Гражданское дело № 2-732/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 12 июля 2012 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Петрова И.М.,
с участием помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Иванова Е.А.,
представителя заинтересованного лица главы Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в лице Чайдонова С.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица филиала по Аскизскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Хакасия в лице начальника филиала Саражакова А.А.,
заинтересованного лица Мамышевой А.А.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия главы Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в определении места отбывания наказания в виде исправительных работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия Загрядский О.В. обратился в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия главы Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия (далее по тексту Усть-Камыштинский сельсовет) в определении места отбывания наказания в виде исправительных работ осужденной Мамышевой А.А., а также об обязании главы Усть-Камыштинского сельсовета определить осужденной место отбывания наказания в виде исправительных работ.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что приговор мирового судьи судебного участка № 2 Аскизского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мамышевой А.А., вступивший в законную силу, до настоящего времени не исполняется по причине отказа главы органа местного самоуправления, на территории которого проживает осужденная Мамышева А.А., в определении последней места отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с отсутствием денежных средств. Полагает, что оспариваемое бездействие главы Усть-Камыштинского сельсовета является нарушением действующего законодательства, негативно сказывается на восстановлении социальной справедливости, исправлении осужденной.
В судебном заседании помощник прокурора Аскизского района Иванов Е.А. заявленное требование поддержал по доводам, изложенным в заявлении, относительно постановления главы администрации Усть-Камыштинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым из списка организаций, определенных для отбывания наказания в виде общественных и исправительных работ, исключена администрация МО Усть-Камыштинский сельсовет пояснил, что оно не подлежит применению, поскольку не опубликовано в установленном законом порядке, соответственно не имеет юридической силы. Полагает, что осужденная могла быть принята на работу в администрацию Усть-Камыштинского сельсовета, поскольку в штатном расписании по администрации имеются должности рабочего, сторожа, технички, подходящие для отбывания наказания Мамышевой А.А.
Представитель главы Усть-Камыштинского сельского совета Чайдонов С.И. заявление прокурора не признал, суду пояснил, что в штатном расписании администрации нет свободных единиц для трудоустройства Мамышевой А.А. и других осужденных как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору, более того отсутствуют финансовые средства для оплаты их труда. Считает заявление прокурора необоснованным, поскольку со своей стороны администрация Усть-Камыштинского сельсовета исполнила требования ст. 39 УПК РФ и ст. 50 УК РФ, поскольку определила места для отбывания наказания осужденными в виде исправительных работ, какими являются <данные изъяты> и <данные изъяты> тогда как обязанность органа местного самоуправления по трудоустройству данных лиц действующим законодательством не предусмотрена. Считает несостоятельным довод прокурора о незаконности постановления главы администрации Усть-Камыштинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации исполнения наказания в виде исправительных работ на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет», поскольку оно не подлежит опубликованию, так как не затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в судебном порядке не оспорено.
Представитель заинтересованного лица - начальник филиала по Аскизскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Хакасия Саражаков А.А. требование прокурора поддержал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ осужденная Мамышева А.А. была направлена в администрацию Усть-Камыштинского сельсовета для отбывания наказания в виде исправительных работ. Главой Усть-Камыштинского сельского совета Мамышева А.А. была направлена в ООО «Овцевод», где ей отказали в трудоустройстве в связи с наличием судимости, несмотря на то обстоятельство, что данная организация указана в списке предприятий, находящихся на территории МО Усть-Камыштинский сельсовет, определенных для отбывания наказания, утвержденном постановлением главы МО Усть-Камыштинский сельский совет.При последующем обращении Мамышевой А.А. в администрацию Усть-Камыштинского сельского совета главой Токмашевым Н.К. было отказано в трудоустройстве осужденной в связи с отсутствием денежных средств.
Заинтересованное лицо Мамышева А.А. заявление прокурора поддержала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ вместе с Саражаковым А.А. - начальником филиала УИИ по Аскизскому району и другой осужденной обратились к главе Усть-Камыштинского сельсовета Токмашеву Н.К. по вопросу определения места отбывания наказания, на что получила ответ, что в администрации сельсовета такого места нет, как и денежных средств на оплату ее труда. Глава сельского совета Токмашев Н.К. посоветовал обратиться в <данные изъяты> где ей отказали в трудоустройстве в связи с наличием судимости. После этого глава администрации Усть-Камыштинского сельского совета Токмашев Н.К. написал письменный отказ в ее трудоустройстве. Вместе с тем, Мамышева А.А. желает трудоустроиться, чтобы отбыть наказание по приговору мирового судьи для погашения судимости.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ таким же правом наделен и прокурор, обратившийся в суд с заявлением в интересах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом, необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных (ст. 2 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Частью 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) установлено, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.
Приговором мирового судьи судебного участка № 2 Аскизского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Мамышева А.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, и ей назначено наказание в виде исправительных работ сроком на пять месяцев с удержанием ежемесячно 10 процентов заработка в доход государства.
Согласно адресной справки начальника ОУФМС России по РХ в Аскизском районе ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, Мамышева А.А. зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, где фактически и проживает.
ДД.ММ.ГГГГ Мамышева А.А. была поставлена на учет филиалом по Аскизскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Хакасия.
ДД.ММ.ГГГГ осужденной Мамышевой А.А. выдано предписание о явке ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Усть-Камыштинского сельского совета для отбывания наказания по месту жительства. Однако главой администрации Усть-Камыштинского сельсовета Токмашевым Н.К. осужденной Мамышевой А.А. было отказано в трудоустройстве, а также определении места отбывания уголовного наказания в связи с отсутствием денежных средств.
