2-189/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2013 г.
Алапаевский городской федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующий федеральный судья Колесников А.А.,
с участием помощника прокурора г. Алапаевска Кабакова Д.Н.,
при секретаре Ермаковой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах Абрамова С. С.ча к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о предоставлении жилого помещения,
установил:
Алапаевский городской прокурор с учетом уточнения требований (л.д.36-39) обратился с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в интересах Абрамова С. С.ча, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокурор просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
- выделить денежные средства из бюджета Свердловской области;
- приобрести благоустроенное жилое помещение государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области за счет бюджета органа исполнительной власти (бюджета Свердловской области) не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (МО "Город Алапаевск");
- безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в оперативное управление Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" на территории муниципального образования "Город Алапаевск";
- распределить приобретенное жилое помещение Абрамову С.С. Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства":
- предоставить Абрамову С.С. переданное Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма.
В обоснование иска указано, что Абрамов С.С. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по данному основанию. Он не имеет закрепленного жилого помещения, поэтому в силу закона его должны обеспечить благоустроенным жилым помещение по договору специализированного найма. Такие обязанности действующим законодательством возложены на ответчиков.
В судебное заседание Абрамов С.С. не прибыл. Судом определено рассмотреть дело в его отсутствие. Позицию по иску прокурора и сведения об отсутствии жилого помещения она изложил в письменном заявлении и объяснении прокурору.
В отзыве ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области просил в удовлетворении иска отказать, так как Абрамов С.С. состоит в списке для обеспечения жилым помещением как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не реализовано, но не нарушено.
В отзыве ответчик Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" просил о рассмотрении дела без участия своего представителя и просьбой об отказе в иске аналогично позиции Министерства.
В письменном отзыве третье лицо Администрация муниципального образования "Город Алапаевск" не возражала против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя, согласна на удовлетворение иска, если будет доказано, что жилое помещение Абрамову С.С. не предоставлялось и за ним не закреплялось.
В письменном отзыве третье лицо Правительство Свердловской области, оставляя на усмотрение суда решение по иску, сообщило о принятии нормативного акта, регламентирующего основания и порядок предоставления в Свердловской области жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также граждан из их числа.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие Абрамова С.С., представителей ответчиков и третьих лиц по представленным доказательствам.
Представитель государственного органа ТОИОГВСО - УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району Анохина Ю.Н., специалист отдела опеки и попечительства, просила иск удовлетворить, обеспечить Абрамова С.С. жилым помещением. Такая же позиция изложена в отзыве УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району.
Исследовав доказательства, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С 1 января 2013 г. изменился порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Согласно ч.ч.1,3,9 ст.8 N.159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N.15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений либо в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок пять лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им, в частности, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Право на обеспечение жилыми помещениями по таким основаниям и порядке сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Истец Абрамов С.С. относится к категории граждан, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В отношении его установлено следующее.
Решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении пятерых сыновей и трех дочерей, в том числе в отношении Абрамова С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.5,13).
Постановлением Главы администрации г. Алапаевска от ДД.ММ.ГГГГ № Абрамов С.С. определен для дальнейшего воспитания в детский дом и находились в других учреждениях социальной защиты (л.д.6,12).
Он воспитывался в <данные изъяты> детском доме с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7). По сообщению из данному учреждения жилое помещение за ним не закреплялось (л.д.9).
Из Акт обследования условий проживания от ДД.ММ.ГГГГ семьи Абрамовых было установлено, что родители с детьми проживали в <адрес>. По данному адресу они прописаны не были, заехали самовольно, дом находился в аварийном состоянии (л.д.8,10).
В паспорте Абрамова С.С. регистрация отсутствует (л.д.14-17). В своих пояснения Алапаевскому городскому прокурору для подачи иска в суд в его интересах сообщил, что в детском доме находился до ДД.ММ.ГГГГ.; до ДД.ММ.ГГГГ. обучался в Камышловском училище; в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы в <адрес>. Закрепленное жилое помещение в <адрес> находилось и находится в аварийном состоянии. Он проживает в арендованном жилье в <адрес> Своего жилого помещения не имеет (л.д.18).
По сообщениям регистрирующих органов последнее место проживания Абрамова С.С. в семье, которое могло быть закреплено за ним для проживания, расположено в <адрес>, зарегистрировано за другим лицом (л.д.70-72).
Из Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Заключения межведомственной комиссии муниципального образования "Город Алапаевск" от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение расположенное в <адрес> признано несоответствующее требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с допущенными в процессе эксплуатации здания, физическим износом, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, по которым помещение признается пригодным для проживания, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N.47 от 28 января 2006 г.
По сообщения Алапаевского филиала СОГУП "Областной государственный центр инвентаризации и регистрации недвижимости" ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствуют сведения о правах Абрамова С.С. на недвижимое имущество (л.д.34,47,70).
Представленные доказательства подтверждают право Абрамова С.С. на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ № Абрамов С.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений по Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" (л.д.19-23).
Согласно Списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существующего в Администрации муниципального образования "Город Алапаевск" в настоящее время, Абрамов С.С. состоит в нем под №.
Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району от ДД.ММ.ГГГГ № Абрамов С.С. принят на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д.96-97).
Право на обеспечение жилым помещение в Абрамова С.С. возникло и не реализовано. В удовлетворении требования в его интересах не может быть отказано.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.11 ч.2 ст.2 Закона Свердловской области "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области" от 7 декабря 2012 г. N.96-ОЗ гражданам могут предоставляться жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 апреля 2013 г. N.491-ПП определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 апреля 2013 г. N.491-ПП определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области: приобретает жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принимает решения о предоставлении указанным лицам таких жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (разд.1 п.1);
Министерство социальной политики Свердловской области формирует списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (разд.3 п.1).
Приобретение и содержание указанных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке (п.2).
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 г. N.527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения), и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления).
В соответствии с Порядком приобретения Фонд размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот и заключает государственные контракты на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области (п.6).
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные (текущие) счета застройщиков (продавцов), открытые в кредитных организациях. Фонд представляет в Управление Федерального казначейства по Свердловской области и Министерство финансов Свердловской области документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств для приобретения жилых помещений (п.8).
Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда (п.9).
В соответствии с Порядком предоставления распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения (п.7).
Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета (п.7).
Приказы Министерства о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (п.8).
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд (п.9).
При таких обстоятельствах, исковые требования в интересах Абрамова С.С. являются обоснованными к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, обязанному выделить денежные средства из бюджета Свердловской области для приобретения жилого помещения, и к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" обязанному на выделенные средства предоставить ему жилое помещение.
Согласно ч.5 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.
Постановлением Главы муниципального образования "Город Алапаевск" от ДД.ММ.ГГГГ г. № установлена норма предоставления в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
Благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, должно быть предоставлено Абрамову С.С. общей площадью не менее 33 кв.м. на территории муниципального образования "Город Алапаевск".
Руководствуясь ст.ст. 195, 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░. ░.░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.