Дело №2-560/2015
решение в мотивированном виде
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2015 год <адрес>
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В.Луханиной
при секретаре Е.Г.Непомнящих,
с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Я.Л. Горлановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Булавина А.Г. к Министерству финансов Российской Федерации, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алейский», Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, Отделению Федерального казначейства по городу Алейску Алтайского края, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Булавин А.Г. обратился в суд с иском к Минфину РФ о взыскании компенсации морального вреда указывая на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он безвыездно в течение 4х месяцев содержался в ИВС <адрес> Алтайского края в условиях, унижающих человеческое достоинство и причиняющих физическое и нравственное страдание. В ИВС <адрес> существенно нарушались его права и свободы, установленные Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьями 2, 17, 18, 21 Конституции РФ, а также статьей 3 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод.
Так, в камере, где он содержался было слишком мало личного пространства, нормы санитарной площади (4 кв.м.) не соблюдались. Недостаточное естественное и искусственное освещение, так как лампочка находилась в проеме стены, а в окне размером 50 см х 70 см были установлены жалюзи, что препятствовало проникновению солнечного света. Нормы приватности не соблюдались, справлять естественные нужды приходилось на виду у сокамерников, чувствуя себя униженным. Система принудительной вентиляции воздуха в ИВС отсутствует. Прогулка была не более 5 минут. Пол был бетонный, а стены сделаны под «шубу». Также отсутствовал стол для приема пищи. Раковины не было. Умываться приходилось в расположении сан.узла, так как кран находился над ним. В ИВС отсутствовал душ и он длительное время (4 месяца) не мылся, что вызывало у него чувство дискомфорта и тревоги за свое здоровье. Полагает, что таким образом он содержался в условиях, унижающих человеческое достоинство и причиняющих физические и нравственные страдания.
Просит возложить на ответчика обязанность выплатить ему компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей за счет средств Казны РФ.
В ходе судебного разбирательства определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: МО МВД России «Алейский», Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, Отделение Федерального казначейства по городу Алейску Алтайского края, ГУ МВД России по Алтайскому краю, а также прокурор Алтайского края.
Истец Булавин А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, находится в ФКУ СИЗО № <адрес>. В определении о принятии искового заявления, о подготовке и назначении дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ суд разъяснил истцу право на ведение дела в суде через представителей на основании статьи 48 ГПК РФ, поскольку действующее гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает этапирование лиц, содержащихся под стражей и находящихся в местах лишения свободы для участия в судебном заседании (закон также не предусматривает этапирование лиц, заявленных в качестве представителей, содержащихся под стражей).
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика МО МВД России «Алейский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, в возражении на иск просят в удовлетворении заявленных требований Булавину А.Г. отказать в полном объеме, поскольку каких-либо доказательств истцом в их обоснование не представлено.
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Винокуров И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в отзыве на иск просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований Булавину А.Г. отказать в полном объеме со ссылкой на их недоказанность. Полагает, что Министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю не могут являться надлежащими ответчиками по данному делу, надлежащим ответчиком от имени Российской Федерации должно выступать Министерство внутренних дел РФ.
Представители ответчиков Отделения Федерального казначейства по городу Алейску Алтайского края, ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Учитывая мнение помощника Алейского межрайонного прокурора, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивишихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника Алейского межрайонного прокурора Горлановой Я.Л., суд приходит к следующему.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность по статье 1069 ГК РФ наступает на общих основаниях, предусмотренных статьей 1064 ГК РФ, но при наличии оговоренных в ней специальных условий.
Булавин А.Г. обратился в суд с иском о возмещении морального вреда указывая на то, что в период нахождения его в ИВС <адрес> Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГх он содержался в условиях, не отвечающих санитарным требованиям, количество квадратных метров на человека не соответствовало стандарту, естественное и искусственное освещение были недостаточны, вентиляция отсутствовала, прогулка проводилась не более 5 минут, также в камере отсутствовали стол для приема пищи и раковина, в ИВС не было душа. Условия его содержания в ИВС причинили ему нравственные и физические страдания.
