дело №2-150/2017 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой Р.В.,
с участием помощника прокурора г.Александровска Усаниной Ю.И.,
истца Анкушиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в защиту интересов Анкушиной Веры Сергеевны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
В Александровский городской суд поступило указанное исковое заявление, в котором прокурор г.Александровска, действуя в интересах Анкушиной В.С., просит возложить на ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Анкушиной В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения в муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
В обоснование иска указано, что Анкушина В.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители лишены родительских прав решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Александровского муниципального района за Анкушиной В.С. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление, вместо <адрес> читать <адрес> Постановлением администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, отнесен к категории аварийных и подлежащих сносу. Постановлением главы Яйвинского городского поселения №-а от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>., списано с баланса и исключено из состава муниципальной казны, в настоящее время дом снесен.
Постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Анкушина В.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На настоящий момент Анкушина В.С. жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Анкушина В.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила суду, что её родители лишены родительских прав, она проживала в приемной семье, где находится закрепленное за ней жильё она не помнит. Сейчас она проживает в <адрес> в съемном жилье
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений и пояснений по иску не предоставили.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили возражения на исковое заявление, указав, что Анкушина В.С. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края в соответствии с требованиями Закона, данных о том, что в отношении неё принимался отказ в предоставлении жилого помещения не имеется. Требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилья на территориальное управление некорректны, поскольку они осуществляют формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями и в данном случае должно быть привлечено в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, - Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили, направили ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, в письменных возражениях указали. Что поддерживают позицию Правительства Пермского края, просят рассмотреть дело без участия их представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. ФЗ №15-ФЗ от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года (ред. Закона №147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Александровска обратилась Анкушина В.С. с заявлением о том, что она является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. До настоящего помещения жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушены её права.
Анкушина В.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. До настоящего времени зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанные сведения подтверждаются копией паспорта на имя Анкушиной В.С.
Согласно свидетельству о рождении родителями Анкушиной В.С. являются ФИО4 и ФИО5
Анкушина В.С. была передана в приемную семью ФИО6 на основании постановления Администрации Александровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании приемной семьи ФИО6».
Постановлением главы администрации Александровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ внесены следующие изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ: вместо <адрес> читать <адрес>
Постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Анкушина В.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании постановления главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания».
Постановление главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания», в том числе жилой дом по адресу: <адрес>, вынесено в соответствии с установленными требованиями законодательства РФ, в связи с заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии Яйвинского городского поселения о признании жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ списаны с баланса и исключены из состава муниципальной казны Яйвинского городского поселения имущество, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>.
По информации Александровского отдела Губахинского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» № от ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Анкушиной В.С. на территории г.Александровска и Александровского муниципального района не имеется.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Анкушиной В.С. на объекты недвижимого имущества отсутствует.
До настоящего времени Анкушина В.С. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Анкушина В.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, в установленном порядке поставлена на учёт как нуждающаяся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Анкушиной В.С., суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края № 92-п от 01.03.2013 года «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, территориальные органы Минсоцразвития Пермского края осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.
Обстоятельства, вызвавшие необходимость предоставления жилого помещения Анкушиной В.С., соответствуют условиям предоставления жилья, установленным Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот…» ( в ред. от 14.12.2012 года).
При таких обстоятельствах Анкушина В.С. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Анкушиной В.С. жилого помещения именно на территории субъекта РФ, где она проживает, поскольку в соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края №1194-п от 09.09.2013 года, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона №1939-419 от 29.12.2004 года и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, Анкушина В.С. поставлена на учет как нуждающаяся в жилых помещениях на территории Александровского муниципального района, проживает на территории того же района. Невозможность предоставления жилого помещения по месту ее постановки на учет в Александровском муниципальном районе материалами дела не доказана.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Анкушиной В.С.жилого помещения в границах территории муниципального образования либо территории Пермского края соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Александровска в защиту интересов Анкушиной Веры Сергеевны удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Анкушиной Вере Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границах соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Анкушиной В.С. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Кизела к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова