Дело № 12-4245/20
РЕШЕНИЕ
адрес 02 октября 2020 года
Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу фио на постановление мирового судьи судебного участка №55 района Теплый Стан г. Москвы от 01 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица
наименование организации, юридический адресу: адрес, помещение II, ИНН ххххх, КПП хххх, ОГРН ххххх, дата регистрации юридического лица: 11.02.2011 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 50 района Черемушки г. Москвы от 01 сентября 2020 года заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Согласно данному постановлению, что 05 июня 2020 года заместителем военного прокурора Брянского гарнизона фио вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении наименование организации, согласно которому, наименование организации, привлекло к трудовой деятельности на условиях трудового договора фио, ранее замещающую должность, включенную в перечень, установленными нормативно-правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно наименование организации приняло на работу в качестве помощника начальника юридического отдела с 10 августа 2016 года фио, ранее занимавшую должность помощника начальника юридического отделения в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области», которая входит в Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не выполнив при этом обязанности по сообщению в 10-тидневный срок Военный комиссариат Орловской области о трудоустройстве фио, являющейся бывшей государственной служащей.
На указанное постановление представителем наименование организации подана жалоба, в которой он просит постановление мирового судьи отменить по тем основаниям, что в действиях наименование организации отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как она не занимала в Военном комиссариате Орловской области государственную или муниципальную должность, работала на основании трудового договора, а не служебного контракта, чины не присваивались, при этом при трудоустройстве в наименование организации она предоставила трудовую книжку, в которой запись о том, что ранее она занимала должность, отнесенную к должностям государственной службы отсутствовала, в связи с чем у работодателя не имелось обязанности сообщать информацию о заключении трудового договора с ней по последнему месту ее работы. Кроме того, из разъяснений, изложенных в п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017 г. №46, следует, что на работодателя, заключающего трудовой договор с бывшим государственным служащим, не возлагается обязанность самостоятельно устанавливать сведения о ранее занимаемой им должности. При этом, разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017 г. №46, не могут учитываться при рассмотрении настоящего дела, поскольку действия по ее увольнению и трудоустройству происходили в 2016 году, а указанное Постановление, было принято только в 2017 году, наименование организации не могло с ними ознакомиться и применить.
Представители наименование организации - фио, фио в судебное заседание апелляционной инстанции явились, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Должностное лицо – заместитель военного прокурора Брянского гарнизона в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела 05 июня 2020 года заместителем военного прокурора Брянского гарнизона фио вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении наименование организации, согласно которому, наименование организации, привлекло к трудовой деятельности на условиях трудового договора фио, ранее замещающую должность, включенную в перечень, установленными нормативно-правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно наименование организации приняло на работу в качестве помощника начальника юридического отдела с 10 августа 2016 года фио, ранее занимавшую должность помощника начальника юридического отделения в ФКУ «Военный комиссариат Орловской области», которая входит в Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не выполнив при этом обязанности по сообщению в 10-тидневный срок Военный комиссариат Орловской области о трудоустройстве фио, являющейся бывшей государственной служащей.
Указанные обстоятельства и вина наименование организации в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами:
- постановлением заместителя военного прокурора Брянского гарнизона фио о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 июня 2020 года, согласно которому наименование организации в нарушение требований ФЗ "О противодействии коррупции" не сообщило в десятидневный срок о заключении трудового договора с фио, работавшей в Военном комиссариате Орловской области до 21.07.2016 года в должности помощника начальника юридического отделения (л.д. 1-4);
- трудовым договором N 17/16 от 10.08.2016 года заключенным между наименование организации и фио (л.д. 52-58);
- копией трудовой книжки фио, согласно которой фио 21.07.2016 года была уволена с работы в Военном комиссариате Орловской области (59-61);
- приказом N 73/л от 10.08.2016 года о приеме работника на работу, из которого следует, что фио принята на работу в наименование организации на должность помощника начальника юридического отдела (л.д. 51);
- выпиской из приказа военного комиссара Орловской области № 128 от 15.07.2015 года, согласно которой фио принята на работу в Военный комиссариат Орловской области на вакантную должность помощника начальника юридического отделения (л.д. 14);
- выпиской из приказа № 132 от 21.07.2016 года, из которой следует, что фио уволена по собственному желанию из Военного комиссариата Орловской области с должности помощника начальника юридического отделения (л.д. 16);
- трудовым договором №247 от 15 июля 2015 года, заключенным между фио и Военным комиссариатом Орловской области в лице военного комиссариата области;
- должностной инструкцией работников юридического отделения Орловской области;
- копиями Устава, свидетельства о регистрации юридического лица наименование организации, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и иными документами юридического лица.
Объективная сторона ст. 19.29 КоАП РФ выражается в привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. За привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082 Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
В силу п.5 данного Указа Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года №1609 утверждено Положение о военных комиссариатах, из содержания п. 9 которого следует, что в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
В соответствии с п. 12 данного Положения наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания военных комиссариатов определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. №557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 2 данного указа определено, что руководителям федеральных государственных органов необходимо утвердить в соответствии с разделом III Указа, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №175, действовавшим на момент совершения правонарушения, утвержден Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Разделом III данного Перечня предусматриваются должности работников, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. В п. 10 указанного раздела значится должность помощника начальника отдела (отделения).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" определенно, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. №46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, при рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 19.29 КоАП РФ следует учитывать, что предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы. При заключении гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) работодатель обязан направить соответствующее сообщение, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей.
В п.3 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №46 разъясняется, что под Перечнем следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
Мировым судьей дана правильная юридическая оценка доказательствам, всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. С данной оценкой соглашается суд апелляционной инстанции.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления мирового судьи, изложенные в жалобе доводы основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Так, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона о противодействии коррупции, статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 1, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
Указанный вывод подтвержден изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" позицией о том, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, имеющие определенную компетенцию и внутреннее строение (структуру) и обладающие властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При этом в полномочия государственного учреждения входит исполнение управленческих функций, вместе с тем оно (в отличие от государственного органа) не обладает государственно-властными полномочиями, наличие которых является важнейшей чертой, определяющей признак государственных органов, отличающий их от общественных организаций, а также от государственных учреждений и предприятий.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ст.19.29 КоАП РФ, назначено заявителю. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №55 района Теплый Стан г. Москвы от 01 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении наименование организации – оставить без изменения, жалобу представителя наименование организации – без удовлетворения.
Судья С.А. Кузнецова