В соответствии со статьей 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Согласно статьи 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под нематериальными благами закон (статья 150 ГК РФ) понимает жизнь, здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейная тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Истцом для взыскания компенсации морального вреда должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие причиненного вреда, противоправное поведение причинителя вреда, его вину, причинную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, со стороны истца в нарушение указанных положений статьи ГПК РФ каких-либо доказательств в подтверждение изложенных в исковом заявлении доводов суду не представлено.
В пункте 1 Постановления от 20 декабря 1994 года № 10 Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что суду необходимо по каждому делу выяснять, чем подтверждается факт причинения физических и нравственных страданий, какие именно нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, причинную связь между незаконными действиями и наступившими негативными последствиями (если таковые имелись) и др.
В иске Булавин А.Г. указывает на то, что он содержался в ИВС <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако документов, подтверждающих данный факт суду не представлено.
Журнал учета лиц, содержащихся в ИВС, и Журнал содержащихся по камерно в МО МВД России «Алейский» уничтожены по истечении срока хранения.
Также истец ссылется на то, что в период его содержания в ИВС в камере отсутствовали раковина, вентиляция, стол для приема пищи, прогулки организовывались не надлежащим образом (не более 5 минут), количество содержащихся в камере лиц не соответствовало санитарным нормам. Однако истцом не представлено никаких доказательств в обоснование указанных доводов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также пунктами 6.40.-6.45. Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26 января 1996 года № 41дсп (далее по тексту – Правила), действующих в период возникновения спорных правоотношений, прогулки в ИВС <адрес> осуществляются ежедневно. На прогулку не выводятся больные, которым прогулка не рекомендована врачом или фельдшером. Вывод на прогулку осуществляется в дневное время по графику. Прогулка может быть отменена или сокращена только по распоряжению начальника ИВС в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, а также в период ликвидации чрезвычайных происшествий (побега, случая самоубийства и т.д.), осложнения обстановки и в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар и т.п.). Подозреваемые и обвиняемые, нарушающие правила поведения во время прогулки, по распоряжению начальника ИВС (в его отсутствие дежурного по ИВС) возвращаются в камеру.
В силу статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» все камеры по возможности обеспечиваются вентиляционным оборудованием. Из указанной нормы следует, что обязанности по обеспечению камер вентиляционным оборудованием законом не предусмотрено.
В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы иска о противоправности действий сотрудников ИВС МО МВД России «Алейский», не установлена причинно-следственная связь между их действиями и наступившими у Булавина А.Г. негативными последствиями (если таковые имелись).
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера и причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, при этом должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Суд отмечает, что Булавин А.Г. содержался в ИВС в ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что подозревался в совершении преступления, следовательно, невозможно достоверно установить, что явилось причиной причинения ему нравственных страданий: возможность привлечения к уголовной ответственности либо содержание в ИВС.
Поскольку настоящий иск подан Булавиным А.Г. только в ДД.ММ.ГГГГ, длительное необращение истца в суд по указанным им основаниям привело к истечению сроков хранения имеющихся в МО МВД России «Алейский» номенклатурных дел, регистрационных журналов за спорный период и их уничтожению, что лишает суд возможности проверить обоснованность доводов истца об условиях его содержания в ИВС и соблюдения санитарно-гигиенических требований при содержании.
В соответствии со статьями 56, 57, 71 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, соответственно на истце лежит обязанность представить доказательства: ухудшения его эмоционального и физического состояния в результате нахождения в ИВС <адрес>; того, что ухудшение его эмоционального и физического состояния явилось прямым следствием содержания в ИВС; обоснования размера подлежащей к возмещению компенсации в возмещение вреда.
Исходя из совокупности представленных доказательств, вышеуказанных норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения по возмещению неимущественного вреда, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Булавиным А.Г. исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.