Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 22 августа 2017 года
Мещанский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Пивоваровой Я.Г., при секретаре Гочиеве В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12001/2017 по иску Б.П.В. к ООО «Пиксар» о взыскании денежных средств, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Б.П.В. обратился в суд с иском к ООО «Пиксар» о взыскании денежных средств, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он 29.04.2016 года заключил с ООО «ПИКСАР» договор купли-продажи транспортного средства № ПК/264/29/16 автомобиля NISSAN ALMERA, идентификационный номер (VIN) *****, 2014 года выпуска, стоимостью 680 000 рублей.
Истец указал, что в счет оплаты стоимости автомобиля в кассу продавца истцом была оплачена денежная сумма в размере 330 000 рублей, при этом, предварительно ознакомившись в интернете с описанием, стоимостью, комплектацией автомобиля NISSAN ALMERA, идентификационный номер (VIN) *****, 2014 года выпуска, и уточнив по телефону цену, истец прибыл к продавцу для приобретения указанного автомобиля за 330 000 рублей, по приезду истец уточнил стоимость и наличие автомобиля в автосалоне, на что сотрудники продавца подтвердили, что автомобиль у них имеется в наличии и его стоимость действительно составляет 330 000 рублей.
Вместе с тем, после подписания основного договора купли-продажи, истец усмотрел, что был введен в заблуждение, так как, согласно договору стоимость автомобиля составляет не 330 000 рублей, 680 000 рублей.
Истец указал, что автомобиль ему так и не был передан, истец отказался от договора, о чем написал заявление о расторжении договора купли-продажи спустя полчаса после подписания договора купли-продажи. Сотрудники продавца сообщили истцу, что с истца будут удержаны денежные средства в размере 75 000 рублей, в качестве упущенной выгоды.
В тот же день, указывает истец, 29.04.2016 года между ним и ООО «Пиксар» было заключено соглашение, согласно которому договор купли-продажи транспортного средства № ПК/264/29/16 от 29.04.2016 года был расторгнут и истцу были возвращены денежные средства в размере 255 000 рублей, однако, 75 000 рублей были удержаны ответчиком в соответствии со п. 2.9.15.12 договора купли-продажи.
Таким образом, истец, ссылаясь на положения Закона «О защите прав потребителей», указывает на нарушение его прав при удержании указанной денежной суммы, в связи с чем, просит суд взыскать с ответчика в свою пользу денежную сумму в размере 75000 рублей, а также расходы на оплату юридических услуг в размере 35000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя В.А.Ю., действующего на основании доверенности, который в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 29.04.2016 года между ООО «ПИКСАР» (продавец) и Б.П.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортного средства № ПК/264/29/16, согласно пункту 2.1., 2.2. которого продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить транспортное средство марки NISSAN ALMERA, идентификационный номер (VIN) *****, 2014 года выпуска белого цвета.
Согласно пункту 2.3. договора, стороны договорились, что в день заключения договора покупатель уплачивает продавцу денежную сумму в размере 330 000 рублей в счет оплаты цены автомобиля по договору.
В соответствии с пунктом 2.4. договора, стороны договорились, что цена автомобиля, определенная сторонами в договоре, является окончательной, не может быть изменена в одностороннем порядке и включает в себя расходы по предпродажной подготовке транспортного средства, все налоговые и таможенные сборы (включая расходы на утилизацию) и иные платежи, связанные с ввозом транспортного средства на территорию Российской Федерации и выпуском его в свободное обращение, если уплата таковых предусмотрена действующим законодательством, а также стоимость транспортных и диагностических услуг, оказываемых третьими лицами, связанных с подбором, диагностикой и доставкой транспортного средства до склада продавца, затраты по хранению транспортного средства на складе продавца до момента передачи транспортного средства покупателю по акту приема-передачи. Продавец не вправе требовать от покупателя каких-либо доплат к определенной указанным договором ценой автомобиля, навязывать дополнительные услуги, либо иным образом накладывать на покупателя обязательства, которые прямо не предусмотрены сторонами в договоре, а также не предусмотрены действующим законодательством.
Между тем, далее по тексту договора, из пункта 2.9.21 следует следующее: стороны договорились, что указанная в пункте 2.3. договора денежная сумма, уплаченная покупателем в качестве аванса в подтверждение своего намерения приобрести автомобиль, включается в определенную сторонами по договору цену автомобиля. Определенная сторонами договора цена автомобиля составляет шестьсот восемьдесят тысяч рублей (стоимость автомобиля указана словами), и должна быть уплачена покупателем продавцу в полном объеме не позднее определенной продавцом даты передачи покупателю автомобиля по акту приема-передачи. Обязанность покупателя по оплате цены автомобиля считается исполненной с момента поступления денежных средств на расчетный счет, либо в кассу продавца. Полная стоимость (цена) транспортного средства по договору должна быть уплачена покупателем продавцу в день подписания договора. Обязанность покупателя по оплате полной стоимости (цены) транспортного средства считается исполненной в момент поступления денежных средств на расчетный счет либо в кассу продавца.
Судом установлено, что в день подписания договора истцом в счет оплаты приобретаемого автомобиля была оплачена денежная сумма в размере 330 000, однако, впоследствии истцу из содержания пункта 2.9.21 стало известно о том, что стоимость автомобиля составляет 680 000 рублей.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 12 Закона «О защите прав потребителей», Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, согласно которому Б.П.В. правомерно отказался от исполнения договора и принятия автомобиля, поскольку положения договора, содержащие различные условия относительно цены товара, не могут быть признаны судом информацией, которая надлежащим образом доведена продавцом до сведения покупателя.
Указывая на то обстоятельство, что до истца не была доведена надлежащим образом информация о стоимости автомобиля, Б.П.В. указывает, что в тот же день, 29.04.2016 года, между истцом и ООО «Пиксар» было заключено соглашение, согласно которому был расторгнут вышеуказанный договор купли-продажи и истцу были возвращены денежные средства, однако, сумма в размере 75 000 рублей была удержана ответчиком.
Согласно пункту 2 указанного Соглашения, денежная сумма в размере 75 000 рублей была удержана на основании пункта 2.9.15.1 договора купли-продажи.
Между тем суд полагает обоснованными доводы истца относительно незаконности удержания указанной денежной суммы.
Согласно пункту 2.9.15.1 договора купли-продажи, в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора не принимает транспортное средство или отказывается его принять, продавец вправе по своему выбору либо отказаться от исполнения договора, либо потребовать от покупателя принять транспортное средство. При этом за каждый день просрочки в принятии транспортного средства у продавца, покупатель обязуется оплатить продавцу расходы по хранению транспортного средства и сопутствующих документов в размере одной тысячи рублей в сутки. В случае, если продавец откажется от исполнения договора по причинам, указанным в указанном пункте договора, покупатель обязуется возместить продавцу расходы (убытки), понесенные последним в связи с совершением действий по исполнению договора (консультирование покупателя, подбор автомобиля, дополнительная диагностика его работоспособности и доставка транспортного средства до места его передачи покупателю, подготовка комплекта документов, необходимых для совершения сделки) в размере семидесяти пяти тысяч рублей. Указанная сумма расходов (убытков) удерживается продавцом на основании норм действующего гражданского законодательства, положения которого оговорены сторонами в договоре купли-продажи транспортного средства.
Вместе с тем, суд полагает неправомерным применение ответчиком указанного пункта договора при заключении соглашения о расторжении договора купли-продажи, поскольку, как следует из буквального толкования указанного пункта договора, сумма в размере 75 000 рублей удерживается продавцом лишь в случае, если покупатель не принимает транспортное средство или отказывается его принять в нарушение закона или иных правовых актов.
Однако ранее суд пришёл к выводу, согласно которому Б.П.В., отказываясь от принятия автомобиля, не злоупотреблял своими правами и не нарушал норм закона, а, напротив, реализовал предоставленные ему Законом «О защите прав потребителей» права на отказ от исполнения договора в результате ненадлежащего информирования о цене товара.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ истца от исполнения договора не противоречил закону, а потому оснований для применения положений пункта 2.9.15.1 договора купли-продажи при расторжении договора не имелось.
Кроме того, ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о наличии на его стороне расходов (убытков), понесенных продавцом в связи с совершением действий по исполнению договора, стоимость которых составляет 75 000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца указанной денежной суммы, которая, по мнению суда, была удержана ответчиком с истца незаконно, а также суд, на основании статьи 98 ГПК РФ, взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в размере 35 000 рублей (в том числе аванс в размере 2 000 рублей – п. 3.5 договора об оказании юридических услуг), поскольку указанные расходы понесены истцом в результате обращения в суд за защитой нарушенного права и подтверждаются материалами дела (л.д.16).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░/264/29/16 ░░ 29.04.2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 75 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 35 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.