Данный отказ, по мнению суда, является незаконным, поскольку федеральными законами - Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации прямо предусмотрено отбывание осужденными наказания в виде исправительных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления, в районе места жительства осужденного.
Так, во исполнение ч. 1 ст. 39 УИК РФ на основании муниципального правового акта должен быть определен исчерпывающий перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Усть-Камыштинский сельский совет и УИИ №6 ФБУ «МРУИИ УФСИН России по РХ» заключили соглашение о сотрудничестве, согласно пункта 38.3.1. которого администрация Усть-Камыштинского сельского совета определяет круг лиц, ответственных за организацию взаимодействия с Инспекцией и представляет информацию о перечне объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и (или) исправительных работ.
Постановлением главы МО Усть-Камыштинский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации исполнения наказания в виде исправительных работ на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельсовет», утвержден перечень организации и предприятий для отбывания наказания в виде исправительных работ - <данные изъяты> администрация МО Усть-Камыштинский сельсовет.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя главы Усть-Камыштинского сельсовета Чайдонова С.И., на орган местного самоуправлении возложена обязанность только по определению места для отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ, тогда как согласование с руководством предприятий вопроса трудоустройства осужденных в обязанности органа местного самоуправления не входит. В связи с этим при утверждении перечня организаций и предприятий на территории муниципального образования Усть-Камыштинский сельский совет для отбывания наказания в виде обязательных и (или) исправительных работ в соответствии со ст.ст. 49, 50 УК РФ с руководством <данные изъяты> не согласовывался вопрос об отбывании осужденными уголовных наказаний на данных предприятиях. В указанный перечень были включены все предприятия, находящиеся на территории Усть-Камыштинского сельсовета.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что заключением указанного соглашения и вынесения постановления администрация Усть-Камыштинского сельского совета исполнила возложенную обязанность по определению мест отбывания осужденными наказания в виде исправительных и обязательных работ суд считает несостоятельным, поскольку из анализа ч. 1 ст. 39 УИК РФ, ч. 1 ст. 50 УК РФ следует, что обязанностью органа местного самоуправления является не только определение места отбывания наказания, но и согласование с руководителями предприятий порядка отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, иное противоречит смыслу данных статей, а также ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Несмотря на то, что администрацией Усть-Камыштинского сельсовета утвержден список организаций для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, суд полагает, что главой поселения допущено бездействие в части определения места отбывания наказания осужденной Мамышевой А.А.
Так, на территории Усть-Камыштинского поселения имеются хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели, тогда как сведений о том, что главой поселения ведется работа по согласованию с руководителями вакантных мест для трудоустройства осужденных, включению их в список организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ, в материалах дела не имеется, доказательств принятия исчерпывающих мер по выполнению полномочий определения места отбывания наказания осужденной Мамышевой А.А. не представлено.
Суд учитывает, что незаконное бездействие главы Усть-Камыштинского сельсовета в определении осужденной Мамышевой А.А. места отбывания наказания влияет на своевременное исполнение приговора, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ (с момента явки осужденной в администрацию Усть-Камыштинского сельсовета для отбывания наказания) и до настоящего времени Мамышева А.А. наказания не понесла, тогда как началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу (ст. 42 УИК РФ).
Оценивая постановление главы администрации Усть-Камыштинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого из списка организаций для отбывания наказания исключена администрация Усть-Камыштинского сельсовета, суд не принимает его во внимание, поскольку данное постановление вынесено после совершения обжалуемых действий - отказа в трудоустройстве Мамышевой А.А.
Довод представителя Чайдонова С.И. об отсутствии денежных средств у Усть-Камыштинского сельского совета для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по определению места отбывания наказания осужденными.
Также суд не соглашается с доводом представителя заинтересованного лица Чайдонова С.И. о том, что, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», места для отбывания исправительных работ должны определяться органом местного самоуправления муниципального района, а не сельского поселения, поскольку это является произвольным толкованием приведенной нормы, в то время как федеральными законами - Уголовным кодексом РФ и Уголовно-исполнительным кодексом РФ прямо предусмотрено отбывание исправительных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления, в районе места жительства осужденного, что обеспечивает реализацию одного из пенитенциарных принципов: исполнение наказания по месту жительства осужденного. При этом, по мнению суда, под районом места жительства следует понимать тот населенный пункт, где живет осужденный.
Таким образом, суд считает требование прокурора обоснованным, поскольку усматривает бездействие главы Усть-Камыштинского сельсовета в определении места отбывания наказания осужденной Мамышевой А.А., что негативно сказывается на интересах Российской Федерации как правового государства, в котором провозглашены принципы неотвратимости ответственности, предполагающей неминуемость наказания за совершенное преступление и соединения наказания с исправительным воздействием, а также нарушает права и законные интересы Мамышевой А.А., которая, будучи осужденной за совершение преступления, не имеет возможности отбыть назначенное судом наказание в районе своего места жительства.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Заявление прокурора Аскизского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия главы Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в определении места отбывания наказания в виде исправительных работ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в определении места отбывания Мамышевой А.А. наказания в виде исправительных работ.
Обязать главу Усть-Камыштинского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия определить место отбывания наказания, назначенного приговором мирового судьи судебного участка № 2 Аскизского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Мамышевой А.А, в виде исправительных работ, в районе места жительства осужденной.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 июля 2012 года
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров