Мотивированное решение изготовлено 30.10.2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск
25 октября 2012 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего федерального судьи Петрашова В.В., при секретаре Янгировой В.М.,
с участием истцов Медник Н.Ш. и Скорнякова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1191/2012 по иску
Медник Наили Шарифулловны и Скорнякова Георгия Владимировича к Администрации МО г. Алапаевск о признании права на приватизацию земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Медник Н.Ш. и Скорняков Г.В. обратились в суд с иском к Администрации МО г. Алапаевск о признании за ними права на приватизацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска Медник Н.Ш. и Скорняков Г.В. указали на то, что являются собственниками каждый в 1/2 доле жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №.
С целью оформления указанного земельного участка в долевую собственность истцы обратились с заявлением в Администрацию МО г. Алапаевска о приватизации земельного участка, однако в удовлетворении заявления истцам было отказано на основании того, что земельный участок находится в границах красной линии, установленной Генеральным планом г. Алапаевска.
Истцы считают отказ необоснованным и нарушающим их права, в связи с чем оспаривают отказ в приватизации органа местного самоуправления и просят признать за ними право на приватизацию указанного земельного участка.
Представитель ответчика МО город Алапаевск в судебное заседание не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Из письменного отзыва ответчика следует, что орган местного самоуправления исковые требования Медник Н.Ш. и Скорнякова Г.В. не признал, указав в отзыве на иск на то, что в приватизации земельного участка под жилым домом <адрес>, принадлежащим истцам на праве долевой собственности, письмом руководителя Управления имущественных и правовых отношений и неналоговых доходов МО город Алапаевск было отказано в соответствии с нормами градостроительного и земельного законодательства, то есть правомерно, так как в соответствии с Генеральным планом города Алапаевска, утвержденным Решением исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов от 28.11.1983 года № 495, действующим в настоящее время, в связи с продлением срока действия Решением Думы МО город Алапаевск от 24.12.2011 г. № 151, проектная южная красная линия (сечение 14-14) проходит через часть испрашиваемого для приватизации земельного участка.
В настоящее время Генеральный план 1983 года, установивший указанную проектную красную линию, действует, а часть спорного земельного участка, который истцы желают приватизировать, находится в пределах красной линии, поэтому на основании ст. ст. 36 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации, поэтому отказ в заключении договора передачи в собственность истцам земельного участка обоснован.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает иск, подлежащим удовлетворению.
Вопросы, связанные с отчуждением земельных участков регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также иными нормативными актами.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
На основании ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
На основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу прямого указания, содержащегося в вышеприведенных нормах Земельного кодекса РФ, истцы имеют право по своему выбору оформить свои права землепользования путем заключения соответствующего договора купли-продажи земельного участка либо договора его аренды.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Как следует из кадастрового плана спорного земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, местоположение которого установлено по адресу: <адрес>, разрешен под строительство индивидуального жилого дома и фактически используется в тех же целях.
Индивидуальный жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, как следует из свидетельств о государственной регистрации, принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях истицам Медник Н.Ш. и Скорнякову Г.В.
Медник Н.Ш. и Скорняков Г.В. ДД.ММ.ГГГГ обратились на имя главы МО г. Алапаевск с заявлением о предоставлении им в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка, на котором расположен жилой дом <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № начальника Управления имущественных и правовых отношений МО г. Алапаевск Медник Н.Ш. и Скорнякову Г.В. в приватизации земельного участка было отказано по мотивам, указанным в отзыве ответчика на иск.
Из отзыва органа местного самоуправления следует, что ответчик не оспаривает предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право истцов - собственников дома на приватизацию земельного участка, но возражает против реализации указанного права, в связи с тем, что согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок, в связи с прохождением по нему красной линии, является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации.
Суд, рассмотрев предоставленные стороной ответчика возражения, нашел их необоснованными, в связи с неправильным толкованием ответчиком норм материального права.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), проектирование и установление которых осуществляется на основании Инструкции Госстроя России.
Ответчик, как на препятствие к заключению договора купли-продажи земельного участка, ссылается на Генеральный план г. Алапаевска, которым часть спорного земельного участка путем указания перспективной красной линии, зарезервирована для муниципальных нужд, а именно для расширения дороги по <данные изъяты>.
Из объяснений стороны истца, не оспоренных ответчиком, и ответа на запрос отдела Архитектуры и градостроительства МО «Город Алапаевск» следует то, что спорный земельный участок фактически занят и используется собственниками домовладения - истцами, не имеет общего доступа и не занят и не используется под объекты общего пользования.
Ответчик, ссылаясь в обоснование отказа в реализации истцами исключительного права на приватизацию, исходит из неправильного толкования п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Как установлено судом, и не оспаривается ответчиком, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, поэтому не имеется оснований для неприменения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и отказа истцам в приватизации спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Медник Н.Ш. и Скорняков Г.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Медник Наили Шарифулловны и Скорнякова Георгия Владимировича к Администрации МО г. Алапаевск удовлетворить и признать за Медник Н.Ш. и Скорняковым Г.В. право на приватизацию земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья
Петрашов В.В.