Решение по делу № 2-1970/2020 ~ М-1581/2020 от 20.05.2020

УИД 24RS0002-01-2020-002308-02

№ 2-1970/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    05 октября 2020 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,

с участием прокурора Занько Н.В.,

представителя истца Кузьминской Л.В.,

ответчика Бойченко Т.С.,

представителя ответчика Янгуловой И.И.,

при секретаре Ивановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю к Бойченко Тарасу Сергеевичу о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

    ГУ Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Бойченко Т.С. о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, мотивируя свои требования тем, что распоряжением Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва от 24.12.2019 года № 07-1026р Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю передано в оперативное управление здание, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно акту ввода в эксплуатацию от 22.12.1994 года в данном здании расположены: пожарное депо на 6 автомобилей, административно-бытовые и жилые помещения. Данные жилые помещения предоставляются сотрудникам пожарной части для временного проживания на период службы в пожарной охране. В соответствии с п. п. 2.6, 2.9 норм пожарной безопасности НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны», утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ от 30.12.1994 № 36, территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарное депо является объектом пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и её технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещения для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану. С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм закона, по мнению истца, жилые помещения, расположенные в здании пожарного депо, являются имуществом государственной противопожарной службы, размещены в жилой зоне на территории пожарного депо и являются служебными с момента постройки в силу закона и не требуют иного закрепления правового статуса, как служебных квартир. В помещении для проживания № 9 состоит на регистрационном учете с 24.06.2005 года Бойченко Т.С., которому прежний балансодержатель - ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» предоставил данное помещение на период службы в пожарной охране на условиях договора найма служебного жилого помещения. 09.01.2008 ответчик был уволен со службы, при этом после увольнения со службы квартиру не освободил, хотя не относится к категории граждан, определенных в ч.2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из служебного помещения без предоставления другого жилья. По этим основаниям Управление полагает, что ответчик утратил право пользования данным помещением, так как не состоит в трудовых отношениях с Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю и здание, в котором располагается спорное жилое помещение, закреплено на праве оперативного управления за новым правообладателем - истцом. Помимо этого, в ходе проведения инвентаризации объектов недвижимости Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю проводилась проверка факта проживания граждан в помещениях при пожарной части, по результатам которой проживание Бойченко Т.С. в квартире не установлено, со слов соседей Бойченко Т.С. в квартире не видели более двух лет, что свидетельствует об отсутствии у ответчика нуждаемости в спорном жилом помещении и его фактическом проживании в ином месте. В этой связи истец просил выселить Бойченко Т.С. из спорного помещения со снятием с регистрационного учета (л.д.2-5).

            Определениями суда от 27.05.2020 и 09.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МО МВД России «Ачинский», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (л.д.1, 109).

    В судебном заседании представитель истца ГУ Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю Кузьминская Л.В., действующая на основании доверенности от 05.02.2020, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ранее в 2008 года ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» обращалось с исковыми требованиями к Бойченко Т.С. о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, однако в удовлетворении требований судом было отказано, поскольку истцом не было представлено доказательств присвоения спорной квартире № 9 статуса служебного жилого помещения. Полагала, что, несмотря на указанное решение суда, спорная квартира является служебным жилым помещением независимо от присвоения ей такового статуса отдельным нормативным актом. Также сообщила суду, что в ходе рассмотрения дела было организовано посещение спорной квартиры, в которой в настоящее время находятся личные вещи и мебель Бойченко Т.С.

Ответчик Бойченко Т.С. и его представитель Янгулова И.И., действующая на основании доверенности от 04.07.2020 (л.д.64), по заявленным исковым требованиям возражали. Бойченко Т.С. дополнительно суду пояснил, что спорное жилое помещение было предоставлено его отчиму в 1993 году, сам он проживал в нем с 2003 г. В последствии с ним как работником пожарной части -15 ГУ «ОГПС-5 МЧС России по Красноярскому краю» в 2005 году был заключен договор найма спорного жилого помещения, при этом на тот момент статуса служебного у него не было. В 2008 году он уволен со службы по собственному желанию, но до настоящего времени продолжает проживать в жилом помещении. Сообщил, что в спорной квартире отсутствует временно в связи с длительными периодами работы в другом городе, производит оплату за жилищно-коммунальные услуги, другого жилого помещения в найме или на праве собственности не имеет.

    Также представитель ответчика Янгулова И.И. полагала, что ранее установленные решением суда от 19.05.2008 обстоятельства, исходя из которых было отказано в выселении Бойченко Т.С., не изменились, при этом по данным ЕГРПН сведения об истце как правообладателе квартиры <адрес> отсутствуют, а потому просила в иске отказать.

Представители третьих лиц МО МВД России «Ачинский», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела (л.д.113), в суд не явились, отзыва либо возражений по заявленным исковым требованиям не представили.

    Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования удовлетворить, суд считает исковые требования ГУ Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно 4.1, ч.2 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Статья 100 ЖК РФ устанавливает, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В соответствии с ч.2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Согласно ч.1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 103 ЖК РФ установлено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

В соответствии со ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <адрес> является государственной собственностью Российской Федерации (л.д.15-16).

Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва от 24.12.2019 № 07-1026р указанное здание передано и закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, соответствующее право отражено в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.9-14, 15-16).

Ранее данный объект имел адрес <адрес> (измененный Постановлением Главы г.Ачинска от 11.01.2008 № 002-П), им на праве оперативного управления владело ГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю».

На основании приказа ГУ «ОГПС -5» от 30.01.2003 № 16 л/с ответчик Бойченко Т.С. был принят по контракту стажером по должности <данные изъяты> в ПЧ-15 ОГПС-5 МЧС России Красноярского края сроком на три года с испытательным сроком три месяца (оборот л.д.85).

По решению жилищно-бытовой комиссии ОГПС-5 на основании рапорта от 28.01.2005 Бойченко Т.С. как сотруднику ПЧ-15 ГУ ОГПС-5 было предоставлено для проживания и пользования служебное жилое помещение - квартира <адрес>.

20.06.2005 года с Бойченко Т.С. был заключен договор найма служебного жилого помещения № 2 (л.д. 139-141).

Согласно п.4.4 настоящий договор прекращает свое действие либо по заявлению нанимателя, либо при увольнении со службы (работы) нанимателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. При увольнении нанимателя со службы (работы), он и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

01.01.2008 на основании приказа ГУ «ОГПС-5» № 1л/с Бойченко Т.С. уволен со службы по собственному желанию (л.д. 79 оборот-80).

При этом до настоящего времени ответчик спорное жилое помещение не освободил, продолжает состоять на регистрационном учете (л.д.37).

Согласно сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска от 26.03.2020 № К-05-30-1134 Бойченко Т.С. в качестве нуждающегося в жилом помещении по условиям договора социального найма при администрации г.Ачинска не состоит (л.д.31).

Оценивая доводы сторон относительно статуса спорного жилого помещения как служебного и прекращения права Бойченко Т.С. на пользование помещением после увольнения со службы, суд считает необходимым исходить из следующего.

Ранее прежний владелец квартиры ГУ «5 отряд ГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» обращалось в суд с исковыми требованиями к ответчику Бойченко Т.С. о выселении из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета и решением Ачинского городского суда от 19.05.2008 в удовлетворении заявленных требований было отказано ввиду того, что ОГПС-5 не было представлено доказательств присвоения в установленном порядке статуса служебного помещения квартире № 9, предоставленной ответчику (л.д.43-44). Данное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.

В свою очередь, Бойченко Т.С. обращался в суд с исковыми требованиями к ГУ «5 отряд ГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании проживающим на условиях социального найма и заключении с ним договора о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в собственность, ссылаясь на обстоятельства, указанные в вышеназванном решении суда от 19.05.2008, полагая установленным и не требующим доказыванию вновь факт отсутствия у спорной квартиры статуса служебной квартиры.

Решением Ачинского городского суда от 02.10.2008 в удовлетворении исковых требований Бойченко Т.С. было отказано, при этом согласно выводам суда доказательств предоставления истцу спорного жилого помещения по договору социального найма с соблюдением требований ст. 42,43 ЖК РСФСР, ст. 57 ЖК РФ не имеется. Судом было установлено, что спорное жилое помещение <адрес>, находится в административном здании пожарного депо с административно-бытовыми и жилыми помещениями пожарной части № 15 ГУ «ОГПС- 5», согласно техническому паспорту административное здание пожарного депо разделено на нежилую и на жилую части, в последней размещаются жилая часть здания пожарного депо (служебные квартиры) (л.д.131-135).

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08.12.2008 решение Ачинского городского суда от 02.10.2008 оставлено без изменения, а кассационная жалоба Бойченко Т.С.- без удовлетворения, поскольку суд согласился с тем, что жилое помещение № 9 в здании пожарного депо в соответствии с действующими правовыми нормами относится к числу служебных, является имуществом пожарной части, имеющим с момента создания строго определенное целевое назначение – обеспечение деятельности противопожарной службы, вследствие чего приватизации не подлежит (л.д.144-146).

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В данном случае суд приходит к выводу, что вступившее в законную силу решение Ачинского городского суда от 02 октября 2008 года, кассационное определение Красноярского краевого суда от 08.12.2008 в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ носят обязательный характер при разрешении настоящего спора в части обстоятельств, определяющий статус спорного жилого помещения как служебного.

При этом, согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 2 статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с переходом прав на основании закона, применяются правила названного кодекса об уступке требования (статьи 388, 390), если иное не установлено данным кодексом, другими законами или не вытекает из существа отношений.

В правоотношениях по пользованию квартирой <адрес> вследствие передачи объекта недвижимости на праве оперативного управления новому владельцу произошла замена стороны, в результате которой к истцу ГУ Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю перешли все права владельца данного помещения, в том числе как ранее определенные судебными актами, так и предусмотренные ст. 301-305 ГК РФ на защиту прав от нарушений со стороны иного лица.

Ссылка Бойченко Т.С. и его представителя на решение Ачинского городского суда от 19.05.2008 представляется несостоятельной, поскольку названное решение принято без участия в качестве представителя собственника органа, осуществляющего управление государственным имуществом РФ, в связи с чем решение не имеет преюдициальной силы и не может быть принято во внимание судом при рассмотрении текущего дела.

Доводы стороны ответчика об отсутствии права государственной собственности и права оперативного управления истца в отношении квартиры <адрес>, правовая судьба которой, по мнению представителя ответчика, не следует судьбе здания в целом, суд находит основанными на неправильном понимании и толковании закона, а также опровергнутыми ранее состоявшимися по спорам с участием Бойченко Т.С. судебными актами.

В силу изложенного, учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику на основании заключенного договора найма служебного жилого помещения, одним из условий которого было освобождение занимаемого помещения в связи с окончанием срока службы ответчика, суд приходит к выводу о том, что право Бойченко Т.С. на проживание в спорном жилом помещении специализированного жилищного фонда прекращено. Оснований, по которым ответчик не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления иных жилых помещений, определенных ч.2 ст.103 ЖК РФ, не имеется, семья ответчика не признана малоимущей, ответчик не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, после увольнения со службы право Бойченко Т.С. на проживание в жилом помещении специализированного жилищного фонда прекращено, в связи с чем ответчик подлежит выселению и снятию с регистрационного учета по данному адресу.

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Выселить Бойченко Тараса Сергеевича из жилого помещения – квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Решение суда является основанием для снятия Бойченко Тараса Сергеевича с регистрационного учета по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                         Е.А. Ирбеткина

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2020 г.

Решение в законную силу не вступило.

2-1970/2020 ~ М-1581/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ МЧС по Красноярскому краю
Ответчики
Бойченко Тарас Сергеевич
Другие
Янгулова И.И.
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Ирбеткина Елена Анатольевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Подготовка дела (собеседование)
26.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.08.2020Предварительное судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее