Дело № 2-930/2018
Решение в окончательной форме
изготовлено 27 декабря 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Иноземцевой И.С.,
при секретарях Гранкиной Т.В., Марковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТРАСТ» к Степанову Виктору Александровичу о взыскании задолженности по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ТРАСТ» обратилось в суд с иском к Степанову В.А. о взыскании задолженности по кредитному договору, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Степановым В.А. и ПАО КБ «УБРиР» был заключен кредитный договор №KD26700013814, в соответствии с условиями которого банк обязался предоставить заемщику денежные средства в сумме 120 000 рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ под 12% годовых. Настоящий кредитный договор заключен на основании Анкеты-заявления (оферта). Акцептом является перечисление денежных средств на счет клиента. ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» обязательства по кредитному договору исполнил надлежащим образом, предоставив ответчику денежные средства в полном объеме в соответствии с условиями кредитного договора. Ответчик свои обязательства по возврату кредита и уплате процентов за пользование кредитом исполнил ненадлежащим образом: согласно Выписки из Приложения № к договору уступки прав (требований) № от ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма задолженности по основному долгу составила 119 912,26 рублей, общая сумма задолженности по процентам составила 41 243,52 рублей. Условие о праве банка на уступку права требования Кредитора закреплено в тексте Анкеты-заявления, согласно которому Заемщик согласен с тем, что банк вправе передать право требования по исполнению обязательств по кредитному договору другому лицу. ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» и ООО «ТРАСТ» был заключен договор уступки прав (требований) №, по которому цедент ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» уступил цессионарию (ООО «ТРАСТ») требования, принадлежащие цеденту к должникам на основании кредитных договоров. Ответчик надлежащим образом уведомлен о состоявшейся замене кредитора. Руководствуясь п.3 ст.382 ГК РФ, истец направил в адрес должника о состоявшейся уступке прав требования и претензионное требование о погашении задолженности по Кредитному договору новому кредитору – ООО «ТРАСТ» по указанным в уведомлении реквизитам. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик проигнорировал требование истца, и свои обязательства в отношении истца не исполнил, в связи с чем задолженность по основному долгу и процентам осталась неизменной. Таким образом, общая сумма задолженности по кредитному договору на момент подачи искового заявления составила 161 155,78 рублей, из которых 119 912,26 рублей сумма просроченного основного долга, 41 243,52 рублей сумма просроченных процентов. Просит взыскать со Степанова В.А. в пользу ООО «ТРАСТ» задолженность по кредитному договору №KD26700013814 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 161 155,78 рублей, из которых 119 912,26 рублей сумма просроченного основного долга, 41 243,52 рублей сумма просроченных процентов, а также расходы по оплате госпошлины.
В судебное заседание представитель истца ООО «ТРАСТ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Степанов В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил аналогично изложенному в письменных возражениях на иск от ДД.ММ.ГГГГ, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с истечением срока исковой давности. Дополнительно пояснил, что действительно им в указанном банке оформлялась кредитная карта с лимитом 120 000 рублей, которые им были израсходованы. В счет погашения ежемесячных платежей им было внесено два платежа, на третий платеж он понял, что процентная ставка начисляется в завышенном размере не 12% как предусмотрено договором, а 45 % и отказался от исполнения обязательств. В декабре 2013 года написал возражение в банк об отказе исполнения кредитного обязательства, с предложением обратиться в суд за взысканием образовавшейся задолженности и вернул кредитную карту. Однако в установленный законом срок банк в суд не обратился.
Суд с учетом мнения ответчика Степанова В.А. и ходатайства представителя истца о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя истца, по имеющимся материалам дела.
Выслушав ответчика Степанова В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (п.3 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из прямого смыслового содержания данных норм материального закона следует то, что при заключении договора, стороны должны действовать добросовестно и разумно, уяснить для себя смысл и значение совершаемых юридически значимых действий, сопоставить их со своими действительными намерениями, оценить их соответствие реально формируемым обязательствам.
В соответствии со статьей 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
В соответствии с п.1 ст.820 ГК РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.
В соответствии со ст.432, п.1 ст.433, п.3 ст.438 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п.3 ст.438 Кодекса.
Одним из инструментов безналичных расчетов, предназначенных для совершения физическими лицами операций с денежными средствами, находящимися у банка - эмитента, являются платежные карты, выпуск и обслуживание которых регламентированы Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным Банком России ДД.ММ.ГГГГ за №-П.
В соответствии с пунктом 1.5 указанного положения кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт.
Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
В силу пункта 1.8 Положения предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета, а также без использования банковского счета клиента, если это предусмотрено кредитным договором при предоставлении денежных средств в валюте Российской Федерации физическим лицам, а в иностранной валюте - физическим лицам - нерезидентам. Документальным подтверждением предоставления кредита без использования банковского счета клиента является поступивший в кредитную организацию реестр платежей, если иное не предусмотрено кредитным договором. Кредитование по кредитной карте в соответствии с нормами Положения осуществляется в безналичной форме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Степанов В.А. обратился в ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» с заявлением-анкетой на оформление кредитной карты «Visa Classic Unembossed», с лимитом кредита 120 000 рублей с уплатой 12 % годовых за пользование кредитом, на условиях, указанных в настоящем заявлении-анкете, дополнительном соглашении к договору комплексного банковского обслуживания и Тарифах, которые в совокупности являются неотъемлемыми частями договора.
Материалами дела, а именно подписью Степанова В.А. в заявлении-анкете подтверждено, что он при оформлении кредитного договора был ознакомлен и согласен с действующим дополнительным соглашением к договору комплексного банковского обслуживания в ОАО «Уральский банк реконструкции и развития», тарифами, понимает их и в случае заключения договора обязуется их соблюдать.
Ответчик Степанов В.А. факт заключения данного Договора кредитной карты от ДД.ММ.ГГГГ не оспорил и данные юридические факты (обстоятельства) не отрицает.
Таким образом, у кредитора возникло обязательство по предоставлению кредитных средств для совершения операций по карте в пределах лимита кредита, а у заёмщика - по возврату кредита путём ежемесячной уплаты денежных средств.
Во исполнение условий договора банк выпустил на имя ответчика банковскую карту, произвел акцепт оферты, перечислив денежные средства на расчетный счет банковской карты, выпущенной на имя ответчика Степанова В.А.
Впоследствии данная банковская карта была активирована ответчиком, Степановым В.А. были совершены операции по карте, связанные с использование денежных средств банка.
В соответствии с п. 1 ст. 810 Гражданского кодекса РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
Частью 1 ст. 809 Гражданского кодекса РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором.
В силу ст.ст.309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно представленным расчету задолженности по договору №KD26700013814 от ДД.ММ.ГГГГ, выпискам по счету Степанова В.А., ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использовал кредитные средства в размере 119 912,26 рублей, однако обязательства по возврату долга не исполнял. Сведения о внесении обязательных ежемесячных платежей по возврату долга указанные документы не содержат.
Таким образом, Степанов В.А., свои обязательства по договору кредитной карты не исполнял, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязательные ежемесячные платежи не оплачивал, что также нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» и ООО «ТРАСТ» заключили договор № уступки требования (цессии), согласно условиям которого банк уступил, а истец принял и оплатил права требования в отношении всех Кредитных договор, перечисленных в Приложение 1 к договору, в том числе и по договору, заключенному с ответчиком.
Согласно выписки из приложения № к договору уступки прав требований № от ДД.ММ.ГГГГ, размер задолженности Степанова В.А. по договору №KD26700013814 от ДД.ММ.ГГГГ, переданной ООО «ТРАСТ», составил 161 146,82 рублей, из которой 119912,26 рублей задолженность по основному долгу, 41234,56 рублей задолженность по процентам.
ООО «ТРАСТ» направило Степанову В.А. уведомление о состоявшейся уступке права требования, а также предложение оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке по реквизитам ООО «ТРАСТ».
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления (ст. 201 ГК РФ).
Из представленных ООО «ТРАСТ», ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» выписок по счету Степанова В.А. сформированных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что обязательные ежемесячные платежи, необходимые для погашения задолженности, ответчиком не вносились.
Согласно расчета задолженности штрафные санкции за нарушение срока внесения ежемесячных обязательных платежей начисляются ответчику Степанову В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно с указанной даты кредитор знал о нарушении его права по возврату предоставленных ответчику кредитных средств.
Таким образом, начало течения срока исковой давности в рассматриваемом случае имело место ДД.ММ.ГГГГ, указанный срок истек ДД.ММ.ГГГГ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 17, 18 Постановления № 43 от 29 сентября 2015 года «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. По смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 204 ГК РФ).
Таким образом, период судебной защиты при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа в случае его последующей отмены осуществляется со дня обращения в суд с таким заявлением и до отмены судебного приказа.
Как было указано выше и следует из материалов дела, просрочка исполнения обязательств по кредитному договору №KD26700013814 от ДД.ММ.ГГГГ возникла у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, начало течения срока исковой давности в рассматриваемом случае имело место 25 ноября 2013 года, обращение истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа направлено 14 ноября 2017 года, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности. С настоящим исковым заявлением истец обратился в Алейский городской суд 21 ноября 2018 года (отправлено истцом 15 ноября 2018 года почтовым отправлением), то есть также с пропуском срока исковой давности, что в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ при заявлении об этом стороны в споре, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Согласно разъяснениям п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
Как следует из материалов дела, на обстоятельства перерыва, приостановления течения срока исковой давности истец не ссылался, ходатайство о восстановлении срока исковой давности с указанием уважительных причин его пропуска, истцом не заявлено.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом пропущен, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░