Дело №2-210/2016 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петровой Н.С., при секретаре Уточкиной Н.В., с участием помощника прокурора г.Александровска Усаниной Ю.И., представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» Поткиной Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске дело по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №19», администрации Александровского муниципального района о возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности в образовательной организации,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Александровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района, МБДОУ «Детский сад №19» о возложении на администрацию Александровского муниципального района обязанности по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию образовательной организации системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в МБДОУ «Детский сад №19», расположенном по адресу: <адрес>, о возложении на МБДОУ «Детский сад №19» обязанности по оборудованию образовательной организации системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Срок для исполнения просил установить до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки учреждения выявлено нарушение ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения зданий общеобразовательных учреждений с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Неисполнение ответчиками требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - заведующий МБДОУ «Детский сад №19» - Поткина Л.С. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала, пояснив, что здание детского сада оборудовано системой оповещения о пожаре, однако сигнал на пульт пожарной охраны не дублируется, необходимо усовершенствовать имеющуюся систему либо устанавливать новую, неисполнение требований законодательства вызвано отсутствием финансовых возможностей учреждения.
Представитель ответчика - администрации Александровского муниципального района Пермского края - в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях по иску сослались на то, что необходимость оборудования здания детского сада указанной системой пожарной безопасности не оспаривают. Указали при этом, что данный вопрос не входит в компетенцию суда, как и вопрос о выделении финансирования, поскольку является компетенцией собственника имущества учреждения, органов местного самоуправления. Суд не является участником бюджетного процесса, а органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Полагают, что указанный вопрос не может быть решен в судебном порядке, так как спор отсутствует. Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения судов не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципальных образований. Оборудование здания детского сада противопожарной системой, исходя из возможностей бюджета, планируется в 2016 году.
Суд, заслушав представителя учреждения, прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Обеспечение государственной поддержки детства является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В силу ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства, поэтому соблюдение субъектами права законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан является обязательным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п. 11ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района также относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье
обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно статье 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.п. «а» ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям по классу функциональной пожарной опасности класса Ф4.1.
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В судебном заседании установлено, что в МБДОУ «Детский сад №19» по адресу: <адрес>, системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения зданий общеобразовательных учреждений с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Указанные обстоятельства не оспариваются представителем учреждения и подтверждаются материалами дела: справкой о результатах проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ответами на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что отсутствие указанного противопожарного оборудования нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
В соответствии с п. 1.4 Устава МБДОУ «Детский сад №19»,
утвержденного постановлением администрации Александровского муниципального района, МБДОУ «Детский сад №19» создано муниципальным образованием Александровский муниципальный район Пермского края с целью оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования в сфере образования.
В соответствии с п. 1.5 Устава, учредителем детского сада является муниципальное образование Александровский муниципальный район Пермского края. Функции и полномочия учредителя в отношении МБДОУ «Детский сад №19» осуществляет администрация Александровского муниципального района Пермского края.
В соответствии с п. 1.6 Устава, собственником имущества МБДОУ «Детский сад №19» является муниципальное образование Александровский муниципальный район Пермского края.
Учитывая, что учреждение, в котором установлено нарушение требований законодательства, создающее угрозу безопасности, создано муниципальным образованием Александровский муниципальный район, своевременно не обеспечившим надлежащего финансирования для выполнения указанных требований, суд находит обоснованными исковые требования прокурора.
Доводы администрации об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке на орган местного самоуправления по иску прокурора соответствующей обязанности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку администрация района является учредителем МБДОУ «Детский сад №19» и при этом своевременно не обеспечила надлежащего финансирования для выполнения указанных требований законодательства. Более того, суд учитывает, что при отсутствии такого финансирования МБДОУ «Детский сад №19» самостоятельно не способно обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья детей, обучающихся в данном учреждении. Доводы представителя администрации района о том, что судебное решение не является законным основанием для выделения финансирования работ по устранению нарушений МБДОУ «Детский сад №19», являются необоснованными, поскольку прокурор вправе обратиться в защиту интересов неопределенного круга лиц к органам местного самоопределения для обеспечения соблюдения конституционных прав граждан, данным иском прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, а осуществляет полномочия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации органами и организациями, а финансирование работ в данном случае должно быть произведено на основании судебного решения, которое в силу требований части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ссылка ответчика на то, что в ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения суда не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципального образования, суд полагает ошибочным, поскольку исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О пожарной безопасности» и порядок применения указанных нормативных актов определяется органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно положениям ст.86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления в целях исполнения и решения вопросов местного значения.
Возложение на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности будет отвечать вышеуказанным критериям безопасности в образовательном учреждении.
При этом срок, предложенный прокурором для исполнения возложенной на ответчиков обязанности, суд с учётом обстоятельств дела находит разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора г.Александровска удовлетворить;
возложить на администрацию Александровского муниципального района, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию образовательной организации системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, и (или) транслирующей этот сигнал организации, в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №19», расположенном по адресу: <адрес>.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19», в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по оборудованию образовательной организации, расположенной по указанному выше адресу, системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Н.С. Петрова
Копия верна.
Судья: Н.С. Петрова