Дело № 2-3694/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2014 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю.,
при секретаре Русановой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надеина В.Г., Надеиной Л.В. к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, войсковой части №58661-49, ОАО «Славянка» о признании проживающими на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Надеин В.Г., Надеина Л.В. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, войсковой части №58661-49, ОАО «Славянка» о признании проживающими на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по адресу: Ачинский район, мотивируя свои требования тем, что решением жилищной комиссии войсковой части №74008 на основании протокола №5 от 22 февраля 1982 года Надеину В.Г. и членам его семьи была выделена спорная квартира, где истцы в настоящее время проживают, исполняют обязанности нанимателей жилого помещения. Истцы не имеют какого – либо другого жилья и ими не использовано право на приватизацию жилого помещения. Дети истцов Надеин О.В. и Надеина Л.В. от участия в приватизации отказываются( л.д. 3-4).
Определением суда от 02 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ТУФА по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (л.д. 122).
Истцы Надеин О.В., Надеина Л.В., уведомленные надлежащим образом о времени и места рассмотрения дела ( л.д. 123, 124) в суд не явились.
Представитель ответчика Администрации Ачинского района Н.Ю. Сорокина, действующая на основании доверенности от 02.10.2014 года, извещенная о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 133), в суд не явилась, представила отзыв, в котором указала, что не возражает против исковых требований при установлении в судебном порядке факта проживания истца в спорной квартире на условиях социального найма, указав, что сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.134-135).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 133), в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.112).
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 132), в отзыве представитель Махмудова В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, по исковым требованиям возражала, мотивируя тем, что в свих требования истцы указывают, что вселены в жилое помещение на основании договора найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда в РФ от 09.01.2004 года №78, однако в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года №1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в дома закрытых военных городско, а также служебные жилые помещения. Оснований для признания за истцами права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение отсутствуют ( л.д.91-92 ).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 132), в суд не явился, в отзыве представитель В.Н. Махмудова просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО», по исковым требованиям возражала, мотивируя тем, что ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу, т.к. не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании найма служебной квартиры, а служебное жилье приватизации не подлежит. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Оснований для признания за истцом права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение отсутствуют (л.д.85-88).
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.132), в суд не явился, в отзыве представитель Гасанов Н.М. по исковым требованиям возражал, мотивируя тем, что в соответствии со ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых, передан жилищный фонд. После реорганизации ФГКУЭУ КЭЧ районов согласно приказу Министра обороны РФ №1871 от17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКУЭУ КЭЧ был передан соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений, которым на территории Центрального военного округа является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. ФГКУ «Центррегионжилье» не может являться надлежащим ответчикам по данному спору в силу того, что спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за вышеуказанным ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Спорное жилое помещение на момент распределения истцам было отнесено к числу служебных в установленном законом порядке, в связи с чем, приватизации не подлежит. Кроме того, истцы пропустили срок исковой давности по заявленным требованиям. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ «Центррегионжилье» (л.д.48-49).
Представитель ответчика войсковой части №58661 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.132), в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что спорная квартира не имеет статуса служебной (л.д.45).
Представитель ответчика ОАО «Славянка», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом (л.д.131), отзыв на исковые требования не представил.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Красноярском крае о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.131), в суд не явился, в представленном отзыве указал, что спорное жилое помещение в реестре федерального имущества не учитывается. Спорный объект недвижимого имущества закреплен на вещном праве за ФГУ «СибТУИО» Министерства обороны РФ и учитывается в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае. Поскольку спорная квартира является служебным жилым помещением, полагает, что данная квартира приватизации не подлежит( л.д. 61).
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 131), в суд не явился, отзыва по иску не представил.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Забайкальском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 131). Отзыва по иску не представил.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. Уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела( л.д. 133), в суд не явился.
Представитель третьего лица ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела( л.д. 131), в судебное заседание не явился, сообщил, что квартира по адресу: Ачинский район не закреплено на праве оперативного управления за учреждением (л.д. 114).
Третьи лица Голева (Надеина) О.В., Надеин О.В., уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела ( л.д. 133), в суд не явились, просили дело рассмотреть без их участия, против исковых требований не возражали ( л.д. 116, 117).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами.
Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Как следует из материалов дела, истец Надеин В.Г. состоял в трудовых отношениях с войсковой частью №74008 с 20 апреля 1981 года по 04.01.2002 года( л.д. 12-13). Истец Надеина Л.В. работала в указанной войсковой части в период с 12 мая 1982 года по 27.11.2001 года ( л.д. 14-15).
На основании ходатайства жилищной комиссии в 1982 году Надеину В.Г. и членам его семьи супруге Надеиной Л.В. и детям Надеину О.В., Надеиной О.В. была предоставлена для проживания квартира по адресу: Ачинский район. Истцы вселились в спорную квартиру, приняли на себя все обязанности нанимателей жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивали коммунальные платежи.
Указанное обстоятельство подтвердила в судебном заседании свидетель Дорохина З.Я., которая пояснила, что истцов знает с 1985 года, они постоянно проживали в спорной квартиры, претензий по их проживанию в ним никто не предъявлял.
Согласно финансово – лицевому счету и выписке их похозяйственной книги, представленным ОАО «Славянка» истцы проживают и зарегистрированы в спорной квартире с 1982 года( л.д. 10-11).
Также истцами в материалы дела представлен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда РФ, заключенный между Надеиным В.Г. и Красноярской КЭЧ войсковой частью 74008 от 09 января 2004 года №54, согласно которому, Надеину В.Г. и членам его семьи предоставлена спорная квартира( л.д. 7-8).
Также истцом Надеиным В.Г. и Красноярским филиалом ОАО «Славянка» заключен договор по организации технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг квартиры Ачинского района.( л.д. 5-6).
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 ", согласно которым, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления заявление и документы, перечень которых содержится в п.13 Правил. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Как следует из справки Администрации Ачинского района, до 2003 г. д.Каменка именовалась военным городском Ачинск-13, который входил в состав муниципального образования г.Ачинск (л.д.138) и соответственно до указанного времени жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке.
После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается ответом Администрации Ачинского района.
Согласно сообщения ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае квартира, расположенная по адресу: Ачинский район закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (л.д.61).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Ачинского района, спорная квартира в реестре объектов муниципальной собственности отсутствует (л.д.16).
Жилое помещение, расположенное по адресу: Ачинский район состоит на кадастровом учете под номером, имеет общую площадь 48, 7кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения (л.д. 9).
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры истцам Надеину В.Г. и Надеиной Л.В. указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В материалы дела стороной ответчиков не представлено доказательств в подтверждение того, что занимаемая истцом спорная решением органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, была включена состав специализированного жилищного фонда.
Поскольку доказательств о наличии статуса служебного жилого помещения в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу, что истцы проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
До 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
Право на приватизацию жилого помещения Надеиным В.Г. и Надеиной Л.В. ранее не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.17, 20).
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.
Доводы представителя ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о пропуске истцами исковой давности по заявленным требованиям являются не обоснованными.
С учетом установленных обстоятельств, суд проходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Надеина В.Г. и Надеиной Л.В. о признании за ними права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Надеина В.Г. и Надеину Л.В. проживающими на условиях социального найма в квартире Ачинского района Красноярского края.
Признать за Надеиным В.Г. и Надеиной Л.В. право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 доли за каждым на квартиру Ачинского района Красноярского края, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Кушнарева Г.Ю.