18 мая 2012 года Дело № 2- 202 \2012
Аскизский районный суд Республики Хакасия в с. Аскиз
В составе:
председательствующего Булавиной Т.Э.
при секретаре Сунчугашевой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** сельсовет, администрации ***1 района о признании бездействие незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора,УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** сельсовет о признании бездействие незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, расположенной на территории земельного участка, расположенного <адрес> с кадастровым номером № в срок до <дата>, мотивировав требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, установлено, что в границах муниципального образования *** сельсовет, расположен указанный земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, где в нарушение законодательства об отходах производства и потребления находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления, которые подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, в условиях и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды. Указанные нарушения ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.Определением от <дата> к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчика привлечена Администрация ***1 района.
В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора <адрес> ХолявкоА.В., действующий на основании распоряжения уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие ответчиков по не ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора. Обязать ответчиков ликвидировать в срок до <дата> несанкционированную свалку бытового мусора, расположенную на территории муниципального образования *** сельсовет, по адресу: <адрес>, площадью <размер>, без указания кадастрового номера земельного участка, поскольку, согласно решению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от <дата> об аннулировании сведений об объекте недвижимости в соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером №
Представитель администрации МО *** сельсовет Косточакова В.О., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что действительно на земельном участке, расположенном в 1,4 км. к северо-западу от <адрес>, находящемся в границах МО *** сельсовет, имеется свалка бытового мусора. Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Полагает, что в соответствии со ст.ст.11,13, 42,77 ЗК РФ и пунктами 7.8, 7.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», ст.ст.1,7 Законом Республики Хакасия от <дата> № «Об образовании муниципального образования ***1 район и установлении его границ» администрация МО *** сельсовет не является правопреемником ранее действовавшего муниципального образования *** сельсовет. Администрации МО *** сельсовет данный земельный участок не предоставлялся и администрацией не используется. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Администрация МО *** сельсовет не является землевладельцем указанного выше участка, соответственно не является ответственным за данный участок, в связи с чем, Администрация МО *** сельсовет является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Кроме того указала, что обязанность по организации сбора и вывоза бытового мусора на территории сельского поселения администрацией МО *** сельсовет выполняется.
Представитель администрации ***1 района Потехина Л.В., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, пояснив, что несанкционированная свалка действительно существует, она расположена на указанном истцом земельном участке в границах поселения - муниципального образования *** сельсовет, т.е., данные земли не являются муниципальной собственностью муниципального образования ***1 район, а относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с абз. 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, муниципальный район не выступает собственником земельных участков, а лишь осуществляет делегированное государством право распоряжения в рамках действующего законодательства, следовательно, он не несет ответственности за бремя их содержания. Администрация ***1 района согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляет организацию утилизации и переработки твердых бытовых отходов и мусора, путем строительства полигона твердых бытовых отходов, а именно в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <дата> зарегистрировано право собственности администрации на следующий объект: 1-очередь полигон твердых бытовых отходов, площадью застройки <размер> м по адресу: <адрес>. Также проводится дальнейшая работа по доработке проектной документации по объекту полигон ТБО, на указанные цели заключен муниципальный контракт от <дата>. Считает, что согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям МО *** сельсовет относится организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения, регулярная очистка территории муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Свалка находится в границах МО *** сельсовет, в связи с чем, поскольку администрация ***1 района исполняет установленную законодательством обязанность по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, то по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежащим образом извещенным о времени месте рассмотрения дела.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В статье 51 Федерального закона от10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года
N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 411-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Полномочия МО *** сельсовет по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлены положениями Устава муниципального образования (п.№ Устава).
Согласно, информационной справке госинспектора отдела государственного земельного надзора и семенного контроля Управления Россельхознадзора по <адрес> ФИО32. от <дата>, акту смотра земельного участка от <дата>, фотоматериалу к нему, <дата> на основании приказа Управления Россельхознадзора по <адрес> от <дата> №, совместно с помощником прокурора <адрес> района Холявко А.В. и ведущим специалистом администрации
***1 района ФИО6, госинспекторами отдела государственного земельного надзора и семенного контроля Управления Россельхознадзора ФИО32., ФИО7 произведено обследование земель расположенных, в том числе по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено, что на землях расположенных за чертой населенного пункта <адрес>, категорий сельскохозяйственного назначения, находящиеся в границах администрации МО *** сельсовет на общей площади <размер>, размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления.Основными видами отходов являются: стеклянный бой, пластмассовая тара, золошлаки от сжигания углей, древесные отходы, полиэтиленовая тара, бытовой мусор, строительный мусор, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности, прочие отходы.
В соответствии с пояснениями представителей ответчиков данный земельный участок находится на территории муниципального образования Аскизский сельсовет, ни юридическим, ни физическим лицам в пользование не предоставлялся.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Таким образом, поскольку обязанность регулярной очистки территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями возложена на орган местного самоуправления данного муниципального образования, то надлежащим ответчиком по настоящему иску является администрация МО Аскизский сельсовет.,
Как пояснила представитель администрации МО *** сельсовет и следует из постановлений по делам об административных правонарушениях от <дата>, <дата> бытовой мусор на обнаруженную несанкционированную свалку свозится жителями села <Наименование>, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения осуществляется ООО « ххх» на специально предназначенный для этих у целей полигон.
Таким образом, суд находит установленным факт нарушения законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО *** сельсовет.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится на территории муниципального образования *** сельсовет, земельный участок на котором обнаружена свалка не предоставлен в пользование юридически или физическим лицам, а администрация муниципального образования в силу ст.13 ФЗ « Об отходах производства и потребления» обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора к администрации МО *** сельсовет и возложении на нее обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора. В удовлетворении иска к администрации ***1 района истцу следует отказать, поскольку администрация ***1 района по настоящему иску является ненадлежащим ответчиком. В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Суд находит разумным предложенный истцом срок до <дата> для ликвидации ответчиком несанкционированной свалки бытового мусора.Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░>, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ <░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ***1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░