РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2020 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Кононюк Н.С.,
с участием:
представителя истца помощника Ачинского городского прокурора Чиханчиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 33» о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, к Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности по финансированию расходов на обследование технического состояния здания,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц с исковым заявлением к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад № 33») о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Гагарина, строение 12А, в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», к Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности по финансированию расходов на обследование технического состояния здания. Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки было установлено, что за МБДОУ «Детский сад № 33» закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Гагарина, строение 12А (год постройки -1970). В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора. Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. Несмотря на вышеуказанные требования закона, МБДОУ «Детский сад № 33» эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. 01 июня 2020 года в адрес МБДОУ «Детский сад № 33» направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено, до настоящего времени комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования не проведено в связи с отсутствием финансирования со стороны органов местного самоуправления на данные цели. Не проведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, что является недопустимым. В связи с указанными обстоятельствами Ачинский городской прокурор вынужден обратиться в суд и просит возложить на МБДОУ «Детский сад № 33» обязанность провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Гагарина, строение 12А, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций, в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, а также возложить на Управление образования администрации г. Ачинска обязанность профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ «Детский сад № 33» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.2-7,71).
В судебном заседании истец помощник Ачинского городского прокурора Чиханчина Е.Ю. поддержала заявленные исковые требования с учетом уточненной редакции.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 33», извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.75), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.83), согласно представленному ранее отзыву по существу заявленных исковых требований не возражал (л.д.27-29).
Представитель ответчика Управления образования администрации г.Ачинска, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.74), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.81). Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявление, представитель Управления образования администрации г.Ачинска просил исковые требования прокурора о проведении обследование технического состояния здания детского сада удовлетворить. Против исковых требований к Управлению образования администрации г.Ачинска не возражал, просил учесть, что финансовое обеспечение деятельности Управления образования осуществляется за счет средств бюджета г. Ачинска на основании бюджетной системы, в связи с чем, Управление обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов из бюджета. Потребность для проведения обследования в образовательных учреждениях составляет значительное финансирование. С учетом того, что все образовательные учреждения работают в рамках лимитов бюджетных обязательств 2020 года, проведение мероприятий по организации обследования технического состояния здания детского сада в 2020 году не представляется возможным. На момент рассмотрения дела бюджет на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы сформирован, находится на согласовании в финансовом управлении администрации г. Ачинска. В связи с чем просил увеличить срок до 12 месяцев на финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания, поскольку решение вопроса о внесении изменений в бюджет муниципального образования, выделением средств бюджета на финансирование указанных мероприятий, проведением процедур в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (л.д.77-79).
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика представитель администрации г. Ачинска, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.74), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрении дела и отзыва по иску не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п. 8 и 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также проведение профилактических мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Частями 6, 7 и 8 настоящей статьи установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период их эксплуатации путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений и их текущий ремонт проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Требования к техническому обслуживанию зданий и сооружений установлены Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312 (далее по тексту – Положение).
Согласно п.п. 3.1. - 3.3. Положения техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 – ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В развитие указанных выше положений закона с 01 января 2014 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011, является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений.
Данный стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Кроме того, настоящий стандарт распространяется на проведение работ, в частности по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
Согласно п.п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
В соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) является определение действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получение количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
Подпунктами 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 установлено, что при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.
Как следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад № 33» является муниципальной дошкольной образовательной организацией, предметом и целью деятельности которой является оказание муниципальных образовательных услуг в рамках выполнения муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности; образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками.
Учредителем образовательной организации является администрация г. Ачинска.
Образовательная организация расположена по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Гагарина, строение 12А, в нежилом двухэтажном здании 1970 года постройки, принадлежащему муниципальному образованию г. Ачинск, переданному МБДОУ «Детский сад № 33» на праве оперативного управления муниципальным имуществом.
В ходе проведенной Ачинский городской прокуратурой в 2020 году проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в зданиях и помещениях образовательного учреждения, было установлено, что в МБДОУ «Детский сад № 33» не проводятся контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В связи с чем, 01 июня 2020 года в адрес МБДОУ «Детский сад № 33» прокурором направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении (л.д.16-18), однако выполнение требований прокурора не обеспечено до настоящего времени.
Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в связи с чем исковые требования Ачинского городского прокурора к МБДОУ «Детский сад № 33» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, в том числе в части срока на исполнение судебного решения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования истца к Управлению образования администрации г.Ачинска о возложении обязанности по финансированию расходов МБДОУ «Детский сад № 33» на проведение обследования технического состояния здания детского сада суд также считает обоснованными.
В силу положений ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с Положением об Управлении образования г.Ачинска, утвержденному решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 31.05.2016 №11-56р, Управление образования администрации г.Ачинска исполняет полномочия органов местного самоуправления г. Ачинска по решению вопросов местного значения в сфере образования, а именно: обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, контролирует условия аренды (передачи в безвозмездное пользование) зданий, помещений и объектов муниципальной собственности муниципальными образовательными и прочими подведомственными организациями в соответствии с законодательством, осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по отношению к муниципальным общеобразовательным и прочим подведомственным организациям.
Исходя из вышеуказанных положений закона, Управление образования администрации г.Ачинска, осуществляющее от имени муниципального образования город Ачинск функции и полномочия учредителя МБДОУ «Детский сад № 33» и бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств, при формировании расходов местного бюджета на образование обязан обеспечить финансирование мероприятий по организации и проведению обследования технического состояния здания детского сада.
Суд принимает во внимание, что вопрос о дополнительном финансировании на эти цели был поставлен руководителем МБДОУ «Детский сад № 33» перед Управлением образования администрации г.Ачинска еще в июле 2020 года, однако данных о проведении какой-либо работы по этому вопросу Управлением образования суду не представлено, лишь сообщено, что расходы на обследование технического состояния здания будут включены в дополнительную потребность реестра расходов разового характера на 2021 год, после утверждения бюджета, несмотря на то, что Управление образования поддерживает требования прокурора к образовательному учреждению о возложении на учреждение обязанности по проведению обследования технического состояния здания.
С учетом указанных обстоятельств, исковые требования Ачинского городского прокурора к Управлению образования администрации г.Ачинска подлежат удовлетворению в полном объеме, с установлением срока в течение которого должно быть исполнено решение суда равным шести месяцам с момента вступления в законную силу решения суда. Оснований для установления указанного срока равным 12 месяцам не имеется, в связи с тем, что в указанный срок МБДОУ «Детский сад № 33» должен провести обследование технического состояния здания.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния здания детского сада, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, улица Гагарина, строение 12А с целью оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций.
Обязать Управление образования администрации г. Ачинска Красноярского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 33», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, улица Гагарина, строение 12А.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2020 года
Судья Г.А.Киняшова