№2-3079(2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
с участием представителя истца Воронцова Т.Н.,
представителя ответчика Юршевич Р.В.,
при секретаре Ивановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Сибирина В. А. к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании решения незаконным, взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах инвалида Сибирина В.А. к ГУ – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 8 (далее КРО ФСС РФ) о признании решения незаконным, взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, мотивируя свои требования тем, что Сибирин В.А. является <данные изъяты> и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР) ему рекомендован <данные изъяты>. 23.04.2018 г. Сибириным В.А. были приобретены указанные аппараты в количестве 2 штук общей стоимостью 318 000 руб. Для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные аппараты Сибирин В.А. обратился к ответчику с заявлением, по которому ему на основании решения Филиала № 8 от 30.05.2018 г. выплачено 89 745,32 руб., т.е. понесенные расходы возмещены частично. При этом при расчете суммы компенсации ответчиком принят во внимание контракт, заключенный ГУ – Нижегородским региональным отделением ФСС РФ 24.10.2017 г. Между тем, последней осуществленной ответчиком КРО ФСС РФ закупкой <данные изъяты> являлся контракт, заключенный 09.03.2016 г. на сумму 278 966 руб. Полагает, что решение ответчика о возмещении Сибирину В.А. расходов на приобретение аппаратов в указанном размере противоречит ст. 11 ФЗ 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положениям Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», согласно которым при расчете размера компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации необходимо в первую очередь учитывать результаты последней по времени проведенной закупки ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, и лишь в случае ее не проведения либо если таковая не состоялась, возможно учитывать результаты таковых в Сибирском федеральном округе, а в случае их отсутствия в округе – в пределах Российской Федерации. В связи с этим просит признать решение филиала № 8 КРО ФСС РФ от 30.05.2018 г. № 69 незаконным, взыскать в пользу Сибирина В.А. недополученную им компенсацию в сумме 189 220,68 руб. исходя из разницы между стоимостью аппаратов по последнему заключенному КРО ФСС РФ контракту и выплаченной суммой компенсации.
В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Воронцов Т.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что сведения о заключении КРО ФСС РФ в 2016 г. контракта на приобретение <данные изъяты> получены прокурором из открытых источников, в том числе данных официального сайта РФ для госзакупок.
Истец Сибирин В.А., надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, в зал суда не явился, в имеющемся заявлении требования Ачинского межрайонного прокурора поддерживает, дело просит рассмотреть в его отсутствие (л.д. 7).
Представитель ответчика Юршевич Р.В., действующая на основании доверенности от 01.01.2017 г., по исковым требованиям возражала, полагая, что принятое филиалом № 8 КРО ФСС РФ решение о выплате Сибирину В.А. компенсации за приобретенные средства реабилитации является обоснованным, поскольку размер компенсации был исчислен из цен, имевших место в 2017 г., так как в 2017-2018 г.г. Красноярским региональным отделением закупка <данные изъяты> не осуществлялась. При этом представитель считала, что использование для компенсации цен более ранних годов не будет отражать реальную стоимость изделия, которая может претерпевать изменения, в связи с чем применение актуальных цен, приближенных ко времени приобретения инвалидом средства реабилитации, направлено на исполнение требований действующего законодательства.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Сибирина В.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Пунктом 4 названного Порядка предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Сибирин В.А. является <данные изъяты>.
В отношении Сибирина В.А. разработана индивидуальная программа реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой Сибирин В.А. ежегодно нуждается в <данные изъяты> в количестве 2 единиц (л.д.10-11).
23.04.2018 Сибириным В.А. у <данные изъяты> приобретен <данные изъяты> в количестве 2 единиц на общую сумму 318 000, 00 рублей (л.д. 15-18).
07.05.2018 Сибирин В.А. обратился в филиал № 8 КРО ФСС РФ с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные <данные изъяты>, представив товарный чек на приобретенные изделия (л.д. 12).
Решением филиала № 8 ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 30.05.2018 за № 69 Сибирину В.А. частично компенсировано 89 745 рублей 32 копейки (л.д. 20).
При этом, при расчете компенсации взят государственный контракт от 24.10.2017, заключенный между Государственным учреждением – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ЗАО «Волго-Вятским Центром Протезирования и ортопедии».
Между тем, суд полагает возможным согласиться с доводами Ачинского межрайонного прокурора о том, что примененный ответчиком метод расчета подлежащей выплате Сибирину В.А. компенсации противоречит п. 4 «Порядку выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», который не содержит указания на временной период, подлежащий учету при определении последней осуществленной конкретным органом закупки технического средства реабилитации либо ограничений такового периода предшествующим финансовым годом.
В данном случае КРО ФСС РФ ранее осуществлялась закупка <данные изъяты>, в частности ответчиком 09.03.2016 г. был заключен контракт с ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» на обеспечение ортопедическими аппаратами со стоимостью 2 единиц в 278 966 руб., а потому суд полагает, что стоимость состоявшегося контракта была обязательна к применению ответчиком при рассмотрении заявления Сибирина В.А., несмотря на отсутствие соответствующих контрактов в текущем и предыдущем календарном годах.
Иное толкование данной нормы не отвечает целям социальной защиты инвалидов, направленной на государственное обеспечение инвалидам условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности и создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение филиала № 8 Государственному учреждению – КРО ФСС РФ № 69 от 30 мая 2018 года о предоставлении государственной услуги о выплате компенсации расходов Сибирину В.А. в части размера компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации является незаконным, в связи с чем требования Ачинского межрайонного прокурора необходимо удовлетворить, взыскав с ГУ – Красноярское региональное отделение ФСС РФ в пользу Сибирина В.А. недополученную им сумму компенсации за приобретенное средство реабилитации в размере 189 220,68 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение филиала № 8 Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации № 69 от 30 мая 2018 года о предоставлении государственной услуги о выплате компенсации расходов Сибирину В. А. в части размера компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации.
Взыскать с Государственного учреждения – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Сибирина В. А. 189 220 (сто восемьдесят девять тысяч двести двадцать) рублей 68 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина