Решение по делу № 2-2946/2010 ~ М-2918/2010 от 06.07.2010

4164.html

Дело № 2-2946/2010 17 августа 2010 года

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску С.Л.Ю. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 70» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

установил:

С.Л.Ю. обратилась в суд с иском к департаменту образования мэрии г. Архангельска о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование заявленных требований указала, что работает ... в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70», деятельность которого финансируется департаментом образования мэрии г. Архангельска. Полагает, что ей неправильно начисляется заработная плата, т.к с учетом районного коэффициента и северной надбавки при применении размера минимальной оплаты труда, установленного для Архангельской области, ее заработная плата не должна составлять меньше .... Таким образом, за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года перед ней образовалась задолженность в размере .... Кроме того, просила также взыскать компенсацию морального вреда в размере ...

Представитель ответчика - департамента образования мэрии г. Архангельска Е.О.Н. в предварительном судебном заседании с иском не согласилась, указав, что департамент не может являться надлежащим ответчиком по делу, т.к. истец в трудовых правоотношениях состоит с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70».

По заявлению истца определением суда в предварительном судебном заседании произведена замена ответчика с департамента образования мэрии г. Архангельска на муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 70».

В судебное заседание Дата обезличена года истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте его проведения, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивала.

В судебном заседании Дата обезличена года представитель ответчика - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70» Н.Э.Ю. с иском не согласилась, указав, что заработная плата истцу, как и остальным работникам, начислялась в соответствии с нормами действующего законодательства, какой-либо задолженности перед ней не имеется.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно положениям статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как следует из представленных ответчиком документов, согласно трудовому договору Номер обезличен от Дата обезличена года С.Л.Ю. принята на должность ... с Дата обезличена года. Пунктом 3.3. трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере ..., районный коэффициент 20% к должностному окладу, надбавка к должностному окладу за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в размере 50%, материальная помощь в соответствии с законом РФ «Об образовании», другие вознаграждения (выплаты), предусмотренные локальными нормативными актами ДОУ.

Ранее истец также состояла в трудовых отношениях с данным образовательным учреждением в той же должности, что сторонами не оспаривается.

Относительно доводов истца в части незаконности включения всех составляющих заработной платы для исчисления размера доплаты до минимальной заработной платы, установленной в Архангельской области, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Соглашению о минимальной заработной плате в Архангельской области устанавливается размер минимальной заработной платы в сумме 5329 рублей в месяц для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности).

В соответствии с п. 3 вышеуказанного Соглашения в размер минимальной заработной платы в Архангельской области включаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением мэра г. Архангельска от 19 марта 2009 года № 117 утвержден Порядок начисления ежемесячной доплаты работникам муниципальных бюджетных учреждений, согласно которому ежемесячная доплата к заработной плате работников муниципальных бюджетных учреждений производится в случае, если начисленная месячная заработная плата ниже установленного размера минимальной заработной платы в Архангельской области.

Месячная заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), выплачиваемые за счет средств городского бюджета, а также внебюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Ежемесячная доплата устанавливается в абсолютной величине к начисленной заработной плате.

Размер ежемесячной доплаты к заработной плате устанавливается пропорционально отработанному времени и включается для расчета среднего заработка.

В случае, если заработная плата начислена из нескольких источников (средства городского бюджета, а также внебюджетные средства и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), выплата ежемесячной доплаты осуществляется по удельному весу источников начисленной заработной платы.

Основная цель регионального соглашения об установлении минимальной заработной платы в субъекте - гарантирование минимального размера заработной платы, т.е. указанная доплата направлена на осуществление социальной защиты для наименее оплачиваемой категории работников при условии того, что их заработная плата за фактически отработанное время составляет сумму менее установленного размера.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.06.2008 № 91-Ф) «О минимальном размере оплаты труда» на территории Российской Федерации с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер заработной платы в сумме 4 330 руб. в месяц.

Согласно ч.ч. 3, 4, 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Понятие заработной платы содержится в ст. 129 Трудового кодекса РФ. Согласно названной норме заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года №90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ в редакции ФЗ от 30 июня 2006 года №90-ФЗ).

Приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 Трудового кодекса РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть четвертую ст. 133 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Из этого следует, что сама по себе отмена нормы части четвертой ст. 133 Трудового кодекса РФ не предполагала снижение размера заработной платы работников и не была направлена на умаление их права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абз. 7 ст. 2 Трудового кодекса РФ).

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из представленных расчетных листков, штатного расписания, карточки-справки, справки о доходах физического лица за 2009 и 2010 год, истцу работодателем производилась доплата до установленного на территории Архангельской области минимального размера оплаты труда пропорционально фактически отработанному времени и фактический размер оплаты труда превышал как российский, так и установленный для Архангельской области минимальный размер оплаты труда.

Следовательно, суждение истца о том, что размер минимальной оплаты труда в Архангельской области должен составлять 7361 рубль 00 копеек вступает в противоречие с вышеназванными нормами закона и установленными обстоятельствами дела, поскольку федеральное законодательство допускает установление размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок, как составных частей заработной платы меньше минимального размера оплаты труда. Следовательно, их размеры для отдельных категорий работников могут быть установлены в границах ниже минимального размера оплаты труда, при условии, что заработная плата работников, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела судом не установлено каких-либо нарушений со стороны работодателя при начислении и выплате заработной платы истцу, оснований для удовлетворения ее требований о взыскании задолженности по заработной плате судом не усматривается.

Поскольку не усматривается оснований для удовлетворения иска в части взыскания задолженности по заработной плате, не имеется их и для компенсации морального вреда как требования, производного от основного.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска С.Л.Ю. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 70» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Г.В. Гулева

мотивированное решение изготовлено 23 августа 2010 года

2-2946/2010 ~ М-2918/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенова Л.Ю.
Ответчики
Департамент образования мэрии
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 70"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Гулева Г.В.
06.07.2010[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2010[И] Передача материалов судье
07.07.2010[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2010[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2010[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2010[И] Предварительное судебное заседание
17.08.2010[И] Судебное заседание
23.08.2010[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2010[И] Дело передано в архив
08.09.2010[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее