Судья Шестаков А.В.
Дело № 7-1008/22
РЕШЕНИЕ
25 января 2022 года г. Москва
Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «СОВА» фио, поданную на постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 20 октября 2021 года, которым ООО «СОВА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
31 августа 2021 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Зеленаградском АО (далее Управление Роспотребнадзора по Зеленоградскому АО) в отношении ООО «СОВА» (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Зеленоградский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, законный представитель Общества фио просит об отмене судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе неверную квалификацию действий Общества.
Законный представитель ООО «СОВА» фио в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав законного представителя фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", которыми установлены требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 1.1 СП 3.1.3597-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15, данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (далее СанПиН 2.3\2.43590-20).
В соответствии с п. 2.18 СанПиН 2.3\2.43590-20 все помещения, предназначенные для организации общественного питания, должны подвергаться уборке. В производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования.
Также Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (МР 3.1/2.3.6.0190-20), согласно которым указанным организациям рекомендовано обеспечить не менее пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток; организовать централизованный сбор использованных одноразовых масок.
Как следует из материалов дела 27 августа 2021 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Зеленоградскому АО выявлено несоблюдение ООО «СОВА», расположенном по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, проезд Салкинский, д. 12, подвал, комн. 4, оказывающим услуги общественного питания населению вышеперечисленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- на предприятии не обеспечивается надлежащее проведение «входного фильтра», предусматривающего своевременное выявление в коллективе лиц с признаками инфекционных заболеваний, в том числе проведение термометрии работников по приходу и уходу с рабочей смены, уточнением состояния здоровья работника; не представлены сведения (журнал или иной документ), подтверждающий проведение термометрии сотрудников, сведения о состоянии здоровья (наличие\отсутствие признаков респираторного заболевания);
-сотрудники предприятия находятся на рабочих местах без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски);
- на предприятии не проводятся и не организован дезинфекционный режим, дезинфицирующие средства отсутствуют, 5-дневый запас дезинфицирующих средств не обеспечен, не представлены сведения (журналы или иные документы), подтверждающие проведение дезинфекции поверхностей ручек, барных стоек, туалетных комнат и пр., не проведена очистка и дезинфекция систем вентиляции;
- на входе в предприятие и места для мытья рук, в том числе туалетные комнаты, не оборудованы кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками для обработки рук;
- не организован централизованный сбор использованных средств индивидуальной защиты.
Указанные действия ООО «СОВА» квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра; обращением фио; видеозаписью; иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств правильно установил все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделал обоснованный вывод о доказанности вины ООО «СОВА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Приведенный в жалобе довод о неверной квалификации действий Общества по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку нарушения выявлены после прекращения режима чрезвычайной ситуации, не может быть признан состоятельным.
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 , подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принят Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Данный Указ не отменен и действует по настоящее время.
С учетом указанного выше, действия Общества, допустившего нарушения санитарно-эпидемиологических требований в период действия режима повышенной готовности правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Оснований для их переквалификации на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «СОВА» в пределах санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ООО «СОВА» к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «СОВА» оставить без изменения, жалобу законного представителя фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина