24RS0002-01-2019-004565-05
Дело №2-3900/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием истца Анискина А.Ф. и его представителя Матвеева Ю.Н., допущенного к участию в процессе по ходатайству,
представителей ответчика ГУ - УПРФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) – Трухиной И.М., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 сроком по 31.12.2019, и Голубь О.В., действующей на основании доверенности от 20.05.2019 сроком по 31.12.2019,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анискина А. Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным решения в части перерасчета назначенной пенсии без учета премиального коэффициента и возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом премиального коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
Анискин А.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - УПФР в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное), далее – УПФР по г. Ачинску, о признании незаконным решения в части перерасчета назначенной ему пожизненно с 15.05.2019 пенсии по старости без учета премиального коэффициента и возложении обязанности произвести перерасчет назначенной ему пожизненно с 15.05.2019 пенсии по старости с учетом премиального коэффициента, предусмотренного ч. 4 ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», мотивируя тем, что ему, как лицу, относящемуся к категории граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, поименованной в подп. «в» п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан подразделений особого риска», в подтверждение чего ему Минобороны России выдано удостоверение от 15.03.2019, на основании ст. 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения, с 15.05.2019 пожизненно назначена досрочная страховая пенсия по старости. Однако, как следует из ответа заместителя начальника УПФР в г. Ачинске от 23.08.2019 при проверке материалов пенсионного дела было установлено необоснованное применение премиальных коэффициентов для фиксированной и страховой части пенсии, в связи с чем с 01.09.2019 начисление премиального коэффициента прекращено.
Однако, считает, что, поскольку право на досрочную пенсию по старости он приобрел 15.06.2015, по достижении 50-летнего возраста, а досрочная пенсия ему назначена только в мае 2019 года, то есть, начиная с января 2015 года по май 2019 года по истечении 52 полных месяцев, то в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости предусмотрено применение коэффициента повышения размера фиксированной выплаты, установленного в соответствии с ч. 5 настоящей статьи, при начислении ему пенсии по старости необходимо начислять указанный коэффициент в размере 1,16 (л.д.3-4).
Истец Анискин А.Ф. и его представитель Матвеев Ю.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования, уточнив, что в иске неправильно определили период, исходя из которого определяется размер премиального коэффициента и который следует исчислять, начиная с даты возникновения права на досрочную пенсию с 15.06.2015, настаивают на применении при начислении пенсии премиального коэффициента в размере, определяемом в соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что данный премиальный коэффициент распространяется на все категории граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, вне зависимости от того предусмотрено ли такое право Федеральным законом №400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо иным нормативным актом. Законом РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлена лишь социальная гарантия для такой категории лиц об уменьшении возраста, с которого они имеют право на назначении страховой пенсии по старости, при этом право на назначение страховой пенсии по старости, устанавливается Федеральным законом №400-ФЗ, а именно ст. 8 указанного Федерального закона, на основании которой истцу и назначена пенсия по старости, причин не назначать истцу повышающий коэффициент фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеется.
Представители ответчика УПФР в г. Ачинске Трухина И.М. и Голубь О.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к нему (л.д.13,25), согласно которым истец является получателем страховой пенсии по старости, указанная пенсия ему назначена со дня подачи соответствующего заявления с 15.05.2019 досрочно в соответствии со ст. 30 Закона №1244-1, на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом №400-ФЗ. При проверке материалов пенсионного дела было установлена, что необоснованно применены премиальные коэффициенты для фиксированной и страховой части пенсии, в связи с чем с 01.09.2019 они не выплачиваются. В судебном заседании дополнительно пояснили, что указанные премиальные коэффициенты, в соответствии ч. 4 ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом. В свою очередь статьи 30-32 Федерального закона №400-ФЗ не содержат такую категорию для досрочного назначения страховой пенсии по старости, по которой пенсия была назначена досрочно истцу. Следовательно, применение премиального коэффициента при досрочном назначении истцу пенсии по старости не в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ, а по иному основанию, не обоснованно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.01.2015 установление страховых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей до 01.01.2019, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок расчета размера страховой пенсии изложен в ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», одновременно с назначением страховой пенсии к ней устанавливается фиксированная выплата, размер которой определен в ч. 1 ст. 16 Федерального «О страховых пенсиях», и для лиц (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с 01.01.2019 с учетом индексации устанавливается в сумме 5 334 рубля 19 копеек в месяц.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
В разделе IV Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
На основании ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Постановление) действие указанного Закона распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
К гражданам из подразделений особого риска отнесены лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, перечень которых содержится в подпунктах «а» - «д» пункта 1 указанного Постановления.
В соответствии с пунктом 2 Постановления, лицам, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Как следует из материалов дела, Анискин А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, принимавшим непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подп. «в» п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 2712.1991 №2123-1, о чем ему выдано удостоверение от 15.03.2019 (л.д.8). Следовательно, Анискин А.Ф. имел право на назначение ему пенсии по старости досрочно с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, то есть с 15.06.2015.
15.05.2019 истец обратился в УПФР г. Ачинска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.14-17).
Решением УПФР в г. Ачинске от 19.07.2019 №370686/19 по указанному заявлению Анискина А.Ф., последнему с 15.05.2019 бессрочно установлена страховая пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в размере 12 195,74 руб., в том числе страховая пенсия в размере, определенном в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сумме 5 848,05 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1,2 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сумме 5 334,19 руб. с коэффициентом повышения размера фиксированной выплаты, установленным с ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сумме 1 013,50 руб. (л.д.26).
В свою очередь, решением УПФР в г. Ачинске от 19.08.2019 № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, обнаружено неправильное применение коэффициентов повышения размера фиксированной выплаты и индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с п. 4 ст. 16 и подп. 1 п. 17 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» за период с 15.05.2019 по 31.08.2019, в связи с чем с 01.09.2019 начисление страховой пенсии по старости истцу производится без учета коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о чем Анискин А.Ф. был уведомлен письмом от 23.08.2019 (л.д.5-6,27).
Между тем, применение коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» обусловлено лишь фактом назначения такой пенсии (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом, Анискину А.Ф. страховая пенсия по старости назначена досрочно в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по достижении им пенсионного возраста, с учетом социальных гарантий предоставленных ему Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» о снижении установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» на 10 лет.
Учитывая, что на момент назначения Анискину А.Ф. страховой пенсии по старости со дня возникновения такого права прошло полных 46 месяцев, размер коэффициент повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости подлежал определению, исходя из тридцати шести истекших до дня ее назначения полных месяцев.
Доводы представителей ответчика о том, что положения ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» о применении коэффициента повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости только в случаях досрочного назначения такой пенсии по основаниям, предусмотренным статьями 30-32 указанного Федерального закона, основаны на неправильном толковании нормы права, таких исключений в законе не содержится.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, решение УПФР в г. Ачинске об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 19.08.2019 №, в части установления неправомерного применения коэффициента повышения размера фиксированной выплаты в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», признать незаконным, обязать УПФР в г. Ачинске производить начисление назначенной истцу досрочной страховой пенсии по старости, с учетом применения коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, за тридцать шесть полных месяцев, прошедших с даты возникновения права на указанную пенсию, начиная с 15 мая 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Анискина А. Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным решения в части перерасчета назначенной пенсии без учета премиального коэффициента и возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом премиального коэффициента удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии Анискину А. Ф. № от 19 августа 2019 года, в части установления неправомерного применения коэффициента повышения размера фиксированной выплаты в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное), производить начисление назначенной Анискину А. Ф. досрочной страховой пенсии по старости, с учетом применения коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, за тридцать шесть полных месяцев, прошедших с даты возникновения права на указанную пенсию, начиная с 15 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2019 года