нее излишне выплаченной повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в период с 28.02.2018 г. по 31.12.2020 г. Также истец не настаивала на взыскании с ответчика возврата уплаченной при обращении в суд госпошлины 300 руб.

Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске (межрайонного) Колосов И.М., действующий по доверенности от 11.01.2021 г. (л.д.39), против исковых требований Максимовой С.А. возражал, представил письменные возражения (л.д. 35), указав, что обоснованно пенсионным органом прекращена истцу выплата фиксированной части пенсии и размер пенсии уменьшен, т.к. отсутствуют основания для включения спорных периодов нахождения истца в отпусках по уходу за детьми в специальный стаж, поскольку нормативными актами не предусмотрено возможности включения периодов отпусков в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Максимовой С.А. подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который, в свою очередь, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г. - в период спорных правоотношений, далее - Закон N 173-ФЗ) указано, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Положениями пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Федеральный закон от 01.12.2007 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абз. 1 и 2) дополнил ст. 14 названного Закона п. 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 20 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).

Согласно п. 7, п. 11 ст. 14 Закона N 173-ФЗ лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.

Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.

В силу п. 6 ст. 14 указанного Закона фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с п. п. 2 - 5 настоящей статьи.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г., ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Как установлено по делу, 28.02.2018 г. Максимовой С.А. назначена страховая пенсия по старости за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с пп.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Страховой стаж Максимовой С.А. составляет 29 лет 11 месяцев 9 дней на 28.02.2018 г., общий трудовой стаж на 01.01.2002 г. 25 лет 9 месяцев 18 дней, стаж работы в МКС на эту дату – 20 лет 2 месяца 26 дней.

В стаж работы МКС включены периоды работы с 17.04.1986 по 31.01.1992, с 01.02.1992 по 01.12.1993, с 09.03.1994 по 15.09.2003, с 09.03.2004 по 31.12.2006.

В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ Максимовой С.А. установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме 4 982,90 руб., всего размер страховой пенсии на 28.02.2018 г. составил 11 040,97 руб.

В мае 2018 г. размер страховой пенсии при пересмотре размера расчетного капитала за счет страховых взносов, общий размер пенсии составил 11 113,95 руб., после проведения индексации, на основании сведений, представленных работодателем, на 01.03.2019 г. размер страховой пенсии составил 11 919,17 руб., в том числе 5 334,19 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», после перерасчета пенсии на 01.08.2019 г. страховая пенсия составила 11 983,38 руб., с 01.01.2020 г. размер страховой пенсии после проведенной индексации составил 12 714,41 руб., где 5 686,25 руб. - размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

На основании поступивших разъяснений ПФР о порядке применения нормы о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в МКС, имеющим страховой стаж не менее 20 лет для женщин, из стажа Максимовой С.А. исключены периоды отпусков за детьми с 20.01.1988 г. по 28.11.1988 г., с 05.06.1990 г. по 20.01.1992 г., в связи с тем, что стаж работы в МКС составил 17 лет 8 месяцев, определено, что у Максимовой С.А. право на повышение фиксированной выплаты отсутствует.

По сообщению пенсионного органа размер пенсии приведен в соответствие с п.4 ст. 28 Федерального закона №400-ФЗ и на 01.01.2021 г. составил 11 653,99 руб., в том числе 6 044,48 руб. - размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости без учета 30% повышения фиксированной выплаты.

Об изменении размера страховой пенсии истцу было сообщено сотрудником пенсионного органа в декабре 2020 г. С 01.01.2021 г. фиксированная выплата к страховой пенсии Максимовой С.А. не выплачивается.

27.01.2021 г. в ответе на заявление истца от 25.12.2020 г. УПФ сообщено, что размер ее пенсии определен правильно в строгом соответствии с нормами пенсионного законодательства, для пенсионера выбран наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения и оснований для перерасчета пенсии нет (л.д.7, 8-14).

В письме от 22.04.2021 г. на обращение от 24.03.2021 г. пенсионным органом указано, что обоснованно снято повышение фиксированной выплаты, общий трудовой стаж приведен в соответствие (период отпуска по уходу за детьми учтен в календарном порядке). Также сообщено, что периоды отпуска по уходу за ребенком включены в северный стаж при определении права на досрочную пенсию (л.д. 15-17, 18-19).

Кроме этого в адрес истца поступило уведомление от 20.04.2021 г. ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Красноярском крае, где предложено Максимовой С.А. рассмотреть возможность погашения переплаты по излишне выплаченной сумме пенсии в размере 58 049, 92 руб. за период с 28.02.2018 г. по 31.12.2020 г., образовавшуюся в связи с неправомерным повышением фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера (л.д. 20), за взысканием с Максимовой С.А. спорной суммы в судебном порядке пенсионный орган не обращался.

Вместе с тем, суд учитывает, что исходя из положений ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске (межрайонного) необоснованно исключены из специального трудового стажа истца спорные периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми и необходимо возложить обязанность включить эти периоды в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона РФ №400-ФЗ для установления и определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, поскольку у Максимовой С.А. такое право имеется. С момента прекращения спорных выплат пенсионный орган обязан произвести перерасчет размера пенсии Максимовой С.А. с 01.01.2021 г. с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ст. 17 ФЗ РФ указанного закона.

Поскольку, к моменту назначения страховой пенсии по старости Максимова С.А. имела необходимый специальный стаж работы в районах приравненных к Крайнему Северу более 20 лет, включая отпуска по уходу за детьми, она с даты назначения страховой пенсии по старости правомерно получала фиксированную выплату к страховой пенсии, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии излишне выплаченной Максимовой С.А. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в период с 28.02.2018 г. по 31.12.2020 г.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Максимовой С.А. удовлетворить, обязать пенсионный орган включить периоды нахождения Максимовой С.А. в отпусках по уходу за ребенком с 20.01.1988 г. по 28.11.1988 г., с 05.06.1990 г. по 20.01.1992 года в страховой стаж, признать за Максимовой С.А. право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязать произвести перерасчет размера пенсии Максимовой С.А. с 01.01.2021 г. с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установить отсутствие излишне выплаченной Максимовой С.А. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за период с 28.02.2018 г. по 31.12.2020 г.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковых требования Максимовой С. А. удовлетворить.

    Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске (межрайонное) включить периоды нахождения Максимовой С. А. в отпусках по уходу за ребенком с 20 января 1988 года по 28 ноября 1988 года, с 05 июня 1990 г. по 20 января 1992 года в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для установления и определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.

Признать за Максимовой С. А. право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначенной 28.02.2018 г. в соответствии с п.5 ст. 17 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

      Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Максимовой С. А. с 01 января 2021 г. с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ст. 17 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

      Установить отсутствие излишне выплаченной Максимовой С. А. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ст. 17 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период с 28.02.2018 г. по 31.12.2020 г.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                               Н.В. Панченко

2-2574/2021 ~ М-2208/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Максимова Светлана Анатольевна
Ответчики
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске
Другие
Маслак Светлана Александровна
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Панченко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2021Передача материалов судье
30.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Подготовка дела (собеседование)
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее