дело № 2-953/2015г.
решение в окончательной форме
принято 17.06.2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2015г. г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего О.В.Галкиной,
с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Я.Л.Горлановой,
при секретаре Т.В. Лангольф,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Шокаревой <данные изъяты> к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Алейская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчёт заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Шокаревой Н.С. к КГБУЗ «Алейская ЦРБ» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, указывая на то, что Шокарева Н.С. работает в КГБУЗ «Алейская ЦРБ». При начислении и выплате заработной платы Шокаревой Н.С. размер районного коэффициента начислялся до доведения заработной платы истицы до минимального размера оплаты труда. Между тем, ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015г. в сумме 5965 рублей в месяц. В связи с чем, в 2015г. заработная плата работникам КГБУЗ «Алейская ЦРБ» должна быть начислена в размере не менее 7140 рублей в месяц (5965 рублей – минимальный размер оплаты труда + 1139 рублей – районный коэффициент 1,2). Кроме того, согласно трудовому договору заработная плата истца включает в себя районный коэффициент, который определен работодателем в размере 1,20. Однако действия работодателя по установлению районного коэффициента в размере 1,20 также являются незаконными, поскольку данная компенсационная выплата на территории Алейского района законом определена в размере 1,25. Просит обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» установить Шокаревой Н.С. с 16.04.2015г. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; обязать ответчика установить Шокаревой Н.С. с 16.04.2015г. районный коэффициент в размере 1,25; обязать ответчика произвести Шокаревой Н.С. перерасчёт заработной платы с 16.04.2015г. по день вынесения решения, путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения норм труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Истица Шокарева Н.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была надлежащим образом извещена.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Горланова Я.Л. доводы искового заявления поддержала в полном объёме. Дополнила, что из представленных расчётных листков следует, что размер заработной платы Шокаревой Н.С. не превышает минимальный размер оплаты труда, в состав которой работодателем включен районный коэффициент, однако в соответствии с законом указанные выплаты должны начисляться на заработную плату, доведённую до уровня минимального размера оплаты труда. Кроме этого, постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. установлен районный коэффициент для жителей г. Алейска и Алейского района в размере 1,25, в связи, с чем именно данный размер районного коэффициента должен применяться при начислении заработной платы истца.
Представитель КГБУЗ «Алейская ЦРБ» в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом извещён, в отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что КГБУЗ «Алейская ЦРБ» является бюджетным учреждением, её функции носят некоммерческий характер, что подтверждается Уставом учреждения. Кроме того, учредителем КГБУЗ «Алейская ЦРБ» является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в связи с чем, оплата труда работников учреждения осуществляется на основании нормативных правовых актов Администрации Алтайского края, обязательных к исполнению учреждением. В соответствии со ст. 144 ТК РФ оплата труда работников КГБУЗ «Алейская ЦРБ» производится на основании системы оплаты труда, введенной Отраслевым положением об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 г. № 607. КГБУЗ «Алейская ЦРБ» было разработано и утверждено Положение об оплате труда в учреждении, которым определена обоснованная дифференциация оплаты труда всех категорий работников, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Положение об оплате труда учитывает, что работники учреждения работают в особых климатических условиях, в связи с чем им производится доплата за работу в особых климатических условиях (ст. 129 ТК РФ). При заключении трудового договора истице установлен оклад, стимулирующая выплата за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения и компенсационная выплата за работу в ночное время. При начислении истице заработной платы в обязательном порядке ей производится компенсационная выплата - доплата за работу в особых климатических условиях в виде коэффициента 1,20 к начисленной заработной плате, установленной на территории г. Алейска распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20.01.1975г. № 39-р. В связи с тем, что размер месячной заработной платы истицы с учетом компенсационной выплаты (доплаты за работу в особых климатических условиях) меньше размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы для работников бюджетного сектора экономики, ей дополнительно начисляется и выплачивается доплата до МРОТ. Доплата до МРОТ не является оплатой за труд, соответственно к ней не может быть применён какой-либо коэффициент. При этом полагает, что коэффициент 1,20, установленный на территории г. Алейска и Алейского района, нельзя считать районным коэффициентом, применяемым в соответствии со ст. ст. 315, 316 ТК РФ, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предусмотренные ст.ст. 315, 316, 317 ТК РФ требования, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, на возникшие между истицей и КГБУЗ «Алейская ЦРБ» правоотношения не распространяются. Поскольку Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не включён в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 (в ред. от 03.03.2012г.). На сегодняшний день нет законодательного и иного нормативного правового акта бывшего Союза ССР, РСФСР, а также Российской Федерации или органа исполнительной власти Алтайского края, устанавливающего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах и местностях Алтайского края и порядок её выплаты. Считает противоречащим действующему законодательству исковые требования об установлении и выплате истице процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах и местностях Алтайского края. Считает, что содержащееся в постановлении Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» повышение с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края должно быть закреплено нормативным правовым актом органа исполнительной власти Алтайского края. В настоящее время такой документ отсутствует. Вместе с тем, положения указанного выше постановления противоречат постановлению Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237, в приложении к которому установлены размеры коэффициентов, а также районы, в которых они применяются. Согласно п. 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 30.11.2011г. № 1237 районы, в которых применяется коэффициент 1,25, - г. Славгород; г. Алейск и Алейский район в данном пункте не указаны.
Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Горланову Я.Л., настаивавшего на удовлетворении исковых требований, исследовав представленные материалы, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в России устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Согласно ст. 130 ТК РФ одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является установление величины минимального размера оплаты труда. При этом закрепляется, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы (оплаты труда работника) включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 2 ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133 ТК РФ позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями путём применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Такими нормативно-правовыми актами являются постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р, Постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г., установившими применение районного коэффициента к заработной плате всех работников на отдельных территориях Алтайского края, включая г. Алейск и Алейский район.
Как установлено судом и подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Приложением № к Положению об оплате труда КГБУЗ «Алейская ЦРБ» на 2014г. Шокарева Н.С. работает <данные изъяты> КГБУЗ «Алейская ЦРБ» с 16.04.2015г., её должностной оклад составляет 2018 рублей.
Из материалов дела следует, что размер заработной платы истицы за май 2015г. без учёта районного коэффициента составил менее МРОТа. Данное обстоятельство подтверждается расчетным листком за спорный период.
Вместе с тем месячная зарплата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного Федеральным законом.
По смыслу конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008г. № 11-П). В связи с чем при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
При таких обстоятельствах ежемесячная заработная плата истицы без учёта районного коэффициента не могла быть менее минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент подлежал начислению сверх указанной суммы.
С учетом изложенного, суд считает, что требования истца о необходимости при расчёте заработной платы Шокаревой Н.С. производить начисление районного коэффициента на установленный МРОТ законными.
Анализируя требования прокурора в части установления истцу районного коэффициента в размере 1,25 суд приходит к следующему.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р установлены размеры районных коэффициентов к заработной плате работников на отдельных территориях Алтайского края, включая г. Алейск и Алейский район.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Алейского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять работникам бюджетной сферы за счёт средств бюджета Алтайского края.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. районный коэффициент к заработной плате на территории г. Алейска и Алейского района определён в размере 1,25.
Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.
Постановление № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом – Правительством РФ; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, включая г. Алейск, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие, и источники финансирования затрат на эти цели.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25, по мнению суда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
Из материалов дела следует и подтверждено расчетным листком истца, что Шокаревой Н.С. начисляется районный коэффициент в размере 1,20.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 1,25 нарушено и подлежит восстановлению.
Ссылка представителя ответчика на применение положений постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1237 не состоятельна, поскольку указанное выше постановление Правительства РФ регулирует порядок применения коэффициентов для расчёта денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу, и не распространяется на медицинских работников бюджетной сферы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах Шокаревой <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» с 16 апреля 2015г. установить заработную плату Шокаревой <данные изъяты> не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента.
Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» установить Шокаревой <данные изъяты> с 16 апреля 2015г. районный коэффициент в размере 1,25.
Обязать КГБУЗ «Алейская ЦРБ» произвести перерасчёт заработной платы Шокаревой <данные изъяты> с 16 апреля 2015г. по 17 июня 2015г. путём начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через отдел судопроизводства Алейского городского суда.
Судья О.В.Галкина
Решение не вступило в законную силу