24RS0002-01-2021-006079-54
Дело № 12-569/2021
РЕШЕНИЕ
г. Ачинск, ул. Назарова, 28 «Б» 14 декабря 2021 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,
с участием защитника Витюговой Н.А., действующей на основании доверенности от 08.11.2019 сроком действия по 11.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица – Акционерного общества «РУСАЛ Ачинск» Витюговой Н.А. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Красноярскому краю, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Спорыхиной Т.А. от 25 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «РУСАЛ Ачинск»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Красноярскому краю - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Спорыхиной Т.А. от 25 августа 2021 года № 0904-82Пл-А-045-0421/10 АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» (далее – АО «РУСАЛ Ачинск») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, по факту выявленных в ходе проведенной плановой выездной проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в период с 20.04.2021 по 25.05.2021 фактов ненадлежащего ведения АО «РУСАЛ Ачинск» учета в области обращения с отходами производства, выразившихся в отсутствии документов, подтверждающих факт передачи АО «РУСАЛ Ачинск» следующих отходов: отходы выщелачивания нефелиновых руд при производстве глинозема (код ФККО 3 55 221 21 49 5), вскрышные породы в смеси практически неопасные (код 3 55 221 21 49 5) сторонним организациям в 2020 году: ООО «Георесурс», ООО «СибТрансАвто», ООО «ИСО», в 1 квартале 2021 года: ООО «ИСО», чем нарушены требования п. 3 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Защитник юридического лица – АО «РУСАЛ Ачинск» Витюгова Н.А., не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой в Ачинский городской суд, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении сотрудникам Росприроднадзора были представлены все документы, подтверждающие факты передачи отходов сторонним организациям, и ведения соответствующего учета на предприятии, в связи с чем, в действиях АО «РУСАЛ Ачинск» отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании защитник АО «РУСАЛ Ачинск» по доверенности Витюгова Н.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, полагала, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Кроме того, пояснила суду, что аналогичное нарушение вменялось должностному лицу – специалисту по обращению с отходами отдела экологии управления комбината АО «РУСАЛ Ачинск» Кочеткову Р.В., однако юрисдикционным органом принято решение об отсутствии в его действиях состава правонарушения.
Представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенный о судебном заседании, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы при имеющейся явке.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок учета в области обращения с отходами на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, был установлен приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (вступившим в законную силу с 01.01.2021), согласно которому учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом (п. 3).
Учету в области обращения с отходами подлежат (п. 4):
все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;
все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования (п.п. 15,16).
Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Красноярскому краю - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Спорыхиной Т.А. от 25 августа 2021 года № 0904-82Пл-А-045-0421/10 установлен факт ненадлежащего ведения АО «РУСАЛ Ачинск» учета в области обращения с отходами производства, выразившихся в отсутствии документов, подтверждающих факт передачи АО «РУСАЛ Ачинск» следующих отходов: отходы выщелачивания нефелиновых руд при производстве глинозема (код ФККО 3 55 221 21 49 5), вскрышные породы в смеси практически неопасные (код 3 55 221 21 49 5) сторонним организациям в 2020 году: ООО «Георесурс», ООО «СибТрансАвто», ООО «ИСО», в 1 квартале 2021 года: ООО «ИСО», чем нарушены требования п. 3 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
В судебном заседании защитником юридического лица – АО «РУСАЛ Ачинск» Витюговой Н.А. в обоснование своей позиции представлены договоры, заключенные АО «РУСАЛ Ачинск» с ООО «Георесурс» (от 24.04.2020 № ИсоА-Дог2020-0272 (РА-Д-20-405)), ООО «СибТрансАвто» (от 27.07.2020 № ИсоА-Дог2020/0471 (РА-Д-20-526)), ООО «ИСО» (от 01.03.2019 № РА-Д-19-205 (ИсоА-ДОГ-2019/0085)), копии актов приемки выполненных работ, накладных, свидетельствующие о передаче указанным организациям в 2020 году и 1 квартале 2021 года отходов производства (шлам нефелиновый (белитовый), порода вскрышная).
Судом не усматривается оснований ставить под сомнение достоверность сведений, отраженных в представленных документах.
Согласно позиции защитника Витюговой Н.А., копии указанных документов направлялись в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора при рассмотрении дела об административном правонарушении как в отношении юридического лица - АО «РУСАЛ Ачинск», так и в отношении должностного лица - специалиста по обращению с отходами отдела экологии управления комбината АО «РУСАЛ Ачинск» Кочеткова Р.В., при этом, в отношении последнего юрисдикционным органом принято решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.
Согласно копии постановления от 15.10.2021 № 0904-82Пл-А-045-0421/38, в ходе рассмотрения административного материала Кочетковым Р.В. представлены (в числе прочих) договоры с приложенными товарными накладными за 2020 год: ООО «Георесурс», ООО «СибТрансАвто», ООО «ИСО»; и за 1 квартал 2021 года: ООО «ИСО», подтверждающие факт передачи АО «РУСАЛ Ачинск» отходов сторонним организациям, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Кочеткова Р.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих в достаточной мере о ненадлежащем исполнении АО «РУСАЛ Ачинск» обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства в 2020 году – 1 квартале 2021 года, опровергающих позицию защитника, свидетельствующих о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих неполноту производимого АО «РУСАЛ Ачинск» учета в области обращения с отходами производства в части объемов передаваемых сторонним организациям (ООО «Георесурс», ООО «СибТрансАвто», ООО «ИСО») отходов, материалы дела также не содержат.
В связи с чем, неустранимые сомнения в виновности АО «РУСАЛ Ачинск» судом толкуются в пользу указанного юридического лица.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Красноярскому краю - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Спорыхиной Т.А. от 25 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «РУСАЛ Ачинск», подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Красноярскому краю - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Спорыхиной Т.А. от 25 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО «РУСАЛ Ачинск» - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-суточный срок со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или протеста через Ачинский городской суд.
Судья С.Г. Насонов