дело № 2-564/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2013 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Забегаевой Т.В.,
с участием:
истца Фаниной Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фаниной, Фанина, Фанина к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Фанина Н.Д., Фанин И.В., Фанин И.И. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (ФГКУ «Центррегионжилье»), ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (ФГКУ «СибТУИО») о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что 15 октября 2001 года Фаниной Н.Д., в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью 74008, и членам ее семьи: супругу Фанину И.В. и сыну – Фанину И.И., на основании решения жилищной комиссии войсковой части, была предоставлена квартира, расположенная по адресу:, в которую они заселились, зарегистрировались по месту жительства и в которой проживают до настоящего времени, выполняя все обязанности нанимателя и членов его семьи. Заочным решением Ачинского городского суда Красноярского края от 24 января 2011 года Фанина НД., Фанин И.В., Фанин И.И. были признаны проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: на условиях найма специализированного (служебного) жилого помещения с 02 апреля 2002 года. Однако фактически, спорное жилое помещение не имеет статуса служебного, исключено из состава жилищного фонда военных городков закрытого типа. Из-за указанных обстоятельств они лишены возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации. В связи с чем, просят признать за ними право собственности на квартиру в порядке приватизации, за каждым в равных долях (л.д.2).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ачинского района, в качестве третьих лиц на стороне ответчиков - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ТУ Росимущества), агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, войсковая часть 58661-49 (ранее - 74008) (л.д.82).
В судебном заседании истец Фанина Н.Д. поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив суду, что с мая 1981 года до настоящего времени она работает в войсковой части в качестве бухгалтера. На основании решения жилищной комиссии войсковой части в 1981 году ей и ее семье: мужу, сыну и свекрови была предоставлена однокомнатная квартира по адресу:. В июле 1982 года в порядке расширения им была предоставлена двух комнатная квартира по адресу:, а в 2001 году – трехкомнатная квартира по адресу:, в которой она проживает с мужем и сыном до настоящего времени. Свекровь умерла в 2007 году. Никаких документов, подтверждающих законность их вселения в квартиру, им на руки выдано не было. В 2010 году по рекомендации Красноярской КЭЧ они обратились в суд и решением суда были признаны проживающими в спорной квартире на условия служебного найма, Красноярскую КЭЧ суд обязал заключить соответствующий договор. Однако решение суда так и не было исполнено, в связи с реорганизацией учреждений Министерства обороны РФ. Фактически при предоставлении квартиры и в последующем никаких документов о том, что их квартира является служебной, так и не было найдено.
Истцы Фанин И.В., Фанин И.И., надлежащим образом, извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 169-170).
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «СибТУИО», администрации Ачинского района, а также представители третьих лиц на стороне ответчика ТУ Росимущества, агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, войсковой части 58661-49, извещенные о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.146-147), в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке заочного судопроизводства.
Согласно полученным письменным отзывам на исковое заявление, администрация Ачинского района не возражала против заявленных требований, указав, что спорная квартира в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района не значится (л.д.42), ТУ Росимущества не возражало против удовлетворения заявленных требования, при условии предоставления истцом всех доказательств (л.д. 91-92), агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края с требованиями истца не согласно, в связи с тем, что спорное жилое помещение не учтено в реестре государственной собственности Красноярского края, в силу чего агентство не является надлежащим ответчиком по делу (л.д.108).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Фаниной Н.Д., Фанина И.В., Фанина В.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1983 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранились обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу: Красноярский край,, состоящая из трех комнат, общей площадью 49,1 кв.м, в том числе жилой площадью 35.1 кв.м, является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ, до 11 октября 2011 года относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа.
Из материалов дела следует, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от 15 октября 2001 года № 5, вышеуказанная квартира была предоставлена Фаниной Н.Д., в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью 74008, на состав семьи из четырех человек: Фанину Н.Д., ее супруга Фанина И.В., сына Фанина И.И. и свекровь – Ф. Л.В. (л.д.17).
Указанные лица вселились в спорную квартиру, зарегистрировались в ней по месту жительства в 2002 году (л.д. 28).
07 октября 2007 года Ф. Л.В. умерла.
Фанина Н.Д., Фанин И.В., Фанин И.И. проживают в спорной квартире до настоящего времени, выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения и членов его семьи.
Заочным решением Ачинского городского суда Красноярского края от 24 января 2011 года Фанина НД., Фанин И.В., Фанин И.И. были признаны проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: на условиях найма специализированного (служебного) жилого помещения с 02 апреля 2002 года (л.д. 32-33).
Вместе с тем, каких-либо доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Учитывая, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, согласно мотивировочной части решения суда от 24 января 2011 года было установлено, что на момент вынесения решения д.Каменка Ачинского района Красноярского края включена в перечень жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка, что и послужило основанием для принятия решения. Однако уже после вступления данного решения в законную силу Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11 октября 2011 года «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищных фонд военных городков Вооруженных сил Российской Федерации» из Перечня закрытых военных городков исключена д.Каменка Ачинского района.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено в 2001 году Фаниной Н.Д. на основании протокола жилищной комиссии, в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 2002 году статуса служебной, а также о предоставлении Фаниной Н.Д. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения в материалы дела ответчиками не представлено.
Так, как следует из представленных по запросу суда администрацией Ачинского района и администрацией г. Ачинска копий постановлений указанных муниципальных органов, спорная квартира к числу служебных отнесена не была (л.д.150-160, 162-166). Указанное обстоятельство подтверждается также сообщением войсковой части 58661 (ранее – 74008) о том, что спорная квартира не имеет статуса служебного жилого помещения (л.д.128).
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Фаниной Н.Д. и членам ее семьи – супругу Фанину И.В. и сыну Фанину И.И., указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истцы проживают в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как было указано выше, до 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
Право на приватизацию жилого помещения Фаниной Н.Д., Фаниным И.В. и Фаниным И.И. не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д. 25-27, 129-131).
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, суд проходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Фаниной Н.Д., Фанина И.В., Фанина И.И. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фаниной, Фанина, Фанина удовлетворить.
Признать за Фаниной, Фаниным, Фаниным, право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу:, общей площадью 49,1 кв.м, в том числе жилой 35,1 кв.м, за каждым в размере 1/3 доли.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд Красноярского края в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, либо решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Г.А. Киняшова