2-814/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2013 года пос. Адамовка
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Горько А.В.,
при секретаре судебного заседания Рассоха Е.А.,
с участием: истца Сидорова В.В., представителя ответчика Ефановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова В.В. к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека нe менее нормы предоставления в пределах черты <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Сидоров В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека нe менее нормы предоставления в пределах черты <адрес>.
В судебном заседании истец Сидоров В.В. требования поддержал и пояснил, что он имеет статус сироты, <данные изъяты> был помещен в Адамовский детский дом, где находился до 2005г., обучался в ПУ <адрес>, которое закончил в 2008г., после чего проживал в <адрес>, где работал. Считает, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в данный момент закреплённого жилья не имеет, в очереди на его получение не числится. После смерти родителей за ним <данные изъяты> закреплялось жилье в <адрес>, но в 2009г. дом сгорел. Полагает, что имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Однако администрация МО Адамовский район в установленном законом порядке жилое помещение ему не предоставила, чем нарушила его права. В настоящее время проживает в <адрес> у сестры, был зарегистрирован в <адрес>, потом снят с регистрационного учета. Собственного жилья не имеет. Состоял ли он в очереди на получение жилья как сирота, ему неизвестно, считает, что ввиду своего несовершеннолетнего возраста на тот момент, госорганы должны были поставить его в льготную очередь. Так, его сестра <данные изъяты> в 2012г. по решению суда должны были получить жилье от администрации района. До настоящего времени он в очереди так и не состоит, жилье ему не предоставлено. Просит исковые требования удовлетворить. Ссылаясь на положения статьи 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать администрацию МО «Адамовский район» предоставить ему вышеуказанное жилье в пределах черты <адрес>.
Представитель ответчика администрации МО Адамовский район Ефанова Т.А., действующая на основании доверенности № от 09.04.2013г., исковые требования не признала, поскольку Сидоров В.В. не состоял в льготной очереди на получение жилья.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора - <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно заявлению, поступившему от первого заместителя министра Министерства социального развития Оренбургской области Демина В.В., он просит рассмотреть дело без их участия.
Согласно отзыву на исковое заявление, поступившему от первого заместителя министра Министерства социального развития Оренбургской области Дёмина В.В., с заявленными Сидоровым В.В. требованиями он не согласен.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.
Из свидетельства о рождении Сидорова В.В. следует, что он родился <данные изъяты>., его родителями являются ФИО1 и ФИО2, умершие <данные изъяты>., что подтверждается копиями свидетельств о смерти.
Согласно распоряжению администрации Адамовского района <данные изъяты>. Сидоров В.В. помещен в Адамовский детский дом, данное распоряжение разослано в РОО, детский дом, УСЗН и в аппарат администрации области.
Из распоряжения администрации Теренсайского сельсовета <данные изъяты>. следует, что за Сидоровым В.В. закреплена <адрес> в <адрес> на время пребывания в детском доме, данное распоряжение разослано в РОО, детский дом, ПЧ и администрацию района.
Согласно адресному листку пребывания (форма № 2) Сидоров В.В. зарегистрирован в <адрес>.
Из акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от 12.07.2013г. жилое помещение по адресу: <адрес> в <адрес>, признано непригодным для проживания в связи с несоответствием помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Факт того, что у истца отсутствует право собственности на недвижимое имущество, ответчиком не оспаривается.
Согласно справок отдела образования администрации МО Адамовский район от 11.02.2013г. и № от 20.02.2013г. Сидоров В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в льготной очереди на получение жилья не состоит.
Однако суд считает, что оснований для не постановки Сидорова В.В. в очередь на получение жилого помещения после уничтожения закрепленного за ним жилья, не имелось, поскольку в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он относился к категории детей-сирот и его следовало поставить на данный учет.
Кроме того, на основании распоряжения администрации Адамовского района <данные изъяты>. установлено, что Сидорова В.В. приходится истцу сестрой и на основании решения Адамовского районного суда от 10.09.2012г. ей как сироте предоставлена жилая площадь администрацией МО Адамовский район.
Таким образом, Сидоров В.В. имел право быть поставленным на очередь на получение жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей и соответственно, имел право на получение жилья.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным выше, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанной категории и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч.1 ст.4 Закона № 15-ФЗ от 29.02.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные изменения вступают в законную силу с 01.01.2013г.
Частью второй ст.4 вышеназванного Закона установлено, что действие положений ст.8 Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (в ред. Закона № 15-ФЗ) и ЖК РФ (в ред. Закона № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного закона.
Предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от 09.11.2005 года N2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области - Правительством Оренбургской области (далее - Правительство области).
Законом Оренбургской области N 1420/408-V-ОЗ от 18.03.2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, переданы органам местного самоуправления Оренбургской области.
Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления, полномочий, законом Оренбургской области об областном бюджете, предусмотрено финансирование муниципальных образований.
Следовательно, распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления полномочий, является Правительство Оренбургской области.
Статьёй 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 года № 1731/357-4-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, органом исполнительной власти в Адамовском районе, обязанным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации, является администрация МО <адрес>.
Судом установлено, что Сидоров В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на внеочередное получение жилого помещения, закрепленного жилого помещения не имеет, до настоящего времени жильем не обеспечен, что нарушает его права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.
Учитывая, что Сидоров В.В. в возрасте 21г., как сирота подлежал постановке на очередь на получение жилья, однако он не был поставлен в очередь на получение жилья не по своей вине, поскольку находился в детском доме и в силу своего несовершеннолетнего возраста был лишен возможности защищать свои права и интересы, а администрация Адамовского детского дома и органы опеки и попечительства надлежащих мер по защите прав и законных интересов истца и постановке его на очередь на получение жилого помещения не приняли, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования <адрес>, вне зависимости от достижения истцом возраста <данные изъяты>, обязана предоставить Сидорову В.В. жилое помещение за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, следовательно, исковые требования Сидорова В.В. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Сидорова В.В., удовлетворить.
Обязать администрацию МО Адамовский район предоставить Сидорову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека нe менее нормы предоставления в пределах черты <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме. Решение принято 09.10.2013г., изготовлено в окончательной форме 14.10.2013г.
Председательствующий. <данные изъяты>
<данные изъяты>